Недействующий

     

ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


О целевой социальной программе Санкт-Петербурга
"Создание системы комплексной реабилитации инвалидов
в Санкт-Петербурге" на 2001-2004 годы

(с изменениями на 15 декабря 2003 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 29 октября 2010 года на основании
Закона Санкт-Петербурга от 6 октября 2010 года N 481-115
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Санкт-Петербурга от 15 декабря 2003 года N 698-104 (Новое в законодательстве СПб. Прил.к Вестн.законодат.собрания СПб, N 40, 18.12.2003).

____________________________________________________________________

Принят
 Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
31 октября 2001 года


Статья 1


Утвердить целевую социальную программу Санкт-Петербурга "Создание системы комплексной реабилитации инвалидов в Санкт-Петербурге" на 2001-2004 годы (далее - Программа) согласно приложению.

Статья 2


Средства для реализации Программы выделяются ежегодно из бюджета Санкт-Петербурга в период с 2001 по 2004 год.

Статья 3


Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

Губернатор Санкт-Петербурга
 В.А.Яковлев

 



Санкт-Петербург

16 ноября 2001 года

N 766-100

Приложение
к Закону Санкт-Петербурга
"О целевой социальной программе
Санкт-Петербурга "Создание системы
комплексной реабилитации инвалидов
в Санкт-Петербурге" на 2001-2004 годы"
от 31 октября 2001 года
N 766-100

     
Целевая социальная программа Санкт-Петербурга
"Создание системы комплексной реабилитации инвалидов
в Санкт-Петербурге" на 2001-2004 годы

(с изменениями на 15 декабря 2003 года)

     

Паспорт программы

Наименование Программы

целевая социальная программа Санкт-Петербурга "Создание системы комплексной реабилитации инвалидов в Санкт-Петербурге" на 2001-2004 годы.

Основания для разработки Программы

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций на 48-й сессии 20 декабря 1993 года (резолюция 48/96);
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 1011 "О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов";
постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2000 года N 36 "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы".

Заказчик Программы

Комитет по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга от имени Санкт-Петербурга.

Основные разработчики Программы

Комитет по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга;
Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга;
Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу (далее - Департамент ФГСЗН);
государственное учреждение "Санкт-Петербургское объединение медико-социальной экспертизы";
федеральное государственное учреждение "Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им.Г.А.Альбрехта" (далее - СПбНЦЭПР);
Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов;
Санкт-Петербургский государственный технический университет (далее - СПбГТУ).

Основные цели Программы

снижение уровня инвалидности;
улучшение качества жизни инвалидов.

Задачи Программы

профилактика инвалидности;
создание государственной службы реабилитации инвалидов в Санкт-Петербурге; создание условий для интеграции инвалидов в общество.

Сроки реализации Программы

2001-2004 годы.

Основные мероприятия Программы

1. Повышение эффективности профилактики инвалидности: изучение причин инвалидности в Санкт-Петербурге; профилактика травматизма.
2. Обеспечение комплексной реабилитации инвалидов: совершенствование работы службы медико-социальной экспертизы;
развитие системы медицинской реабилитации инвалидов;
развитие системы профессиональной реабилитации инвалидов;
создание системы социальной реабилитации инвалидов;
организация службы адаптивной физической культуры;
развитие и внедрение современных реабилитационных технологий.
3. Совершенствование системы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - ТСР): создание центра ТСР;
маркетинг существующих средств реабилитации;
создание информационной базы данных ТСР;
формирование государственного заказа Санкт-Петербурга на изготовление ТСР.
4. Научно-методическое и информационное обеспечение системы реабилитации инвалидов:
создание реестра инвалидов Санкт-Петербурга;
создание реестров реабилитационных учреждений в Санкт-Петербурге и реабилитационных услуг в Санкт-Петербурге;
разработка методических рекомендаций;
создание информационно-методического центра реабилитации инвалидов в Санкт-Петербурге;
разработка критериев отбора, показаний, стандартов и объемов реабилитационного (восстановительного) лечения по уровням и нозологическим формам;
организация научно-практических семинаров и конференций.
5. Кадровое обеспечение государственной службы реабилитации инвалидов в Санкт-Петербурге.
6. Совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам реабилитации инвалидов.

Исполнители основных мероприятий Программы

определяются в порядке, установленном Законом Санкт-Петербурга от 22 октября 1997 года N 179-58 "О целевых программах Санкт-Петербурга".

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования за счет средств бюджета Санкт-Петербурга составляет 265710,6 тыс.руб., в том числе по годам:
2001 год - 2080,0 тыс.руб.,
в том числе Адресная программа капитальных вложений по объектам городского хозяйства, финансируемая за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (далее - АПКВ), - 1080,0 тыс.руб.;
2002 год - 61817,0 тыс.руб.,
в том числе АПКВ - 29004,0 тыс.руб.;
2003 год - 102047,6 тыс.руб.,
в том числе АПКВ - 35004,0 тыс.руб.,
2004 год - 99766,0 тыс.руб.,
в том числе АПКВ - 47004,0 тыс.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

повышение качества жизни инвалидов;
снижение уровня первичной инвалидности;
увеличение объема реабилитационных мероприятий, услуг и ТСР для инвалидов с учетом их индивидуальных потребностей;
обеспечение реабилитации инвалидов в соответствии с перечнем гарантированных реабилитационных услуг в Санкт-Петербурге;
преодоление разобщенности, интеграция усилий и средств учреждений и организаций различной ведомственной подчиненности в вопросах реабилитации инвалидов;
обеспечение интеграции инвалидов в общество.

Контроль за реализацией Программы

контроль осуществляет Комитет по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга.

