Об утверждении Правил подготовки нормативно-правовых актов
ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 13 апреля 2004 года N 490
____________________________________________________________________
В целях реализации приказа МВД РФ от 03.10.1997 N 642 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1997 N 1009"
приказываю:
1. Утвердить Правила подготовки нормативно-правовых актов ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области (приложение 1).
2. Начальникам подразделений аппарата ГУВД, горрайорганов внутренних дел обеспечить изучение и выполнение подчиненными сотрудниками утвержденных настоящим приказом Правил.
3. Ответственность за организацию исполнения настоящего приказа возложить на заместителей начальника ГУВД по направлениям деятельности и начальника Управления делопроизводства и защиты государственной тайны ГУВД.
Вр.и.о. начальника ГУВД -
генерал-майор милиции
А.А.Серов
Правила о порядке подготовки нормативно-правовых актов ГУВД
Санкт-Петербурга и Ленинградской области*
________________
* Название приведено в соответствии с оригиналом. - Примечание "КОДЕКС".
1. Настоящие правила подготовлены на основании постановления Правительства Российской Федерации N 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и их государственной регистрации" от 13 августа 1997 года, с учетом требований приказов МВД N 642 от 3 октября 1997 года и N 693 от 13 сентября 1999 года, в соответствии с Положением о ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и устанавливают единый порядок организации и ведения работы по подготовке проектов нормативных правовых актов ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - ГУВД).
2. Нормативный правовой акт - это письменный документ, изданный в соответствии с установленными требованиями правомочным на то должностным лицом ГУВД, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, рассчитанные на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц.
Нормативный правовой акт может быть также издан совместно или по согласованию с иными органами исполнительной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
3. ГУВД издаются нормативные правовые акты в виде приказов, положений, наставлений, инструкций, правил и уставов (далее - ведомственные нормативные акты).
Запрещается издавать нормативные правовые акты или документы, содержащие правовые предписания, в виде писем, телетайпограмм, телеграмм, а также:
- указаний, являющихся правовыми актами ненормативного характера, издаваемых по вопросам информационно-методического характера и по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов и других актов;
- распоряжений, являющихся также правовыми актами ненормативного характера, так как это акты оперативного руководства, имеющие ограниченный срок действия и затрагивающие узкий круг подразделений и должностных лиц.
Приказ является актом, издаваемым руководством ГУВД для решения основных оперативных задач, стоящих перед ГУВД. По юридической природе приказ может быть нормативно-правовым актом и актом применения норм права (например, о назначении на должность.). Приказ издается по наиболее важным вопросам функционирования подразделений ГУВД, горрайорганов внутренних дел, включая их создание, реорганизацию, ликвидацию, определение задач и функций, правовое регулирование различных направлений служебной деятельности, прохождения службы.
Положения и наставления регламентируют деятельность конкретных подразделений и структур ОВД.
В положении систематизированно определяются порядок образования, полномочия, организация работы и порядок действий подразделений ГУВД, горрайорганов, их структурных подразделений. В наставлении излагаются нормы о порядке действия конкретных служб и подразделений в той или иной ситуации.
Инструкции, правила и уставы регулируют основные виды (формы) оперативно-служебной деятельности и работу конкретных категорий сотрудников. Инструкция содержит нормы, устанавливающие: кем, в каком порядке и какими способами и методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности. Правила устанавливают порядок осуществления отдельного вида деятельности. Устав является кодифицированным нормативным правовым актом (сводом правил), содержащим систематизированное изложение норм, регламентирующих тот или иной вид деятельности либо правовой статус хозяйствующих субъектов, относящихся к системе ГУВД.
Издаваемые нормативные правовые акты в виде положения, наставления, инструкции, правил, устава утверждаются приказами.
4. Начальник ГУВД издает нормативные правовые акты по всем вопросам, относящимся к компетенции ГУВД.
5. Начальником ГУВД подписываются (утверждаются) нормативные правовые акты, издаваемые ГУВД совместно или по согласованию с иными органами исполнительной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
6. Первые заместители и заместители начальника ГУВД в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по направлениям деятельности курируемых подразделений ГУВД.
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".
7. Основаниями для подготовки и издания ведомственных нормативных правовых актов являются:
7.1. Распоряжения и поручения руководства МВД РФ.
7.2. Нормативно-правовые акты Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
7.3. Решения коллегии ГУВД, оперативных совещаний при начальнике ГУВД.
7.4. Утвержденные в установленном порядке планы работы ГУВД.
7.5. Инициатива руководства ГУВД, подразделений ГУВД и горрайорганов внутренних дел.
8. Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на подразделение ГУВД, горрайорган внутренних дел, к компетенции которого относится организация регулируемой деятельности. Если проект поручается подготовить нескольким подразделениям, работу по его подготовке организует и осуществляет подразделение, которое указано в поручении (плане) первым. При этом определяются ответственный исполнитель и другие должностные лица, ответственные за подготовку указанного проекта, и срок его подготовки.
