Недействующий

Об утверждении методики расчета тарифов на техническое обслуживание установок наружного освещения Санкт-Петербурга и его пригородов (утратило силу с 15.07.2013 на основании распоряжения Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга от 25.06.2013 N 93-р)

2. Исходные положения разработки методики


Для подготовки методики и проведения расчетов тарифов использовались работы АКХ им.К.Д.Памфилова, выполненные для ГЭСП "Ленсвет" в 1994-1995 гг. Однако за прошедшие 8 лет многое изменилось, и требуется определенная корректировка методики.

"Методика расчета расхода электроэнергии на эксплуатацию установок наружного освещения ГЭСП "Ленсвет" (1995 г.) по-прежнему работает, ею можно продолжать пользоваться, но она не предусматривает возможности расчета расхода электроэнергии при дискретном отключении части светильников в ночные часы спада интенсивности движения транспорта с целью экономии расхода электроэнергии.

От практики отключения части светильника на улицах и дорогах в ночные часы, исключительно с целью экономии электроэнергии в Санкт-Петербурге и его пригородах, необходимо отказаться, как от атавизма советского периода, когда нормативными документами такое отключение строго предписывалось как обязательное политическое мероприятие. Обязательное отключение предусматривалось ранее действовавшими нормативными документами, СНиПами, ПУЭ и др.

В работе АКХ им.К.Д.Памфилова, выполненной для "Мосгорсвета" в 1994 году, было показано, что проведение дискретного отключения части светильников уличного освещения с газоразрядными лампами в целях экономии электроэнергии убыточно для бюджета города [2].

Отключение каждого второго светильника на улицах города приводит:

- к шестикратному снижению видимости для водителя;

- к уменьшению срока службы отключаемых газоразрядных ламп высокого давления из-за их дополнительных включений, а остальных ламп - из-за перекосов напряжения;

- к увеличению потерь в распределительных сетях и появлению потерь в дополнительных коммутационных аппаратах;

- к увеличению затрат на использование автоподъемников и повышению трудозатрат линейного персонала;

- к снижению надежности работы установок.

Было показано, что сокращения расхода электроэнергии следует добиваться рациональными, общепринятыми мерами - использованием энергоэффективных источников света (натриевых ламп высокого давления ДНаТ) и светильников, оптимизацией их выбора, применением рациональных схем освещения, соблюдением графика включения и отключения освещения, использованием регуляторов мощности на базе вольтодобавочных трансформаторов и др.

В конце 1995 года в Москве было прекращено отключение части светильников в ночные часы. К сожалению, руководство Санкт-Петербурга в то время не поддержало инициативу Москвы. На основании опыта Москвы, писем ГИБДД Санкт-Петербурга и института "Ленгипроинжпроект" необходимо северной столице вернуться к этому вопросу. Новые тарифы целесообразно разрабатывать с учетом отказа от практики дискретного отключения светильников, которое убыточно для бюджета города и резко ухудшает условия безопасности человека, оказавшегося в такое время на улице, а также резко, в шесть раз, ухудшает условия видимости для водителей.

Методика "Нормативы численности персонала и потребности в машинах и механизмах ГЭСП "Ленсвет" для проведения обслуживания и текущего ремонта установок наружного освещения г.Санкт-Петербурга" (АКХ им.К.Д.Памфилова, 1995 год) устарела в связи с утверждением Госстроем РФ (приказ от 03.04.2000 N 68) Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства (часть 3 "Нормативы численности работников коммунальных энергетических предприятий. МДК 5-01.01"), а также утверждением Госстроем РФ (приказ от 05.09.2000 N 200) "Нормативов и методических указаний по определению потребностей в машинах и механизмах для эксплуатации и ремонта коммунальных электрических и тепловых сетей".

Данные нормативные документы в большей степени ориентированы на предприятия городских электрических сетей (ГЭС) и не в полной мере отражают специфику электросетевых предприятий-горсветов или участников уличного освещения в составе ГЭС.

Методика "Нормативы расхода материалов на содержание и текущий ремонт установок наружного освещения г.Санкт-Петербурга" (АКХ им.К.Д.Памфилова, 1994 год) в значительной части устарела, так как рыночные отношения и определенная конкуренция среди электротехнических и светотехнических предприятий за последние семь лет позволили улучшить качество выпускаемой ими продукции: светильников, дросселей, патронов, импульсных зажигающих устройств, зарядных проводов и кабельных изделий. Поэтому нормы, по отчетным данным по "Ленсвету" и других предприятий-горсветов, снижены не менее чем в 2 раза.

