Действующий

О региональной целевой программе "Реформирование государственной и муниципальной службы Ленинградской области (2004-2005 годы)"

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами  

   В Ленинградской области сложились определенные правовые основы государственной и муниципальной службы как механизма государственного управления и местного самоуправления, адекватные социально-экономическим условиям современного российского общества и государства.

В 1995-2002 годах в органах государственной власти области осуществлялась подготовка нормативных правовых актов в сфере государственной и муниципальной службы. Приняты областные законы "О государственной службе Ленинградской области", "О муниципальной службе в Ленинградской области", законодательные и иные нормативные правовые акты Ленинградской области, регламентирующие многие другие аспекты государственной и муниципальной службы Ленинградской области.

Общая численность государственных и муниципальных служащих Ленинградской области на начало 2003 года составила немногим более 6 тысяч человек, в том числе служащие государственных органов - 1,6 тысячи человек, численность муниципальных служащих Ленинградской области - около 4,5 тысячи человек.

Таким образом, на 1000 человек населения области приходится один служащий государственных органов и три работника органов местного самоуправления Ленинградской области. Для сравнения: на 1000 жителей Российской Федерации приходится 1,1 работник государственных органов субъектов Российской Федерации и два муниципальных служащих.

В процессе реформирования государственной и муниципальной службы предполагается оптимизировать численность государственных и муниципальных служащих путем внедрения новых методов управления.

На государственной службе сложилась половозрастная структура, не соответствующая половозрастной структуре занятого населения страны.

На начало 2003 года в общей численности государственных служащих, замещающих государственные должности в государственных органах Ленинградской области, женщины составляют более 65 процентов, в органах местного самоуправления - около 80 процентов. Такой сравнительно высокий процент женщин в аппаратах государственных органов и органов местного самоуправления объясняется преобладанием женщин на государственных должностях, отнесенных к старшим и младшим группам должностей.

Среди государственных служащих государственных органов Ленинградской области 9 процентов составляют лица в возрасте до 30 лет. Более 50 процентов работников - лица в возрасте от 30 до 50 лет. Около 40 процентов работников государственных органов - старше 50 лет (из них свыше 60 лет - три процента).

          Подобная картина наблюдается и среди муниципальных служащих Ленинградской области. 76 процентов из них - лица в возрасте до 50 лет (10 процентов - до 30 лет), 24 процента работников администраций муниципальных образований - старше 50 лет (свыше 60 лет - два процента).

Стаж работы в государственных органах свыше 15 лет имеют 35 процентов лиц, замещающих государственные должности в государственных органах Ленинградской области, 31 процент имеют стаж работы от 5 до 10 лет. Таким образом, в течение ближайших 10 лет произойдет высвобождение около половины государственных служащих, замещающих ключевые должности, при невозможности замещения этих должностей следующим поколением государственных служащих, имеющих достаточный опыт работы на государственной службе и необходимую квалификацию.

Образовательный уровень государственных и муниципальных служащих характеризуется следующими параметрами:

1) На начало 2003 года доля государственных служащих в государственных органах области, имеющих высшее образование, составляет 87 процентов. Остальные работники имеют среднее и среднее специальное образование, четыре процента государственных служащих имеют ученую степень.

2) Среди муниципальных служащих 63 процента имеют высшее образование, 30 процентов - среднее специальное и 7 процентов - среднее образование.

В настоящее время переподготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих Ленинградской области осуществляются за счет средств федерального и областного бюджетов. Обучение проводится в основном на базе Северо-Западной академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и Ленинградского областного учебного центра.

Труд государственных служащих по сравнению с трудом руководителей и специалистов органов управления в негосударственном секторе экономики недооценен. Слабая дифференциация в оплате труда государственных служащих недостаточно стимулирует эффективность их служебной деятельности.

По экспертным оценкам, оплата труда главных менеджеров (руководителей организаций и их заместителей) в 8-10 раз, старших менеджеров (руководителей структурных подразделений организаций) в 5-7 раз, менеджеров (специалистов, руководителей отдельных проектов) в 3-5 раз, администраторов (исполнителей проектов) в 1,5-3 раза превышает оплату труда государственных служащих, замещающих соотносимые должности.

Такая разница в размерах оплаты труда между государственными, муниципальными служащими и работниками негосударственного сектора экономики затрудняет привлечение на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов и руководителей, приводит к оттоку государственных служащих в негосударственный сектор экономики (особенно это касается наиболее востребованных профессий и возрастных категорий), что снижает эффективность деятельности государственных органов, ухудшает профессиональный и половозрастной состав государственных и муниципальных служащих.

Особую проблему для государственных органов Ленинградской области при подборе квалифицированных и опытных кадров на работу в органы управления Ленинградской области составляет соседство с одним из крупнейших и экономически развитых субъектов Российской Федерации - Санкт-Петербургом. Более высокий уровень заработной платы позволяет властям города привлекать к работе на государственную службу наиболее грамотных, подготовленных специалистов региона, в том числе из Ленинградской области.

Определенное негативное влияние на привлечение к государственной и муниципальной службе в Ленинградской области высококвалифицированных специалистов оказывает, помимо перечисленных факторов, проводимая в ряде средств массовой информации кампания по дискредитации деятельности работников органов государственного и муниципального управления. Обвинения в коррупции, волоките, некомпетентности государственных и муниципальных служащих не создают привлекательного образа этой сфере деятельности в глазах населения и, в первую очередь, молодежи.

Сложившееся состояние государственной и муниципальной службы ведет к негативным тенденциям в ее развитии.

Ухудшается профессиональный состав государственных и муниципальных служащих в связи с невысокой средней заработной платой; не хватает государственных и муниципальных служащих в возрасте до 45 лет, имеющих опыт работы в современных экономических условиях. Одновременно происходит снижение престижа государственной и муниципальной службы как вида профессиональной деятельности. Мужчины преобладают на должностях руководителей, женщины - на должностях специалистов. Нехватка квалифицированных кадров сочетается с наличием вакансий, что, в первую очередь, связано с невысокой оплатой труда государственных и муниципальных служащих.

Организация муниципальной службы Ленинградской области также имеет ряд специфических недостатков. Поступление граждан на муниципальную службу и должностной (служебный) рост муниципальных служащих в большей степени зависят от личного отношения к ним руководителя соответствующего органа власти, чем от их профессионального уровня и деловых качеств. Смена руководителей муниципальных органов нередко приводит к очередному изменению структуры этих органов и соответственно - к неоправданному увольнению муниципальных служащих.

Во многих случаях качество подготавливаемых государственными и муниципальными служащими документов является неудовлетворительным. Нередки случаи нарушения исполнительской дисциплины.

Утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников государственных органов и местного самоуправления, ограничивавшие злоупотребления, коррупцию и произвол. До настоящего времени не выработаны новые правила служебного поведения (профессиональной этики) государственных и муниципальных служащих и законодательные механизмы их реализации.

Не устранены недостатки в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих. Недостаточно используется положительный зарубежный опыт развития государственной службы.

Для преодоления указанных негативных тенденций необходимо обеспечить решение следующих задач:

обеспечить разработку законодательных механизмов взаимосвязи государственной и муниципальной службы;

повысить степень социальной защищенности и материального обеспечения государственных и муниципальных служащих и уровня возлагаемой на них ответственности;

повысить уровень компетентности руководителей государственных органов и органов местного самоуправления Ленинградской области;