(с изменениями на 10 февраля 2023 года)
(редакция, действующая с 4 мая 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Ленинградской области от 13 сентября 2004 года N 60-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 29, 30.09.2004);
Законом Ленинградской области от 21 июля 2005 года N 61-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 37, 15 августа 2005 года);
Законом Ленинградской области от 11 декабря 2009 года N 104-оз (Вести, N 244, 23.12.2009);
Законом Ленинградской области от 27 февраля 2010 года N 2-оз (Вести, N 36, 03.03.2010);
Законом Ленинградской области от 29 декабря 2012 года N 117-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 136, 30.12.2012);
Законом Ленинградской области от 19 марта 2014 года N 12-оз (Официальный сайт Администрации Ленинградской области www.lenobl.ru/authorities/npa_s, 24.03.2014);
Законом Ленинградской области от 21 ноября 2014 года N 78-оз (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.11.2014, N 4700201411240008);
Законом Ленинградской области от 12 ноября 2015 года N 104-оз (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.11.2015, N 4700201511130006);
Законом Ленинградской области от 18 июля 2016 года N 61-оз (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.07.2016, N 4700201607220005);
Законом Ленинградской области от 10 июня 2019 года N 45-оз (Официальный сайт Администрации Ленинградской области www.lenobl.ru, 10.06.2019);
Законом Ленинградской области от 27 декабря 2019 года N 119-оз (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2019, N 4700201912300004);
Законом Ленинградской области от 30 ноября 2020 года N 128-оз (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.11.2020, N 4700202011300003);
Законом Ленинградской области от 28 декабря 2021 года N 167-оз (Официальный сайт Администрации Ленинградской области www.lenobl.ru, 28.12.2021);
Законом Ленинградской области от 21 июня 2022 года N 65-оз (Сетевое издание "Электронное опубликование документов" (www.npa47.ru), 21.06.2022);
Законом Ленинградской области от 10 октября 2022 года N 119-оз (Сетевое издание "Электронное опубликование документов" (www.npa47.ru), 11.10.2022);
Законом Ленинградской области от 10 февраля 2023 года N 6-оз (Сетевое издание "Электронное опубликование документов" (www.npa47.ru), 10.02.2023).
____________________________________________________________________
(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
11 ноября 2003 года)
Настоящий областной закон определяет задачи в области защиты населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организационно-правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления, права и обязанности населения и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и направлен на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, снижение размера ущерба окружающей природной среде, материальных потерь и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организуется в Ленинградской области по территориально-производственному принципу, при котором планирование и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется как органами исполнительной власти Ленинградской области и местного самоуправления, так и организациями, осуществляющими производственную и хозяйственную деятельность на территориях муниципальных образований Ленинградской области.
1. Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера") и принятых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего областного закона и иных нормативных правовых актов Ленинградской области. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
(Часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2020 года Законом Ленинградской области от 30 ноября 2020 года N 128-оз. - См. предыдущую редакцию)
2. Основные понятия, используемые в настоящем областном законе, применимы в значениях, определенных указанным Федеральным законом.
(Статья в редакции, введенной в действие с 3 января 2010 года Законом Ленинградской области от 11 декабря 2009 года N 104-оз, - см. предыдущую редакцию)
Основными задачами в области защиты населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций являются:
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 января 2013 года Законом Ленинградской области от 29 декабря 2012 года N 117-оз. - См. предыдущую редакцию)
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 января 2013 года Законом Ленинградской области от 29 декабря 2012 года N 117-оз. - См. предыдущую редакцию)
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 апреля 2014 года Законом Ленинградской области от 19 марта 2014 года N 12-оз. - См. предыдущую редакцию)
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 ноября 2015 года Законом Ленинградской области от 12 ноября 2015 года N 104-оз. - См. предыдущую редакцию)
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, и оказанию населению психологической помощи, проведение гуманитарных акций;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 октября 2022 года Законом Ленинградской области от 10 октября 2022 года N 119-оз. - См. предыдущую редакцию)
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 апреля 2014 года Законом Ленинградской области от 19 марта 2014 года N 12-оз. - См. предыдущую редакцию)
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 января 2013 года Законом Ленинградской области от 29 декабря 2012 года N 117-оз. - См. предыдущую редакцию)
организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения;
(Абзац дополнительно включен с 3 апреля 2014 года Законом Ленинградской области от 19 марта 2014 года N 12-оз)
прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 ноября 2015 года Законом Ленинградской области от 12 ноября 2015 года N 104-оз. - См. предыдущую редакцию)
осуществление государственной экспертизы, государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 ноября 2015 года Законом Ленинградской области от 12 ноября 2015 года N 104-оз. - См. предыдущую редакцию)
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации.
