(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
24 июня 2003 года)
Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Обеспечение малонаселенных пунктов и объектов социальной сферы Ленинградской области, а также инвалидов и участников Великой Отечественной войны телефонной связью" на 2003 год.
Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Санкт-Петербург,
2 июля 2003 года
N 49-оз
Официальный
электронный текст
ИПС "Кодекс"
Региональная целевая программа
"Обеспечение малонаселенных пунктов и объектов социальной сферы
Ленинградской области, а также инвалидов и участников
Великой Отечественной войны телефонной связью" на 2003 год
Полное наименование Программы | Региональная целевая программа "Обеспечение малонаселенных пунктов и объектов социальной сферы Ленинградской области, а также инвалидов и участников Великой Отечественной войны телефонной связью" на 2003 год (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | |
Период реализации Программы | 1 января 2003 года - 31 декабря 2003 года |
Цель Программы | Обеспечение малонаселенных пунктов, объектов социальной сферы Ленинградской области, инвалидов и участников Великой Отечественной войны телефонной связью |
Основные задачи и мероприятия Программы | Техническое проектирование, разработка рабочего проекта для обеспечения 131 малонаселенного пункта Ленинградской области, ранее не телефонизированного, услугами телефонной связи, дополнительная телефонизация 70 населенных пунктов, строительство воздушных и кабельных линий связи, систем радиоудлинителей. Привязка к существующим автоматическим телефонным станциям в ближайших населенных пунктах, приобретение материалов, комплектующих изделий и оборудования, строительно-монтажные работы, наладка, запуск, сдача и прием в эксплуатацию |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе на текущий год | 2003 год (малонаселенные пункты), всего - 30300 тысяч рублей, в том числе: областной бюджет - 4790 тысяч рублей, бюджеты муниципальных образований - 4510 тысяч рублей, внебюджетные средства (открытое акционерное общество "Ленсвязь") - 21000 тысяч рублей |
Объем освоенных в рамках Программы финансовых ресурсов за весь период действия Программы | В рамках одноименной программы 2000-2002 годов телефонизировано 125 населенных пунктов Ленинградской области. За этот период программа финансировалась в объемах: 9337 тысяч рублей - областной бюджет, 1522,36 тысячи рублей - бюджеты муниципальных образований, 19000 тысяч рублей - внебюджетные источники (открытое акционерное общество "Ленсвязь") |
Объем финансирования, необходимый для завершения Программы | Для полного обеспечения малонаселенных пунктов, объектов социальной сферы Ленинградской области, инвалидов и участников Великой Отечественной войны телефонной связью необходимы финансовые средства в объеме 89229 тысяч рублей, на 2003 год - 30380 тысяч рублей |
Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы | Реализация Программы предоставит для населения возможность оперативного вызова скорой медицинской помощи, правоохранительных органов, пожарной и экологической служб, обеспечит связью органы местного самоуправления 131 населенного пункта численностью населения 2500 человек, повысит эффективность их работы. В ходе реализации Программы получат телефоны 160 инвалидов и участников Великой Отечественной войны, проживающих в 70 населенных пунктах. За счет средств открытого акционерного общества "Ленсвязь" дополнительно будут обеспечены телефонной связью 444 участника Великой Отечественной войны |
Государственный заказчик Программы | Правительство Ленинградской области |
Разработчик Программы | Комитет по информатизации и телекоммуникациям Ленинградской области, открытое акционерное общество "Ленсвязь" |
Срок разработки Программы | 2002 год |
Стоимость разработки Программы | 200 тысяч рублей (средства открытого акционерного общества "Ленсвязь") |
Представитель заказчика Программы | Комитет по информатизации и телекоммуникациям Ленинградской области |
Основной исполнитель и соисполнители Программы | Открытое акционерное общество "Ленсвязь" и другие операторы связи, определяемые по конкурсу |
Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы | Семенюта Николай Федорович - председатель комитета по информатизации и телекоммуникациям Ленинградской области, телефон: 276-67-97 |
Постановление (распоряжение) об утверждении Программы | |
Система организации контроля за выполнением Программы | Ежеквартальный отчет комитета по информатизации и телекоммуникациям Ленинградской области, исполнителей Программы, а также ежеквартальное информирование о результатах реализации мероприятий Программы Законодательного собрания Ленинградской области, комитета по экономике и инвестициям Ленинградской области. Общий контроль осуществляет вице-губернатор Ленинградской области А.А.Брахно |
По состоянию на 1 января 2003 года в Ленинградской области из более чем 2500 сельских малонаселенных пунктов (имеющих численность коренного населения от 2 до 150 человек) не обеспечены телефонной связью 730 малонаселенных пунктов с общей численностью населения около 10,26 тысячи человек, а также 506 объектов социальной сферы (к ним исторически относятся социальные учреждения медицины, образования и культуры). Среди жителей населенных пунктов имеется льготная категория очередников, которым в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ положена внеочередная установка телефонов. По состоянию на 1 апреля 2003 года в очереди на льготную установку телефонов стоят 687 участников Великой Отечественной войны. В Правительство Ленинградской области и к депутатам Законодательного собрания Ленинградской области постоянно обращаются жители населенных пунктов и представители администраций всех уровней с просьбой решить проблему телефонизации и оказания целевой финансовой помощи за счет средств областного бюджета Ленинградской области и бюджетов муниципальных образований.