9. При подготовке наиболее важных, сложных и больших по объему проектов нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими органами исполнительной власти, решением руководства ГУВД могут создаваться рабочие группы (комиссии) из числа наиболее опытных сотрудников, которые при необходимости на период деятельности в составе рабочей группы освобождаются от выполнения своих должностных обязанностей.
10. Подготовке сложного проекта нормативного правового акта предшествует разработка его концепции, включающая определение предмета и цели нормативного правового акта, обоснование его основных положений и предполагаемых последствий применения, оценку возможных правовых альтернатив и методов правового регулирования в соответствующей сфере, выявление недостатков действующего правового регулирования и определение путей их устранения посредством издания нового акта.
После этого разрабатываются план-проспект и календарный план-график подготовки проекта нормативного правового акта. В плане-проспекте определяется предполагаемая структура нормативного правового акта и раскрывается основное содержание его принципиальных положений. В календарном плане-графике обозначаются основные этапы работы по подготовке проекта, указываются сроки их завершения, определяются ответственный исполнитель и другие должностные лица (подразделения), ответственные за результаты работы.
11. В проект нормативного правового акта не подлежат включению различного рода рекомендации, советы, цитаты из книг или другие подобные тексты. Не допускается издание нормативных правовых актов для объявления законодательных или иных нормативных правовых актов, являющихся нормативными правовыми актами прямого действия. При необходимости подготавливается нормативный правовой акт о мерах по выполнению содержащихся в них предписаний, касающихся деятельности ГУВД.
12. Проект нормативного правового акта рассматривается руководителем подразделения, являющегося головным исполнителем, и дорабатывается с учетом его замечаний. Подписанный (завизированный) руководителем подразделения проект нормативного правового акта направляется на согласование в заинтересованные подразделения ГУВД, горрайорганы внутренних дел.
Возможно выяснение по проекту мнения иных органов исполнительной власти, общественных объединений, а также общественного мнения (путем проведения соответствующих опросов). В целях более глубокой и качественной проработки проекта нормативного правового акта вопросы, относящиеся к предмету его правового регулирования, могут быть вынесены для обсуждения на научно-практических конференциях, "круглых столах" и семинарах.
В случаях когда в результате доработки первоначальный вариант проекта нормативного правового акта существенно изменен и дополнен, он может быть направлен на повторное согласование.
13. Проекты нормативных правовых актов по особо важным вопросам вносятся в установленном порядке на рассмотрение коллегии ГУВД, оперативного совещания при ГУВД.
14. Образцы оформления документов указаны в приложениях к приказу МВД России N 642-97г.
Проект нормативного правового акта оформляется, как правило, на листах формата А4. При размещении текста документа на листе оставляются верхние и нижние поля в размере 20 мм, левое - 30 мм, правое - 20 мм от края листа. В случае необходимости документ может иметь верхний и нижний колонтитулы, находящиеся на расстоянии 10 мм от края листа.
Согласно Государственным стандартам организационно-распорядительной документации (ГОСТ 6.38-90) проект нормативного правового акта должен иметь заголовок, дату, порядковый номер и другие необходимые реквизиты, а проект приказа или директивы - также изображение Государственного герба Российской Федерации.
Заголовок проекта нормативного правового акта должен быть предельно кратким и точно отражающим содержание документа. Заголовок проекта приказа помещается внутри ограничительных рамок соответствующих бланков установленного образца. Заголовок проекта нормативного правового акта, издаваемого в виде положения, наставления, инструкции, правил или устава, оформляется по центру листа с одинаковыми интервалами от левой и правой границ текста размером в 30 мм непосредственно перед текстом проекта нормативного документа. В отдельных случаях разрешается оформление титульных листов проектов положений, наставлений, инструкций, правил, уставов. В этом случае заголовок оформляется по центру титульного листа с одинаковыми интервалами от левой и правой границ текста размером в 30 мм и на удалении 100 мм от нижней границы реквизита приложения.
Дата нормативного правового акта указывает число, месяц и год его издания. Примерный формат написания даты: 1 марта 1998 г.; 20 июля 1998 г.
15. Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.
Текст приказа, как правило, состоит из двух частей: вступительной (преамбулы) и распорядительной (приказной).
Во вступительной части излагаются цели и основания издания приказа. Положения нормативного характера во вступительную часть не включаются. Вступительная часть может отсутствовать, если предписания приказа не нуждаются в обосновании.
При наличии вступительной части проекта приказа распорядительная часть должна начинаться словом "приказываю", напечатанным в средней части листа прописными буквами с двумя машинописными интервалами. Распорядительная часть приказа излагается в повелительной (императивной) форме. В ней излагаются нормативные предписания в последовательности, обеспечивающей правильное понимание и применение акта.
