(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
3 февраля 2004 года)
Статья 1
Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Содействие занятости населения Ленинградской области на 2004 год".
Статья 2
Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Санкт-Петербург
27 февраля 2004 года
N 15-оз
Региональная целевая программа
"Содействие занятости населения
Ленинградской области на 2004 год"
Наименование Программы | Региональная целевая программа "Содействие занятости населения Ленинградской области на 2004 год" (далее -Программа) |
Основания для разработки Программы | Статья 15 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года N 1032-1 (с последующими изменениями и дополнениями), |
Срок реализации Программы | 2004 год |
Государственный заказчик | Правительство Ленинградской области |
Представитель заказчика | Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области |
Основной разработчик Программы | Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области |
Основной исполнитель Программы | Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области |
Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы | Рожков Владимир Дмитриевич - руководитель Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области, телефон: 153-75-77 |
Цели и задачи Программы | Создание условий для развития эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего граждан, ищущих работу, подходящей работой, а работодателей - необходимой рабочей силой. |
Объемы и источники финансирования по Программе 2004 года | Областной бюджет - 10100,0 тысяч рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация Программы в течение 2004 года позволит: |
Система организации контроля за выполнением Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета по экономике и инвестициям |
Одним из ключевых моментов для анализа и прогноза ситуации на рынке труда является оценка текущего состояния и перспектив развития занятости населения Ленинградской области.
Служба занятости помимо официальных данных Петербургкомстата аккумулирует сведения о численности работающих во всех организациях независимо от форм собственности и хозяйствования. Занятость населения по отраслям и секторам экономики оценивается на основе данных, собранных центрами занятости населения при взаимодействии с работодателями территории.
Согласно оперативным данным в начале 2002 года число предприятий составило 28 тысяч единиц, к началу 2003 года их число сократилось до 22,3 тысячи единиц, или в 1,3 раза.
Среднесписочная численность работников предприятий на 1 января 2002 года составляла 635,8 тысячи человек, на 1 января 2003 года - 635,0 тысяч человек.
Более половины предприятий представляли частный сектор. На 1 января 2002 года на долю таких предприятий приходилось 73,6 процента, где работало 42,1 процента занятого населения Ленинградской области.
На 1 января 2003 года предприятия частного сектора составляли 71,5 процента, доля занятого населения - 43,9 процента.
Доля предприятий и организаций государственной и муниципальной форм собственности в начале 2002 года составляла 12,4 процента, в начале 2003 года -15,3 процента. В 2002 году и в начале 2003 года на них работало почти 40 процентов всех занятых в экономике области. Доля предприятий и организаций со смешанной формой собственности не изменилась и составляла 6,3 процента, при этом доля занятых на этих предприятиях снизилась с 17,5 до 15,5 процента. При сокращении доли совместных предприятий в общей численности предприятий число занятых на этих предприятиях снизилось в 1,1 раза.
На протяжении 2002 - начала 2003 года доля занятых в отраслях материального производства составляла 65 процентов от общего числа занятых в экономике области.
В промышленности трудилось 24,5 процента работающего населения, 11,2 процента - в торговле, 9,6 процента - в сельском хозяйстве.
В непроизводственных отраслях основное число занятых приходилось на отрасль "образование" - 11 процентов, на отрасль "жилищно-коммунальное хозяйство" - 8,1 процента, на отрасли "здравоохранение", "физическая культура и спорт" и "социальное обеспечение" - 6,4 процента.
В 2002 - в первом полугодии 2003 года на рынке труда Ленинградской области проявилась тенденция роста спроса на рабочую силу, что связано с происходящими положительными изменениями в экономике области.
В начале 2002 года в областном банке вакансий насчитывалось 14,2 тысячи свободных рабочих мест, к концу первого полугодия 2003 года их число возросло до 18,6 тысячи единиц, или в 1,3 раза.
Модернизация производственных процессов, оборудования, переход к новым технологиям для выпуска конкурентоспособной продукции определили появление новых, ранее невостребованных, профессий и специальностей. В начале 2002 года банк вакансий насчитывал 912 специальностей, к концу первого полугодия 2003 года он пополнился, причем в основном за счет рабочих профессий, и составил 1051 специальность (профессию).
Совершенствование производства заставляет работодателей выходить на рынок труда в поисках более квалифицированных рабочих и инженерных кадров.
Наиболее востребованными на рынке спроса рабочей силы являются слесари различных профилей, водители, электро- и газосварщики, машинисты и операторы различных промышленных установок, станочники различных специальностей.
В начале 2002 года в банке вакансий насчитывалось около 200 наименований инженерных должностей, в конце первого полугодия 2003 года - более 300.
Обозначился рост спроса на специалистов ранее малоизвестных профессий с высоким уровнем образования, главным образом в сфере банковских услуг.
В 2002 году в службу занятости от работодателей поступило 79,3 тысячи вакансий, в первом полугодии 2003 года - 50,3 тысячи вакансий.
Постепенно увеличивающийся спрос на рабочую силу позволяет прогнозировать в 2004 году рост объема областного банка вакансий.
В 2002 - первом полугодии 2003 года регистрируемый рынок труда Ленинградской области развивался достаточно стабильно.
В 2002 году уровень регистрируемой безработицы в целом по области увеличился с 1,5 до 1,6 процента, число безработных, состоящих на учете в службе занятости, возросло с 12,4 до 13,2 тысячи человек (6,5 процента).