(Абзац дополнительно включен с 3 апреля 2014 года Законом Ленинградской области от 19 марта 2014 года N 12-оз)
(Наименование в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2021 года Законом Ленинградской области от 28 декабря 2021 года N 167-оз. - См. предыдущую редакцию)
1. Ленинградская областная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Ленинградская областная подсистема РСЧС) входит в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
(Часть в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2021 года Законом Ленинградской области от 28 декабря 2021 года N 167-оз. - См. предыдущую редакцию)
2. Ленинградская областная подсистема РСЧС функционирует на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
3. Общее руководство Ленинградской областной подсистемой РСЧС осуществляет Правительство Ленинградской области.
4. Координационным органом Ленинградской областной подсистемы РСЧС на региональном уровне является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ленинградской области. Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ленинградской области и ее персональный состав утверждаются Правительством Ленинградской области.
(Часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2020 года Законом Ленинградской области от 30 ноября 2020 года N 128-оз. - См. предыдущую редакцию)
5. Организация, задачи, состав органов управления, сил и средств, порядок функционирования Ленинградской областной подсистемы РСЧС утверждаются Правительством Ленинградской области.
(Статья в редакции, введенной в действие с 13 ноября 2015 года Законом Ленинградской области от 12 ноября 2015 года N 104-оз. - См. предыдущую редакцию)
(В редакции, введенной в действие с 31 декабря 2019 года Законом Ленинградской области от 27 декабря 2019 года N 119-оз. - См. предыдущую редакцию)
1. Органы управления Ленинградской областной подсистемы РСЧС создаются на каждом уровне ее функционирования и включают в себя координационные органы Ленинградской областной подсистемы РСЧС, постоянно действующие органы управления Ленинградской областной подсистемы РСЧС и органы повседневного управления Ленинградской областной подсистемы РСЧС.
2. Координационными органами Ленинградской областной подсистемы РСЧС являются:
1) на региональном уровне (в пределах территории Ленинградской области) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ленинградской области;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2020 года Законом Ленинградской области от 30 ноября 2020 года N 128-оз. - См. предыдущую редакцию)
2) на муниципальном уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований;
3) на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
3. Комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ленинградской области возглавляет Губернатор Ленинградской области.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2020 года Законом Ленинградской области от 30 ноября 2020 года N 128-оз. - См. предыдущую редакцию)
Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований возглавляют главы местных администраций.
Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, возглавляют руководители организаций или их заместители.
4. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, указанные в части 2 настоящей статьи, осуществляют координацию деятельности органов управления и сил органов исполнительной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления и организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответственно на региональном, муниципальном, объектовом уровнях единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4_1. Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ленинградской области, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций соответственно регионального и межмуниципального, муниципального характера.
(Часть дополнительно включена Законом Ленинградской области от 21 июня 2022 года N 65-оз)
5. Постоянно действующими органами управления Ленинградской областной подсистемы РСЧС являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на соответствующем уровне Ленинградской областной подсистемы РСЧС.
6. Органами повседневного управления Ленинградской областной подсистемы РСЧС являются:
1) на региональном уровне - центр управления в кризисных ситуациях Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области, а также организации (подразделения) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области и организации (подразделения) органов исполнительной власти Ленинградской области, обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
2) на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, подведомственные органам местного самоуправления, дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб, а также другие организации (подразделения), обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
3) на объектовом уровне - подразделения организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
7. Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления Ленинградской областной подсистемы РСЧС и гражданской обороны (в том числе управления силами и средствами Ленинградской областной подсистемы РСЧС, силами и средствами гражданской обороны), организации информационного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, Правительства Ленинградской области, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны осуществляют:
1) на региональном уровне - центр управления в кризисных ситуациях Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
2) на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований в порядке, установленном органами государственной власти Ленинградской области.
8. Органы управления и силы Ленинградской областной подсистемы РСЧС функционируют в режиме:
1) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
2) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
3) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
9. При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:
1) объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при возникновении чрезвычайной ситуации локального характера и ее ликвидации силами и средствами организации;