16. Текст проекта ведомственного нормативного правового акта может подразделяться на составные части: в приказе - на пункты, подпункты и абзацы; в положении, наставлении, инструкции, правилах, уставе - на главы, пункты, подпункты, абзацы. Каждая составная часть, исключая абзацы, должна иметь номер. Нумерация глав производится римскими цифрами, а пунктов и подпунктов - арабскими цифрами с точкой. Нумерация пунктов по тексту проекта является сквозной (сплошной). Номер подпункта включает в себя номер соответствующего пункта и номер собственно подпункта, разделенные точкой, например: 1.1; 2.17, 1.4.2. При более мелком делении допускается буквенное обозначение абзацев, отделенных от текста абзацев круглой скобкой, например: "а)", "б)", "в)". Главы должны иметь соответствующие заголовки, отражающие в краткой форме их содержательную часть.
17. Пункт распорядительной (приказной) части приказа должен начинаться, как правило, с глагола.
Пункт проекта нормативного правового акта должен содержать одно нормативное предписание. Несколько нормативных предписаний помещаются в один пункт в исключительных случаях, когда это необходимо для их правильного понимания и применения.
18. Каждое предписание проекта формулируется так, чтобы исключалась возможность неоднозначного его толкования. В пункты проекта, содержащие нормы, действие которых не ограничивается определенным сроком, не включаются предписания, имеющие временное значение. Нормативное предписание, рассчитанное на определенный период времени, включается в отдельный пункт проекта.
19. Для объяснения тех или иных особенностей, которые не могут быть отражены непосредственно в норме, к отдельные частям проекта (главам, пунктам, подпунктам, абзацам и словам) может быть сделана сноска, обозначаемая условным знаком: буквой "X", цифрами "1", "2" или специальным символом "*".
Сноски помещаются в конце каждого листа документа с левой стороны. Не допускается размещать все имеющиеся ссылки в конце документа.
20. Для полноты изложения вопроса в проекте могут воспроизводиться отдельные положения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Такие положения обязательно сопровождаются ссылкой на соответствующий нормативный правовой акт, например: "...в соответствии с постановлением...", "...учесть, что Указом...", "...принять к сведению и руководству, что постановлением...". В случае необходимости, если требуется показать связь норм и избежать их повторения, в проекте нормативного правового акта допускаются ссылки на другие пункты проекта, а также на ранее изданные нормативные правовые акты. При первом упоминании ранее изданного акта указываются орган, издавший акт, дата, номер и точный заголовок акта, а также источник его опубликования. При повторной ссылке на этот акт его заголовок не указывается. При ссылке на нормативный правовой акт обязательно приводится тот пункт (пункты) или другая его часть, которые имеются в виду.
21. В проекте нормативного правового акта допускается примечание, когда предписание не представляется возможным изложить в соответствующем пункте. Примечания, если их несколько, обозначаются порядковыми номерами арабских цифр.
Примечания могут помещаться как в конце пункта (подпункта) проекта, так и в конце документа.
22. К проекту приказа прилагаются утверждаемые им ведомственные нормативные правовые акты (положения, наставления, инструкции, правила, уставы), а также материалы в виде перечней, таблиц, образцов документов, графиков, схем, бланков и иных документов.
В этих случаях в предписаниях указывается: "Утвердить и ввести в действие с 1 ноября 1997 г. прилагаемую Инструкцию", "...внести изменения в... согласно Перечню (приложение 1)", "...считать утратившими силу... согласно прилагаемому Перечню" и т.п. Каждое приложение должно иметь свой порядковый номер (без написания символа "N"): "приложение 1", "приложение 2". В пункте проекта нормативного правового акта делается отсылка к соответствующему приложению, например: "согласно приложению 2", "по форме согласно приложению 3".
Проект нормативного правового акта и все входящие в его состав приложения должны иметь сквозную (сплошную) нумерацию листов.
23. Нормативный правовой акт в качестве приложения подготавливается и оформляется в соответствии с настоящими Правилами. На прилагаемых документах указывается заголовок. В верхнем правом углу на первой странице приложения указываются его реквизиты, например: "Приложение 2 к приказу ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 ноября 1997 г. N 35", "Приложение 3 к Инструкции о порядке обеспечения...". В реквизитах приложения к нормативному правовому акту, изданному в виде положения, наставления, инструкции, правил, устава, допускается указание конкретных пунктов (подпунктов), содержание которых конкретизируется (дополняется) данным приложением. Например:
Приложение к пункту 10 Инструкции о порядке...
или:
Приложение к подпунктам 1.2, 1.6 и 2.7 Инструкции о порядке...
В случае если приложение имеет отношение более чем к трем пунктам (подпунктам) положения, наставления, инструкции, правил, устава, ссылка на соответствующие пункты не допускается.