Отказ от использования ж/б опор, в том числе и при восстановлении сбитых, удаление мест размещения опор от поворотов способствовали снижению потребности в них при текущем ремонте. Сохранились нормы на использование лакокрасочных материалов.

Разнообразие импортных энергоэкономичных газоразрядных ламп высокого давления позволяет в условиях открытого рынка приобретать качественные лампы по разумной цене. Это позволяет, приобретая качественные лампы и отказавшись от отключения части светильников в ночные часы, снизить транспортные расходы и излишнюю загрузку линейного персонала. Это особенно важно, поскольку ветшание уличных осветительных установок и их воздушных распределительных сетей, выполненных голыми алюминиевыми проводами, увеличивает число внезапных отказов, требующих незамедлительного восстановления нормальной работы наружного освещения.

Отечественные ламповые заводы, всегда серьезно отстававшие от зарубежных по качеству продукции, еще более отстали за последние 13 лет. Поэтому для работы в экстремальных условиях, к которым относятся условия работы уличного освещения, отечественные лампы мало пригодны. Лампы ДНаТ, изготовляемые отечественными фирмами на базе готовых импортных горелок и приближающиеся по цене к импортным лампам, также менее предпочтительны импортным, качество которых заметно стабильней. В расчетах тарифов целесообразно ориентироваться на импортные газоразрядные лампы высокого давления ДНаТ и ДРЛ.

Следует подчеркнуть, что разнообразие световых приборов, опор, кронштейнов, зарядных проводов, кабелей, комплектующих светильников, лакокрасочных материалов и др., а также цен на них создает серьезные трудности при проведении расчетов тарифов, поскольку при расчетах необходимо учитывать фактор "цена - качество".

Выполнение данной работы стало возможным только благодаря опыту разработчиков, их информированности о практике работы не только горсветов санкт-петербургского региона, но и других регионов России.

Разделение тарифов на обслуживание осветительных установок на магистралях федерального назначения и городских улицах в настоящее время является искусственным и отражает лишь специфику региона, поскольку к установкам магистралей и улиц везде предъявляются одинаковые технические требования по эксплуатации. Такое разделение, видимо, оправдано тем, что на магистралях федерального назначения используются более мощные и дорогие светильники, требующие больших средств на эксплуатацию, чем в среднем по городу. При введении дифференцированных тарифов на светильники с различными по типу и мощности лампами необходимость разделения тарифов на обслуживание установок на магистралях и на улицах отпадает.

Результаты расчета по данной методике приведены в приложении.

В таблице 1 приведены результаты расчета по данной методике тарифов на техническое обслуживание светильников наружного освещения на городских улицах и магистралях Санкт-Петербурга и его пригородов, выполняемое электросетевыми предприятиями в расчете на 1000 ч работы (без НДС).

Таблица 1 содержит необходимые данные по составу и величинам основных составляющих тарифов, что позволяет в дальнейшем вводить необходимые корректировки тарифов при изменении цен на материалы, размер оплаты труда, расходов на средства механизации, арендных платежей и затрат на экологию, а также тарифа на потребляемую электроэнергию.

Приведенные результаты расчетов базируются на ценах ведущих производственно-торговых фирм и тарифах марта-апреля 2003 года, в том числе размере минимальной тарифной ставки рабочего первого разряда (1100,1 руб.) и тарифе на электроэнергию (0,95 руб./кВтч), а также на объективных отчетных данных "Ленсвета" за 2002 год и планах на 2003 год.

В таблице 2 приведены результаты расчетного тарифа на 2003 год на эксплуатацию 1 учетного светильника в течение 1000 часов горения с электроэнергией, без электроэнергии и отдельно доля тарифа на электроэнергию для "Ленсвета", а также общие годовые затраты на эксплуатацию светильников "Ленсвета" в течение всего темного времени 2003 года - 3750 часов без каких-либо дискретных отключений.

В таблице 3 приведены результаты определения расчетного тарифа на эксплуатацию 1 учетного светильника в течение 1000 часов горения для ЗАО "Царскосельская электросетевая компания" (г.Пушкин и г.Павловск) с электроэнергией, без электроэнергии и отдельно доля тарифа на электроэнергию, а также общие годовые затраты на эксплуатацию светильников ЗАО ЦЭСК в течение всего темного времени 2003 года без каких-либо дискретных отключений.

В таблице 4 - то же, что и в таблице 3, но для ОАО "Петродворцовая электросеть" (Петродворец, Красное Село, г.Ломоносов).