Работающие на территории Ленинградской области операторы общей телефонной связи (наиболее крупные из них - открытое акционерное общество (ОАО) "Ленсвязь", открытое акционерное общество "ПТС", закрытое акционерное общество (ЗАО) "РИМ") развивают телефонные сети преимущественно в рентабельных районах, прилегающих к крупным населенным пунктам. Основной областной оператор связи - ОАО "Ленсвязь" в рамках собственных планов развития проводит работы по телефонизации труднодоступных населенных пунктов в основном с помощью установки оборудования абонентского уплотнения, радиоудлинителей на два-четыре номера, в том числе за счет средств состоятельных абонентов - жителей загородных коттеджей и дач. Основное сельское население области неплатежеспособно. Администрации населенных пунктов собственных финансовых средств на телефонизацию, как правило, не имеют. Также не доступны для основного сельского населения стоимость абонентских устройств и услуги работающих в Ленинградской области предприятий сотовой связи: GSM, FORA, МТС, Дельта-Телеком (частично эту проблему можно решить за счет средств бюджетов муниципальных образований). Последствиями является отсутствие возможности для большой части сельского населения удовлетворения социальных потребностей в жизненно важных услугах: вызова скорой медицинской помощи, пожарной помощи, правоохранительных органов и прочего.
По-прежнему актуальной является проблема телефонизации крупных массивов садоводческих товариществ (Мшинское, Пупышево, Радофинниково, Чаща и другие), население которых в летний период превышает численность некоторых районных центров Ленинградской области и составляет 30-40 тысяч человек. Эпизодически проблема решается за счет установки таксофонов компаний "Национальная таксофонная сеть", "Петербургские таксофоны" путем подключения их к ЗАО "Дельта-Телеком" или ОАО "Ленсвязь".
По оценкам ОАО "Ленсвязь", для решения проблемы телефонизации только нетелефонизированных населенных пунктов Ленинградской области необходимо более 55000 тысяч рублей (в ценах 1999 года), для чего при имеющихся в настоящее время годовых бюджетных финансовых объемах понадобится не один десяток лет. С учетом морального и физического износа уже работающего оборудования на данный момент необходимо значительно больше средств. ОАО "Ленсвязь" планирует затраты на развитие средств связи в 2003-2006 годы в сумме 180000 тысяч рублей. Учитывая данное обстоятельство, комитет по информатизации и телекоммуникациям Ленинградской области для решения проблемы телефонизации ведет работу по привлечению средств федерального бюджета в рамках подготовленной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации федеральной программы "Социальное развитие села до 2010 года" (подпрограмма "Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности"). Кроме того, привлекаются собственные средства ОАО "Ленсвязь", средства бюджетов телефонизируемых муниципальных образований и их населения, внебюджетные средства - инвестиции, средства других работающих на территории операторов связи. В настоящее время комитет по информатизации и телекоммуникациям Ленинградской области готовит предложения для участия в указанной федеральной программе на 2004 год в рамках общей заявки комитета по агропромышленному комплексу Ленинградской области.
Разработка Программы была проведена на основании постановления Правительства Ленинградской области от 14 августа 1997 года N 29 "О развитии систем телекоммуникаций в Ленинградской области".
