Действующий

О региональной целевой программе "Развитие спасательных сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Ленинградской области на 2004-2008 годы" (с изменениями на 19 декабря 2008 года)

1. Обоснование Программы


В целях реализации положений областного закона "О защите населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 13 ноября 2003 года N 93-оз планируется создание в период с 2004 по 2006 год в государственном учреждении Ленинградской области "Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ленинградской области" (далее - Главное управление) в качестве структурного подразделения АСС. Правовой основой для создания АСС Главного управления является Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ (абзац в редакции, введенной в действие с 15 августа 2006 года Законом Ленинградской области от 1 августа 2006 года N 72-оз, - см. предыдущую редакцию).

Необходимость создания АСС Главного управления вызвана тем, что на территории Ленинградской области в 2002 году произошли 83 чрезвычайные ситуации (в том числе 69 техногенного характера, 13 природного характера, одна биолого-социального характера), повлекшие за собой человеческие жертвы: погибли 131 человек, пострадали 1868 человек, были спасены 750 человек. Экономический ущерб составил 418683,6 тысячи рублей. При сравнении этих данных с показателями 2001 года количество чрезвычайных ситуаций, число погибших и пострадавших остаются, приблизительно на одном уровне. Основным видом чрезвычайных ситуаций, возникающих на территории Ленинградской области, являются техногенные чрезвычайные ситуации, средний статистический ущерб от которых составляет 31000 тысяч рублей.

Основным видом техногенных чрезвычайных ситуаций в 2002 году были пожары, число их увеличилось по сравнению с 2001 годом в пять раз, все погибшие оказались жертвами этого вида чрезвычайных ситуаций. Кроме того, на территории Ленинградской области часто возникают сильные паводки, ураганы, смерчи, лесные и торфяные пожары, происходят разливы нефтепродуктов, а в осенне-зимне-весенний периоды - отрывы прибрежных льдов с людьми. Все эти явления наносят значительный материальный ущерб региону.

Реальная оценка возможных опасностей и угроз, состава и состояния имеющихся на территории Ленинградской области аварийно-спасательных формирований, большое количество чрезвычайных ситуаций, создающих угрозу жизни людей, обусловливают необходимость планирования и реализации ряда мероприятий по созданию и развитию АСС Главного управления и сил постоянной готовности для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области.

В начальный период на АСС Главного управления планируется возложить следующие задачи:

1) поисково-спасательные работы в зоне возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, эвакуация пострадавших, а также материальных ценностей из зоны возникновения чрезвычайной ситуации;

2) разведка и определение границ зоны возникновения чрезвычайной ситуации;

3) введение профессиональных сил и средств в зону возникновения чрезвычайной ситуации и взаимодействие с другими аварийно-спасательными формированиями;

4) оказание первой медицинской помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации;

5) проведение спасательных работ при обвалах, оползнях, взрывах и внезапных обрушениях несущих конструкций жилых зданий и сооружений;

6) укрепление или обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, сооружений на путях движения и в местах проведения работ, разборка завалов с использованием средств малой механизации;

7) локализация чрезвычайных ситуаций на железнодорожном, водном, воздушном и автомобильном транспорте, поиск и спасение пострадавших на воздушных, морских, речных судах и плавсредствах, терпящих бедствие на суше и внутренних акваториях, деблокирование и эвакуация пострадавших с места аварии при ДТП;

8) предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий, ликвидация ледовых заторов на реках в период весеннего половодья, предупреждение и локализация лесных и торфяных пожаров, проведение противопаводковых мероприятий, ликвидация последствий циклонов и ураганов;

9) проведение поисково-спасательных водолазных работ;

10) поиск и спасение людей, терпящих бедствие на оторвавшихся льдинах, заблудившихся в лесу, оказавшихся в других экстремальных ситуациях на воде и суше в обстановке, связанной с угрозой их жизни и здоровью;

11) обеспечение безопасности участников массовых мероприятий и соревнований по спортивному ориентированию, альпинизму, автогонкам, мотогонкам, водным гонкам, другим экстремальным видам спорта;

12) участие в гуманитарных операциях, организация сбора и распределения гуманитарной и другой помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время личный состав, имущество и техника аварийно-спасательной службы Ленинградской области располагаются в городе Отрадное на базе 131-й пожарной части отряда государственной противопожарной службы Кировского муниципального района. Оборудование и техника аварийно-спасательной службы хранятся в гаражных боксах вместе со специализированной пожарной техникой и оборудованием. Половину площади пожарного депо на четыре единицы техники занимает техника аварийно-спасательной службы. Отсутствуют места для технического обслуживания автомобильной и специализированной спасательной техники (абзац дополнительно включен с 15 августа 2006 года Законом Ленинградской области от 1 августа 2006 года N 72-оз).

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Нормативами пожарной безопасности 101-95 от 30 декабря 1994 года N 36, ГОСТами 12.3.017-79 и 12.2.027-80 пожарное депо городской пожарной охраны должно иметь на боевом дежурстве специализированный пожарный автомобиль, автолестницу и 50 процентов техники в резерве для оперативного и обеспеченного выезда пожарных для локализации и ликвидации пожара. В настоящее время 50 процентов площади гаражных боксов занимает техника аварийно-спасательной службы. Это негативно влияет на своевременность прибытия к месту возникновения пожара, препятствует оперативности выезда пожарной техники из пункта дислокации для ликвидации пожара. Одновременно возникают трудности с оперативностью выезда спасателей к месту происшествия и ликвидации чрезвычайной ситуации (абзац дополнительно включен с 15 августа 2006 года Законом Ленинградской области от 1 августа 2006 года N 72-оз).

В одних жилых помещениях находятся два различных по своему функциональному предназначению структурных подразделения. Проведение занятий и тренировок спасателей и пожарных требует различных учебно-материальных баз, которые не могут быть размещены в данных условиях (абзац дополнительно включен с 15 августа 2006 года Законом Ленинградской области от 1 августа 2006 года N 72-оз).

Для создания нормальных условий деятельности АСС Ленинградской области, оснащения специализированными рабочими местами спасателей в 2008 году планируется закупить и установить на территории 131-й пожарной части (город Отрадное) сборно-разборное мобильное здание максимальной заводской готовности (ГОСТ 22853-86 исп.4), включая отделку, установку санитарно-технических приборов, разводку инженерных сетей и комплектацию мебелью. Общая площадь планируемого здания будет равна 162 кв.м, что полностью удовлетворит потребности поисково-спасательного отряда АСС Ленинградской области, дислоцирующегося в городе Отрадное, в жилых и нежилых помещениях для размещения личного состава, аварийно-спасательной техники и имущества (абзац дополнительно включен с 15 августа 2006 года Законом Ленинградской области от 1 августа 2006 года N 72-оз).