Недействующий

Об утверждении Основных направлений по оздоровлению окружающей природной среды Ленинградской области на период до 2005 года (утратило силу с 25.11.05 на основании постановления Правительства Ленинградской области от 25.11.05 N 302)

Основные экологические проблемы
Ленинградской области и пути их решения


Водные проблемы


Территория Ленинградской области включает в себя водосборные бассейны Балтийского и Каспийского морей и Ладожского озера. Наличие на территории региона природных систем и объектов федеральной собственности (Ладожское озеро, территориальные воды Финского залива и т.д.) требует специальных законодательных решений как на уровне двусторонних связей между субъектами Федерации, так и законодательно-нормативных решений федерального уровня. Кроме того, на территории Ленинградской области действуют международные соглашения России - Конвенция по защите морской среды Балтийского моря (Хельсинкская Конвенция), Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, Федеральная целевая программа "Возрождение Волги". Международные обязательства конкретизированы в программе мер по сокращению загрязнения водных объектов и осуществлению водоохранных мероприятий в бассейне Балтийского моря, принятой Российской Федерацией и Финляндской Республикой в мае 1992 года. Поэтому безусловно межрегиональной проблемой остается достижение устойчивых показателей улучшения качества вод Ладожского озера.

Ладожское озеро - крупнейший пресноводный водоем в Европе. Непосредственно в озеро впадают 32 реки (не считая малых водотоков), а вытекает только Нева. Общий объем загрязненных сточных вод, поступающих непосредственно в озеро, ежегодно составляет около 400 млн. куб. метров, причем более половины этого объема - от Ленинградской области.

В последнее время наблюдается тенденция к снижению биогенных нагрузок на Ладожское озеро, что связывается с сокращением использования минеральных и органических удобрений, скорее по экономическим, а не по природоохранным мотивам. Однако показатели улучшения качества вод Ладожского озера, к сожалению, не достигают пока требуемых нормативных значений. Загрязняющие вещества поступают в озеро с речным стоком, со сточными водами промышленных и сельскохозяйственных предприятий (непосредственно расположенных на берегу озера), с атмосферными осадками. В то же время, по данным Ленинградского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды, полностью прекращены комплексные наблюдения за состоянием водной экосистемы Ладожское озеро - река Нева - Невская губа - восточная часть Финского залива (в частности, систематические наблюдения за качеством вод Ладожского озера не ведутся с 1990 года). Это относится и к речным системам Ленинградской области, на которых также происходит закрытие постов или сокращение программы наблюдений на пока еще действующих постах. Поэтому необходимо в целях получения объективной информации о состоянии водных экосистем восстановить сети и программы мониторинга, в первую очередь на Ладожском озере, с выделением необходимого финансирования, и в дальнейшем проводить работы по охране и очистке Ладожского озера и его акватории.

Практически по каждому району Ленинградской области требуется выполнение работ как по строительству новых очистных сооружений, так и по реконструкции уже существующих. Даже в районных центрах Ленинградской области Волхове, Всеволожске, Кировске, Луге, Подпорожье имеющиеся очистные сооружения перегружены по объемам обрабатываемых сточных вод и, соответственно, не могут обеспечить их эффективной очистки. Еще хуже складывается ситуация в небольших поселках, где в силу социально-экономических причин даже имеющиеся очистные сооружения во многих случаях не эксплуатируются должным образом и находятся в аварийном состоянии. Массовые мероприятия по передаче сооружений на баланс муниципальных объединений жилищно-коммунального хозяйства, прошедшие во многих районах Ленинградской области в 1995-1996 годах, не исправили положения из-за отсутствия финансирования.

Крайне необходимо проведение мероприятий по некоторым наиболее крупным предприятиям области (ОАО "Светогорск", Выборгский ЦБК и другие), поименованным в международных соглашениях.

Многочисленные водные объекты - одно из важнейших достояний Ленинградской области, которая является одной из самых озерных на Русской равнине: 1800 озер занимают 14 процентов ее территории. Суммарная длина более 50 тысяч  водотоков в гидрографической сети превышает 221 тыс. километров. Требует внимания также и проблема снабжения питьевой водой. Запасы пресной воды в поверхностных источниках оцениваются в 1280 куб. километров, а в подземных (включая минеральные источники) - 320 куб. километров. По количеству пресной воды на одного жителя Ленинградская область занимает одно из ведущих мест в России.

Водное хозяйство необходимо приводить к единой системе управления водопользованием и охраной водных ресурсов. Опыт зарубежных стран показывает, что необходимо создавать интегрированную систему управления водными ресурсами, с помощью которой появится возможность прогнозировать ситуацию и обоснованно принимать адекватные решения.

Современное водоснабжение многих городов и поселков Ленинградской области основывается почти исключительно на поверхностных источниках. По ряду причин в настоящее время использование таких источников водоснабжения нельзя признать полностью удовлетворительным. На водосборной территории водных объектов часто расположены сельскохозяйственные угодья, многочисленные садоводческие участки (многие из которых находятся непосредственно в водоохранной зоне рек), бытовые и промышленные свалки, населенные пункты, военные городки. Для восстановления и обеспечения экологического благополучия используемых водных источников требуется проведение определенного комплекса водоохранных мер.

Как альтернативный в данной ситуации и более благоприятный в отношении качества воды вариант следует рассматривать использование в качестве источника водоснабжения подземных вод, запасы которых в отдельных районах Ленинградской области значительны и которые обладают наибольшей санитарной надежностью и безопасностью в отношении чрезвычайных ситуаций. Однако в настоящее время в связи с ужесточением норм радиационной безопасности необходима переоценка качества подземных вод, в частности - гдовского водоносного горизонта, в целях исключения риска их негативного воздействия на здоровье населения.