Процесс реформирования, перепрофилирования и перебазирования промышленных предприятий и производств и реабилитации высвобождаемых территорий необходимо начинать с объектов, расположенных в границах исторического центра, и осуществлять с учетом Основных положений. Территории, занимаемые указанными объектами, наиболее привлекательны с точки зрения возможности привлечения инвестиций, имеют потенциальную наивысшую градостроительную ценность, что предполагает в дальнейшем возможность существенных поступлений в бюджет Санкт-Петербурга. Началу данного процесса должно предшествовать устранение факторов, наличие которых создает предпосылки для усложнения его реализации.
В частности, необходимо:
- реализовать механизмы, исключающие случаи продажи объектов недвижимости, расположенных в границах производственных территорий, без учета действующей градостроительной документации и ограничений в их функциональном использовании;
- запретить расширение действующих производств и предприятий в границах исторического центра (исключая экологически безопасные производства и предприятия, обслуживающие население и городское хозяйство) без разработки и утверждения проектной документации.
Первоочередные задачи, решение которых необходимо для обеспечения возможности реального реформирования, перепрофилирования и перебазирования промышленных предприятий и производств и реабилитации высвобождаемых территорий
1. Определение критериев, на основании которых предприятие включается в перечень предприятий, подлежащих реформированию, перепрофилированию и перебазированию (далее - перечень).
Критерии должны опираться на экологические нормы, учитывать экономическое состояние предприятий и стратегические интересы экономического, социального и градостроительного развития Санкт-Петербурга. Перепрофилированию, реформированию и перебазированию должны подлежать не только экологически вредные, но и непрофильные для города предприятия, особенно находящиеся в неудовлетворительном экономическом состоянии, а также предприятия, занимающие земельные участки, которые могут быть использованы более эффективно либо с экономической точки зрения, либо по градостроительным требованиям.
В число критериев принятия решения о включении предприятия или производства в перечень должны быть включены следующие критерии:
- значительный экологический вред, наносимый предприятием окружающей среде, включая уже накопленный ущерб;
- опасность объекта в смысле вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий;
- неудовлетворительное в течение длительного времени финансово-экономическое положение предприятия;
- непрофильный характер деятельности предприятия;
- незначительный объем реализуемой продукции;
- нанесение ущерба градостроительному облику города;
- необходимость градостроительного развития территории, например, в соответствии с Основными положениями;
- неэффективность использования территории при ее высокой потенциальной ценности.
2. Разработка перечня и создание механизма его обновления. При разработке перечня необходимо принять за основу перечень предприятий, расположенных в историческом центре Санкт-Петербурга, подлежащих перепрофилированию, выводу или ликвидации на 1-ю очередь с учетом создания нового механизма реализации указанных мероприятий, предусматривающего законодательное закрепление целевого функционального назначения территории (приложение 4 утверждаемой части концепции генерального плана сохранения и развития исторического центра Санкт-Петербурга и его пригородов, включая дворцовые комплексы).
Процедура включения предприятий в перечень должна быть ясной и четкой, не допускающей возможности принятия волевого решения об исключении предприятия из перечня. Перечень должен стать основой для применения к находящимся в нем предприятиям мер экономического регулирования и административного воздействия.
3. Определение перечня территорий нежилых зон и выявление содержащихся в них свободных земельных участков, на которые можно было бы осуществлять перебазирование предприятий, и предприятий, на территории которых можно было бы размещать выводимые из исторического центра отдельные производства.
4. Построение механизма взаимодействия с федеральными органами государственной власти и предприятиями, находящимися в ведении федеральных органов государственной власти или ведомств.
5. Создание комплексной системы мер экономического воздействия на предприятия, включенные в перечень. Эта система должна опираться на взаимодействие соответствующих исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и иметь единого генерального заказчика - координатора, отвечающего за реализацию мероприятий, указанных в Предложениях. В условиях действующей системы исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга функции такого координатора целесообразно возложить на Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли. При создании системы необходимо исходить из того, что меры экономического принуждения по освобождению территорий - не самоцель, а составная часть комплексной политики Администрации Санкт-Петербурга по освобождению территории исторического центра от экономических субъектов, наносящих вред окружающей среде и жителям Санкт-Петербурга или неэффективно использующих территорию.