Как показывает оценка состояния отрасли электросвязи Ленинградской области, основными проблемами телефонизации сельских поселений являются:
ограниченность номерной станционной емкости большинства существующих автоматических телефонных станций;
необходимость замены устаревших автоматических телефонных станций, выработавших свой технический ресурс, на современные телефонные станции с большей номерной емкостью;
удаленность от крупных населенных пунктов, где устанавливаются центральные автоматические телефонные станции, что существенно увеличивает удельную стоимость (в расчете на одного абонента) оборудования связи;
необходимость проведения дорогостоящих работ по строительству новых протяженных линейных сооружений связи или внедрения технологий радиодоступа;
необходимость проведения профилактических и восстановительных работ, связанных с разрушением проводных линий связи по причине участившихся случаев вандализма;
необходимость поиска новых, экономически эффективных технических решений построения транспортных телефонных коммуникационных сетей с учетом большой разбросанности поселков по территории области и небольшого количества жителей в поселениях (3-5 домов);
необходимость технической реализации телефонных услуг в условиях сложного, существенно важного для реализации технологии радиодоступа рельефа местности (леса, болота, возвышенности, реки, озера и прочее);
малая рентабельность эксплуатации оборудования и, как следствие, большой срок окупаемости вложенных затрат, что делает в целом проблему телефонизации трудноразрешимой, так как предприятия связи экономически не заинтересованы (средняя стоимость строительства одного километра линейных сооружений связи для сельской местности ориентировочно составляет 25-30 тысяч рублей, не считая стоимости аппаратуры уплотнения (стоимость аппаратуры уплотнения в расчете на один абонентский номер составляет 250-300 долларов США);
невозможность технического решения задач телефонизации конкретного населенного пункта без учета существующей инфраструктуры района, что предопределено принципами построения сети общего пользования;
необходимость проведения предварительных организационных работ по получению разрешений на радиочастоты, требующих согласование со многими структурами, в том числе прилегающими к территории Ленинградской области иностранными государствами.
В процессе реализации мероприятий Программы с учетом выделяемых финансовых средств в основном удается решить проблемы служебной связи местных администраций, установить в поселке один-три телефона на правах общественного пользования, в поселках с большой численностью населения - таксофон.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ обеспечение населения услугами связи относится к предметам ведения местного самоуправления. Но при существующих принципах организации связи на территории Ленинградской области (как и в других регионах России) решить проблему телефонизации на уровне отдельного муниципального образования не представляется возможным, прежде всего, в техническом отношении, так как телекоммуникационная структура Ленинградской области является составной частью единой взаимоувязанной сети связи Российской Федерации (Федеральный закон "О связи" от 16 февраля 1995 года N 15-ФЗ) и представляет собой комплекс сопряженных сетей связи общего пользования, обеспеченных общим централизованным управлением, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Поэтому развитие и совершенствование сети связи, в частности, на территории отдельного муниципального образования должно осуществляться с учетом технологического единства всей сети связи на территории Ленинградской области.
В Программе предусмотрены мероприятия, направленные на развитие телефонной связи в удаленных на большие расстояния (от 5 до 20 и более километров) от центральных телефонных станций населенных пунктах и создание базовой единой областной структуры радиодоступа, с помощью которой предусматривается частная телефонизация населенных пунктов того или иного района. На последующих этапах после создания областной единой базовой инфраструктуры предусматривается развитие районной абонентской структуры в основном за счет средств бюджетов муниципальных образований. Именно этот этап телефонизации и находится в ведении муниципальных образований в соответствии с принципами местного самоуправления.
Таким образом, создание требующей больших финансовых затрат областной единой инфраструктуры связи является актуальной задачей Правительства Ленинградской области, которую возможно решить совместными усилиями и четкой координацией действий областных операторов связи и Правительства Ленинградской области. Проблема обеспечения телефонной связью населения на местах - задача администрации муниципального образования.
При прогнозировании и формировании текущего перечня работ по телефонизации малонаселенных пунктов комитетом по информатизации и телекоммуникации Ленинградской области учитывались:
перечень и география нетелефонизированных населенных пунктов и объектов социальной сферы, численность населения;
финансовые возможности бюджетов муниципальных образований, администраций населенных пунктов, платежеспособность населения и хозяйствующих субъектов;
планы телефонизации и заявки администраций населенных пунктов, план развития телефонных услуг, а также финансовые и технические возможности предприятий связи, обслуживающих соответствующую территорию, прежде всего ОАО "Ленсвязь";
состояние и развитие новых технологий современных средств беспроводной связи и возможность организации ее на основе существующей областной единой телекоммуникационной сети;
необходимость оптимизации процесса телефонизации того или иного населенного пункта за счет возможностей технических средств всех прилегающих к нему районов;
опыт решения проблемы телефонизации сельской местности в других регионах России;
результаты проведенных работ по телефонизации, финансированных из областного бюджета Ленинградской области в 1997, 2000, 2001 и 2002 годах;
возможности перспективного финансирования проблемы телефонизации в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года".
Цель Программы - обеспечение телефонной связью населения, объектов социальной сферы, органов государственного управления в малонаселенных нетелефонизированных пунктах Ленинградской области, а также инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Для реализации мероприятий Программы необходимо решить следующие задачи:
разработку экономического обоснования, техническое проектирование и разработку рабочего проекта телефонизации с учетом привязки базовых и абонентских станций к конкретным населенным пунктам Ленинградской области (приложение 2 к Программе);