Недействующий

     

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


О региональной целевой программе "Поддержка и развитие
особо охраняемых природных территорий
Ленинградской области на период до 2010 года"

(с изменениями на 5 декабря 2008 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 20 января 2010 года
 на основании Закона Ленинградской области
 от 30 декабря 2009 года N 113-оз

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Ленинградской области от 18 ноября 2004 года N 91-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 38, 16.12.2004);

Законом Ленинградской области от 5 апреля 2005 года N 23-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 15, 4 мая 2005 года).

Законом Ленинградской области от 28 июля 2005 года N 63-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 39, 22 августа 2005 года);

Законом Ленинградской области от 18 мая 2006 года N 31-оз (Вести, N 60, 01.06.2006).

Законом Ленинградской области от 6 февраля 2007 года N 6-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 8, 07.03.2007);

Законом Ленинградской области от 8 мая 2008 года N 32-оз (Вести, N 94, 23.05.2008);

Законом Ленинградской области от 5 декабря 2008 года N 138-оз (Вести, N 239, 17.12.2008).     

____________________________________________________________________


(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
3 февраля 2004 года)

Статья 1


Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на период до 2010 года".

Статья 2


Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков



Санкт-Петербург

24 февраля 2004 года

N 13-оз

Приложение  


УТВЕРЖДЕНА
областным законом
от 24 феврали 2004 года N 13-оз

Региональная целевая программа
"Поддержка и развитие особо охраняемых природных
территорий Ленинградской области на период до 2010 года"

(с изменениями на 5 декабря 2008 года)

Паспорт
региональной целевой программы
"Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий
Ленинградской области на период до 2010 года"

(в редакции, введенной в действие с 17 декабря 2008 года
Законом Ленинградской области от 5 декабря 2008 года N 138-оз, -
см. предыдущую редакцию)

                                                                                        

Полное наименование Программы

Региональная целевая программа "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на период до 2010 года" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Постановление Правительства Ленинградской области от 11 июля 2003 года N 149 "О порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией региональных целевых программ в Ленинградской области";
Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (с последующими изменениями);
Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с последующими изменениями)

Период и этапы реализации Программы

2004-2010 годы
1 этап - 2004 год
2 этап - 2005 год
3 этап - 2006 год
4 этап - 2007 год
5 этап - 2008-2010 годы

Цель Программы

Сохранение природной среды в Ленинградской области путем создания долгосрочной стратегии развития и обеспечения функционирования региональной системы особо охраняемых природных территорий Ленинградской области, обоснование потребности в необходимых финансовых и иных ресурсах

Основные задачи, мероприятия Программы

Проведение природоохранных мероприятий по сохранению особо охраняемых природных территорий, совершенствование системы контроля и управления, разработка и внедрение механизмов использования рекреационного потенциала, повышение уровня экологического воспитания и образования

Объем финансирования по Программе в 2004 году

Всего - 13215 тысяч рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 585 тысяч рублей,
областной бюджет - 9390 тысяч рублей,
прочие источники - 3240 тысяч рублей

Объем финансирования по Программе в 2005 году

Всего - 15055 тысяч рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 1135 тысяч рублей,
областной бюджет - 8580 тысяч рублей,
прочие источники - 5340 тысяч рублей

Объем финансирования по Программе в 2006 году

Всего - 10965 тысяч рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 0,
областной бюджет - 8000 тысяч рублей,
прочие источники - 2965 тысяч рублей

Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе на 2007 год

Всего - 11840 тысяч рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 0,
областной бюджет - 9700 тысяч рублей,
прочие источники - 2140 тысяч рублей

Объем финансирования, необходимый для завершения Программы

Всего - 51715 тысяч рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 0,
областной бюджет - 35985 тысяч рублей,
прочие источники - 15730 тысяч рублей,
в том числе:
2008 год
всего - 10880 тысяч рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 0,
областной бюджет - 8320 тысяч рублей,
прочие источники - 2560 тысяч рублей;
2009 год
всего - 20205 тысяч рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 0,
областной бюджет - 13275 тысяч рублей,
прочие источники - 6930 тысяч рублей;
2010 год
всего - 20630 тысяч рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 0,
областной бюджет - 14390 тысяч рублей,
прочие источники - 6240 тысяч рублей.
Объем финансирования по Программе за счет средств областного бюджета подлежит уточнению в соответствии с областным законом об областном бюджете Ленинградской области на соответствующий финансовый год

Общий объем финансирования, запланированный на весь период действия Программы

Всего - 102790 тысяч рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 1720 тысяч рублей,
областной бюджет - 71655 тысяч рублей,
прочие источники - 29415 тысяч рублей

Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы

Сохранение уникальных и типичных природных комплексов на всех утвержденных и созданных в период действия Программы особо охраняемых природных территориях Ленинградской области путем:
1) развития системы нормативно-правовой базы в части совершенствования охраны природных комплексов и объектов;
2) установки предупредительных и информационных знаков;
3) зонирования территории на земельные участки с различной степенью ограничения хозяйственной деятельности;
4) обустройства территорий для ведения эколого-просветительской, туристической и культурно-оздоровительной деятельности;
5) экологического воспитания и просвещения населения, пропаганды экологических знаний.
Сокращение ежегодно в среднем на 10 процентов доли бюджетных затрат на выполнение природоохранных мероприятий за счет средств, привлеченных государственными учреждениями, осуществляющими оперативное управление конкретными особо охраняемыми природными территориями, а также средств организаций, осуществляющих природоохранную, эколого-просветительскую, туристическую и культурно-оздоровительную деятельность на основании договора с представителем заказчика Программы, в том числе не менее чем:
2004 год - на 96 тысяч рублей;
2005 год - на 76 тысяч рублей;
2006 год - на 40 тысяч рублей;
2007 год - на 75 тысяч рублей;
2008 год - на 75 тысяч рублей;
2009 год - на 47,5 тысячи рублей;
2010 год - на 42 тысячи рублей.
Привлечение на особо охраняемые природные территории средств международных проектов и программ в среднем до 15 процентов от бюджетного финансирования, в том числе не менее чем:
2004 год - 450 тысяч рублей;
2005 год - 700 тысяч рублей;
2006 год - 1410 тысяч рублей;
2007 год - 875 тысяч рублей;
2008 год - 1080 тысяч рублей;
2009 год - 1950 тысяч рублей;
2010 год - 1050 тысяч рублей.
Выполнение международных обязательств Российской Федерации, в том числе по сохранению пяти водно-болотных угодий международного значения, утвержденных на территории Ленинградской области Правительством Российской Федерации.
Ожидаемый экономический эффект при реализации мероприятий Программы за счет сохранения природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях составит 183 миллиона рублей, в том числе по годам:
2006 год - 35500 тысяч рублей;
2007 год - 15000 тысяч рублей;
2008 год - 98500 тысяч рублей;
2009 год - 25500 тысяч рублей;
2010 год - 8500 тысяч рублей

Представитель заказчика Программы

Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области

Основной исполнитель Программы (бюджетополучатель)

В 2004 году - государственное учреждение "Территориальный экологический фонд Ленинградской области".
С 1 января 2005 года - Ленинградское областное государственное учреждение "Раковые озера".
С 1 января 2006 года - Ленинградское областное государственное учреждение "Региональное агентство природопользования и охраны окружающей среды"

Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы

Дедов Михаил Александрович - председатель комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, тел.: 576-62-35,719-62-48

Распоряжение об утверждении задания на разработку Программы

Распоряжение Правительства Ленинградской области от 9 сентября 2002 года N 333-р "О порядке разработки проекта региональной целевой программы поддержки и развития особо охраняемых природных территорий Ленинградской области до 2010 года"

Постановление об утверждении Программы

Постановление Правительства Ленинградской области от 29 сентября 2003 года N 203

Система организации контроля за выполнением Программы

Представление ежеквартального отчета в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области.
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Г.В.Двас

                                                                

     

Список сокращений, используемых в Программе

ЦНЭЭ РАН

Центр независимой экологической экспертизы Российской академии наук

ГУ "Вепсский лес"

Ленинградское областное государственное природоохранное учреждение "Природный парк "Вепсский лес"

ГУ "Раковые озера"

Ленинградское областное государственное учреждение "Раковые озера"

ЛООО "Сохранение природы и культурного наследия"

Ленинградская областная общественная организация "Сохранение природы и культурного наследия"

ГУП НИИП градостроительства

Государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский и проектный институт по разработке генеральных планов и проектов застройки городов"

НИЦ природопользования БиНИИ

Научно-исследовательский центр информации, проблем природопользования и экологической безопасности Биологический научно-исследовательский институт Санкт-Петербургского государственного университета

БИН РАН

Ботанический институт им.В.Л.Комарова Российской академии наук

НИЦЭБ РАН

Научно-исследовательский центр экологической безопасности Российской академии наук

ГГИ

Государственный гидрологический институт

СПб Общество естествоиспытателей

Санкт-Петербургское Общество естествоиспытателей

"КЕ Ассоциация"

