Методические рекомендации по организации органов
самоуправления и общественного контроля
государственного образовательного учреждения
1. Позитивные изменения в любой сфере общественной жизни напрямую связаны с экономическими, политическими и правовыми аспектами жизни общества.
Современная школа находится в условиях стабильного, но недостаточного бюджетного финансирования, вынуждена искать формы привлечения дополнительных источников финансирования, инвестиций и оказания любой другой благотворительной помощи.
В 1998 году в условиях недостаточности бюджетных средств на нужды образования наметился переход руководителей государственных школ от позиции "бюджетного получателя" к позиции финансового менеджера, изыскивающего новые источники финансирования и способы более рационального использования имеющихся средств. Стали складываться предпосылки для реализации на практике стратегии эффективного использования ресурсов.
Для Санкт-Петербурга характерен достаточно высокий уровень образования, культуры и социальной защиты населения по сравнению с другими регионами России. Для того чтобы поддержать этот уровень в современных социально-экономических условиях, образовательные учреждения вынуждены искать новые формы взаимоотношений учреждения и общественности по привлечению внебюджетных источников финансирования.
2. Действующим законодательством в сфере образования определено, что управление образовательным учреждением носит государственно-общественный характер и осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления.
Статьей 35 Закона "Об образовании" определены такие формы самоуправления, как:
- Педагогический совет образовательного учреждения;
- Попечительский совет;
- Совет образовательного учреждения;
- Общее собрание образовательного учреждения.
Закон допускает расширительное толкование списка вышеуказанных форм, куда могут быть включены родительские комитеты и органы ученического самоуправления.
3. Основными принципами при работе образовательного учреждения с той или иной формой самоуправления должны являться:
- планомерная работа по формирование мотивации родителей (попечителей, спонсоров) к объединению и участию в решении проблем образовательного процесса;
- поддержка инициативы родителей (попечителей, спонсоров);
- добровольность участия, гласность участия;
- адресность и четкое целевое использование оказания всех видов помощи;
- регулярная отчетность и ведение финансово-бухгалтерской отчетности и делопроизводства.
На современном этапе развитие деятельности образовательного учреждения приводит к необходимости возрождения и поддержки родительских, педагогических объединений, организации благотворительной деятельности и попечительства.
4. Родительские комитеты.
Комитетом по образованию утверждена примерная форма Положения о родительском комитете, которым может существовать на 2 уровнях (общешкольный комитет и комитет при каждом классе). Конкретное образовательное учреждение на основании примерной формы вправе разработать свое положение с учетом условий и задач, стоящих перед учреждением.
Положение определяет, что основными задачами родительских комитетов являются:
- всемерное укрепление связи между семьей и образовательным учреждением в целях установления единства воспитательного влияния на детей педагогического коллектива и семьи;
- привлечение родительской общественности к активному участию в жизни образовательного учреждения, к организации внеклассной и внешкольной работы;
- помощь школе в осуществлении обязательного основного (общего) образования;
- участие в организации широкой педагогической пропаганды среди родителей и населения;
- помощь в укреплении хозяйственной и учебно-материальной базы образовательного учреждения.
Положением определено, что родительский комитет действует в соответствии с планом работы школы, рекомендациями директора и педагогического совета. Он должен планировать свою работу на полугодие или на год, для решения наиболее важных вопросов созываются собрания (конференции) родительских комитетов, решения которых должны оформляться протоколами, которые должны храниться в делах образовательного учреждения.