Тенденция роста отмечалась как в целом по России, так и по большинству территорий. К концу 2002 года Ленинградская область относилась к числу территорий (34 из 89 регионов), где уровень безработицы имел значение ниже, чем в среднем по России (2,1 процента). К концу первого полугодия 2003 года в Ленинградской области в отличие от многочисленных регионов России произошло улучшение ситуации с безработицей. Число безработных сократилось до 10,4 тысячи человек, или в 1,3 раза по сравнению с началом года.
Уровень безработицы в целом по области за полугодие снизился до 1,2, процента, или на 0,4 процентных пункта.
По муниципальным образованиям уровень безработицы в конце первого полугодия 2003 года имел значение от 0,3 процента в муниципальных образованиях Колтушская волость и Кировский район до 3,9 процента в муниципальном образовании Бокситогорский район.
При стабильном развитии рынка труда Ленинградской области безработица, имея достаточно ярко выраженный структурный характер, по-прежнему является одной из сложных социальных проблем.
Колебания численности ищущих работу в 2003 году составляли от 15 до 12,7 тысячи человек, при этом на рынке имелось 13,8-18,6 тысячи вакансий.
Неизбежное в условиях рыночных отношений наличие фоновой безработицы или безработицы естественного уровня в настоящее время сопровождается усиливающимся дефицитом рабочих кадров, особенно высококвалифицированных.
Формирование комплекса мер, обеспечивающих постепенное преодоление имеющегося дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, создание условий для развития цивилизованного, регулируемого рынка труда на территории Ленинградской области является главной задачей, решение которой позволит обеспечивать постепенный рост занятости населения, а значит рост доходов и снижения уровня бедности.
Несбалансированность областного рынка труда, сдерживающая его нормальное функционирование, связана с рядом причин, основные из которых проявляются сегодня и будут влиять на рынок в ближайшем будущем:
1) несоответствие профессионально-квалификационного состава ищущих работу граждан требованиям, выдвигаемым работодателями.
80-85 процентов всех вакансий предлагаются по рабочим профессиям высокой квалификации. Среди ищущих работу граждан только 45-50 процентов имеют рабочие профессии, в большинстве случаев их квалификация не отвечает запросам работодателей;
2) высокая доля (30 процентов) вакансий с заработной платой ниже величины прожиточного минимума, что мешает активному заполнению спроса на рабочую силу;
3) значительное (достигающее 3-6 раз) превышение предложения рабочей силы над спросом, как правило, в муниципальных образованиях, отдаленных от Санкт-Петербурга;
4) высокая доля (35-40 процентов) среди ищущих работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, что требует дополнительных гарантий и действий со стороны правительственных структур, службы занятости и работодателей в части разработки и реализации специальных программ;
5) достаточно высокая доля (15-20 процентов) среди ищущих работу граждан, не имеющих профессии (специальности), не приступавших к трудовой деятельности, имеющих длительный (более года) перерыв в работе и утративших полностью или частично трудовые навыки. Трудоустройство таких граждан может реализовываться через специальные программы (организация временных и общественных работ), а также активное профессиональное обучение;
6) недостаточный уровень профессиональной ориентации молодежи на профессии и специальности, пользующиеся спросом на рынке труда.
В условиях положительных тенденций в развитии экономики Ленинградской области интерес жителей области к услугам, оказываемым службой занятости населения, продолжает оставаться достаточно высоким, несмотря на некоторое сокращение числа обращающихся.
В 2002 году число ищущих работу, зарегистрированных в службе занятости населения, составило 78,6 тысячи человек и по сравнению с 2001 годом сократилось на 5 тысяч человек (6 процентов); число получивших консультации составило 138,6 тысячи человек, что меньше на 13,7 тысячи человек (9 процентов).
Прогнозируется, что тенденция к некоторому сокращению объемов рынка труда в части предложения рабочий силы будет иметь место и в 2003 году.
За первое полугодие 2003 года численность обратившихся в службу занятости населения по сравнению с январем-июнем 2002 года сократилась на 2,1 тысячи человек (6,8 процента), численность безработных - на 3,1 тысячи человек (22,2 процента).
В 2004 году на развитие ситуации на рынке труда Ленинградской области будут влиять факторы, характерные для 2003 года:
постепенное увеличение доли регистрируемого рынка труда в общем объеме рынка труда Ленинградской области;
интенсивное движение кадров на предприятиях и в организациях области;
дальнейшее улучшение центрами занятости населения методов обслуживания населения, особенно проживающего в сельской местности;
осуществление своевременной и в полном объеме материальной поддержки безработных;
возможности получения населением услуг по переобучению, освоению вторых профессий, повышению квалификации, получению бесплатных профориентационных и психологических услуг;
перспективы достаточно быстрого трудоустройства при широком и постоянно обновляющемся банке вакансий (в 2002 - первом полугодии 2003 года трудоустроен каждый второй ищущий работу);
возможности для подростков в возрасте 14-17 лет найти работу в условиях высокой конкуренции на рынке труда;
недостаточный уровень развития сферы малого бизнеса.
Кроме того, на ситуацию на рынке труда будут оказывать влияние факторы, характерные для развития российского рынка труда: реформирование экономики, в том числе реструктуризация и модернизация таких отраслей, как электроэнергетика, железнодорожный транспорт, а также участие России в процессах глобализации мирового хозяйства и другие.