Санкт-Петербургская общественная организация содействия сохранению окружающей природной среды и устойчивому развитию "КЕ Ассоциация"

ООО "Аэроэкология"

Общество с ограниченной ответственностью "Аэроэкология"

ГУ "ТЭФ ЛО"

Государственное учреждение "Территориальный экологический фонд Ленинградской области"

ЗИН РАН

Зоологический институт Российской академии наук

СПбНИИЛХ

Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства

ААНИИ

Арктический и антарктический научно-исследовательский институт

СПб НЦ РАН

Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук

ЛОГУ "Региональное агентство природопользования"

Ленинградское областное государственное учреждение "Региональное агентство природопользования и охраны окружающей среды"

(строка дополнительно включена с 1 июня 2006 года Законом Ленинградской области от 18 мая 2006 года N 31-оз)

     

     

Раздел 1. Анализ ситуации и обоснование целей и задач Программы

     

1.1. Общая информация


Современное понимание задач охраны природы рассматривает формирование глобальной системы особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) как важнейший путь для сохранения среды обитания человека. Этим объясняется огромное международное внимание к региональным системам ООПТ России - крупнейшей составной части этой глобальной системы.

В международной природоохранной практике существование сетей ООПТ разных уровней подчинения (международных, федеральных, региональных и местных) - обычное явление. ООПТ регионального подчинения имеют большую площадь и выполняют основной объем природоохранных задач в странах и на территориях, где земля исторически являлась собственностью государства. В европейских странах ООПТ занимают в среднем 10-12 процентов территории.

Основными условиями формирования региональной системы ООПТ Ленинградской области должны считаться:

приоритет решения наиболее актуальных для Ленинградской области природоохранных проблем;

научная обоснованность ценности и необходимости организации и функционирования каждой ООПТ с природоохранной, рекреационной и познавательной точек зрения;

реальная возможность поддержания необходимого режима, обеспечивающего надлежащие условия для сбережения основных охраняемых объектов при продолжении ведения хозяйственной деятельности;

первоочередность организации ООПТ в наиболее населенных и освоенных в хозяйственном отношении районах области, где природоохранная, рекреационная и познавательная ценность объекта особенно высока.

В настоящее время на территории Ленинградской области организованы:

один государственный природный заповедник федерального значения "Нижнесвирский" (на площади 41000 гектаров)

один государственный природный заказник федерального значения "Мшинское болото" (на площади 60400 гектаров)

Итого - две ООПТ федерального значения на площади 101400 гектаров, что составляет 1,2 процента территории Ленинградской области;

один природный парк регионального значения "Вепсский лес" (на площади 189100 гектаров)

22 государственных природных заказника регионального значения (на площади 262647 гектаров) (перечислены в приложении 1 к Программе)

14 памятников природы регионального значения (на площади 4769 гектаров) (перечислены в приложении 1 к Программе)

Итого - 37 ООПТ регионального значения на общей площади 463516 гектаров (в том числе 89568 гектаров акватории федерального подчинения), что составляет 5,98 процента территории Ленинградской области или 4,5 процента территории области при исключении акватории федерального подчинения.

Кроме этого, пять ООПТ Ленинградской области на общей площади 219000 гектаров объявлены водно-болотными угодьями международного значения.

На завершающей стадии проектирования находятся:

один государственный природный заповедник федерального значения на площади 17113 гектаров, что составляет 0,2 процента территории Ленинградской области,

17 ООПТ регионального значения на общей площади 261116 гектаров, что составляет 3,1 процента территории Ленинградской области. В рамках действия Программы предусматривается увеличить общую площадь ООПТ до 880000 гектаров, что составляет (исключая акваторию федерального подчинения) 10,4 процента территории Ленинградской области.

     

1.2. Основные направления функционирования системы
ООПТ Ленинградской области

     

1.2.1. Охрана природных комплексов


Основной задачей системы ООПТ является сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

К числу наиболее актуальных проблем в деле сохранения природных комплексов на территории Ленинградской области следует отнести:

сохранение природных комплексов водной системы Онежское озеро - река Свирь - Ладожское озеро - река Нева - Невская Губа Финского залива - Финский залив;

сохранение эталонных участков коренных старовозрастных лесов;

сохранение экосистем верховых и переходных болот.

При формировании региональной системы ООПТ Ленинградской области решаются следующие природоохранные задачи, при этом на каждой отдельной ООПТ должна быть решена одна или несколько из них:

сохранение эталонов ландшафтов, представленных в данном регионе;

сохранение экосистем на местности со сложным микро- и мезорельефом;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»