Как показывает оценка состояния отрасли электросвязи Ленинградской области, основными проблемами телефонизации сельских поселений являются:
ограниченность номерной станционной емкости большинства существующих автоматических телефонных станций;
необходимость замены устаревших автоматических телефонных станций, выработавших свой технический ресурс, на современные телефонные станции с большей номерной емкостью;
удаленность от крупных населенных пунктов, где устанавливаются центральные автоматические телефонные станции, что существенно увеличивает удельную стоимость (в расчете на одного абонента) оборудования связи;
необходимость проведения дорогостоящих работ по строительству новых протяженных линейных сооружений связи или внедрения технологий радиодоступа;
необходимость проведения профилактических и восстановительных работ, связанных с разрушением проводных линий связи по причине участившихся случаев вандализма;
необходимость поиска новых, экономически эффективных технических решений построения транспортных телефонных коммуникационных сетей с учетом большой разбросанности поселков по территории области и небольшого количества жителей в поселениях (3-5 домов);
необходимость технической реализации телефонных услуг в условиях сложного, существенно важного для реализации технологии радиодоступа рельефа местности (леса, болота, возвышенности, реки, озера и прочее);
малая рентабельность эксплуатации оборудования и, как следствие, большой срок окупаемости вложенных затрат, что делает в целом проблему телефонизации трудноразрешимой, так как предприятия связи экономически не заинтересованы (средняя стоимость строительства одного километра линейных сооружений связи для сельской местности ориентировочно составляет 25-30 тысяч рублей, не считая стоимости аппаратуры уплотнения (стоимость аппаратуры уплотнения в расчете на один абонентский номер составляет 250-300 долларов США);
невозможность технического решения задач телефонизации конкретного населенного пункта без учета существующей инфраструктуры района, что предопределено принципами построения сети общего пользования;
необходимость проведения предварительных организационных работ по получению разрешений на радиочастоты, требующих согласование со многими структурами, в том числе прилегающими к территории Ленинградской области иностранными государствами.
В процессе реализации мероприятий Программы с учетом выделяемых финансовых средств в основном удается решить проблемы служебной связи местных администраций, установить в поселке один-три телефона на правах общественного пользования, в поселках с большой численностью населения - таксофон.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ обеспечение населения услугами связи относится к предметам ведения местного самоуправления. Но при существующих принципах организации связи на территории Ленинградской области (как и в других регионах России) решить проблему телефонизации на уровне отдельного муниципального образования не представляется возможным, прежде всего, в техническом отношении, так как телекоммуникационная структура Ленинградской области является составной частью единой взаимоувязанной сети связи Российской Федерации (Федеральный закон "О связи" от 16 февраля 1995 года N 15-ФЗ) и представляет собой комплекс сопряженных сетей связи общего пользования, обеспеченных общим централизованным управлением, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Поэтому развитие и совершенствование сети связи, в частности, на территории отдельного муниципального образования должно осуществляться с учетом технологического единства всей сети связи на территории Ленинградской области.
В Программе предусмотрены мероприятия, направленные на развитие телефонной связи в удаленных на большие расстояния (от 5 до 20 и более километров) от центральных телефонных станций населенных пунктах и создание базовой единой областной структуры радиодоступа, с помощью которой предусматривается частная телефонизация населенных пунктов того или иного района. На последующих этапах после создания областной единой базовой инфраструктуры предусматривается развитие районной абонентской структуры в основном за счет средств бюджетов муниципальных образований. Именно этот этап телефонизации и находится в ведении муниципальных образований в соответствии с принципами местного самоуправления.
Таким образом, создание требующей больших финансовых затрат областной единой инфраструктуры связи является актуальной задачей Правительства Ленинградской области, которую возможно решить совместными усилиями и четкой координацией действий областных операторов связи и Правительства Ленинградской области. Проблема обеспечения телефонной связью населения на местах - задача администрации муниципального образования.
При прогнозировании и формировании текущего перечня работ по телефонизации малонаселенных пунктов комитетом по информатизации и телекоммуникации Ленинградской области учитывались:
перечень и география нетелефонизированных населенных пунктов и объектов социальной сферы, численность населения;
финансовые возможности бюджетов муниципальных образований, администраций населенных пунктов, платежеспособность населения и хозяйствующих субъектов;
планы телефонизации и заявки администраций населенных пунктов, план развития телефонных услуг, а также финансовые и технические возможности предприятий связи, обслуживающих соответствующую территорию, прежде всего ОАО "Ленсвязь";
состояние и развитие новых технологий современных средств беспроводной связи и возможность организации ее на основе существующей областной единой телекоммуникационной сети;
необходимость оптимизации процесса телефонизации того или иного населенного пункта за счет возможностей технических средств всех прилегающих к нему районов;
опыт решения проблемы телефонизации сельской местности в других регионах России;
результаты проведенных работ по телефонизации, финансированных из областного бюджета Ленинградской области в 1997, 2000, 2001 и 2002 годах;
возможности перспективного финансирования проблемы телефонизации в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года".
Цель Программы - обеспечение телефонной связью населения, объектов социальной сферы, органов государственного управления в малонаселенных нетелефонизированных пунктах Ленинградской области, а также инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Для реализации мероприятий Программы необходимо решить следующие задачи:
разработку экономического обоснования, техническое проектирование и разработку рабочего проекта телефонизации с учетом привязки базовых и абонентских станций к конкретным населенным пунктам Ленинградской области (приложение 2 к Программе);
разработку частотного плана в соответствии с условиями обеспечения электромагнитной совместимости;
получение разрешения на использование радиочастот;