     

     

1. Состояние проблемы и обоснование
необходимости принятия Программы

1.1. Состояние, динамика инвалидности в Санкт-Петербурге

В современном обществе существует значительное количество лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. По оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют 10% от общей численности населения. В России за последние годы отмечается тенденция к превышению этого отношения. Так, например, в Санкт-Петербурге процент инвалидов составляет более 13% от общей численности населения Санкт-Петербурга (608287 человек на 1 января 2001 года). Тревогу вызывает и тенденция к увеличению числа граждан трудоспособного возраста, впервые признанных инвалидами. Необходимо также отметить, что инвалиды составляют 46% от общего числа пенсионеров.

Среди больных, впервые признанных инвалидами, более половины составляют граждане с болезнями системы кровообращения (66%), злокачественными новообразованиями (9,2%), последствиями травм (4,5%) и заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани (4,5%).

За 2000 год впервые признано инвалидами 60615 человек, из которых 64% составляют женщины, лица трудоспособного возраста - 30%. Уровень первичной инвалидности по Санкт-Петербургу в 2000 году по сравнению с 1999 годом повысился и составил 160,3 на 10000 человек взрослого населения (в 1999 году - 152,9), что почти вдвое превышает среднереспубликанский показатель (в 1999 году - 71,7).

Анализ структуры больных с первичной инвалидностью свидетельствует о преобладании тяжелых форм отклонений от нормы (1 и 2 группы). Так, в 2000 году инвалиды 1 группы составляли 8%, 2 группы - 75% от общего числа граждан, прошедших первичное освидетельствование. В последние годы отмечается повышение уровня первичной инвалидности в связи с ростом психических расстройств и туберкулеза.

Анализ показателей первичной инвалидности больных с профессиональной патологией по отраслям промышленности показал, что около 50% показателей инвалидности приходится на следующие отрасли: тяжелое и транспортное машиностроение, судостроение, строительство и оборонную промышленность.

Таким образом, среди основных причин роста инвалидности можно выделить: медико-биологические (состояние здоровья населения и уровень лечебно-профилактической помощи), производственно-экологические (характер и условия труда и состояние окружающей среды), а также социально-бытовые, обусловленные недостаточной защищенностью населения от негативных явлений в социально-экономической сфере.

За последнее время в мире произошло изменение представлений о проблеме инвалидности. В соответствии с этим изменились и подходы к ее решению. Так, в настоящее время инвалидами признаются не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и лица, имеющие другие ограничения жизнедеятельности (самообслуживания, передвижения, общения, ориентации, контроля своего поведения, обучения).

Все это потребовало радикальных изменений государственной политики в отношении инвалидов, В результате наметилось устойчивое стремление к структурной перестройке и реорганизации служб экспертизы и реабилитации инвалидов, к развитию системы реабилитационной индустрии и формированию отечественного рынка ТСР и реабилитационных услуг, оказываемых инвалидам.

1.2. Характеристика существующей структуры органов медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге в настоящее время экспертное обслуживание населения осуществляют 50 районных, 11 главных бюро медико-социальной экспертизы (далее -МСЭ) и психолого-профориентационная лаборатория. К сожалению, анализ состояния их оснащенности, укомплектованности кадрами и пропускной способности свидетельствует о том, что существующая структура указанных учреждений не в состоянии обеспечить решение всех возложенных на нее задач. Еще большие сложности вызывает необходимость освоения органами МСЭ новых функций: выявления и оценки реабилитационного потенциала инвалидов, разработки индивидуальных программ реабилитации (далее - ИПР) и непосредственного участия в реабилитационном процессе.

Значительная часть проблем, связанных с координацией, оценкой эффективности и стратегическим планированием развития и модернизации структуры органов МСЭ и реабилитации, объясняется недостаточностью уровня информационного обеспечения их деятельности. Существующие, но недостаточно связанные между собой локальные базы данных учреждений и информационные массивы, собираемые в центральном хранилище, носящие фрагментарный характер, уже не могут в полном объеме и на необходимом уровне обеспечить задачи анализа и управления. Отсутствие единого информационного пространства является также одной из основных причин, которые не позволяют рассматривать совокупность организаций МСЭ и реабилитации инвалидов в качестве системы.

1.2.1. Медицинская реабилитация

Среди мероприятий реабилитационного цикла медицинское направление играет в настоящее время доминирующую роль. Это объясняется тем, что медицинская реабилитация не отделяется от лечебного процесса. Кроме того, бюро МСЭ работают в постоянном тесном контакте с лечебно-профилактическими учреждениями и часто на их территории, а специалисты-эксперты имеют обязательное высшее медицинское образование.

Тем не менее не следует отождествлять лечебные и реабилитационные мероприятия. Цель первых определяется необходимостью максимального восстановления функций организма человека, изменившихся в результате болезни, травмы или увечья. В задачи же медицинской реабилитации входит проведение согласованного с другими направлениями (профессиональным и социальным) комплекса мероприятий по максимальной адаптации инвалида к новым для него условиям жизни.

Одним из наиболее перспективных направлений обеспечения единства и комплексности реабилитационных мероприятий представляется процесс формирования центров реабилитации инвалидов на базе лечебно-профилактических учреждений. Необходимо, однако, иметь в виду, что эффективность указанных центров определяется наличием надежно функционирующей системы информационного обмена и возможностью координации деятельности в рамках решения общих задач.

В качестве одного из положительных примеров можно привести деятельность многопрофильного центра реабилитации инвалидов, развернутого на базе городской больницы N 40 Курортного административного района Санкт-Петербурга. Здесь успешно осуществляется медицинская, социальная и, частично, профессиональная реабилитация инвалидов. К сожалению, пропускная способность (530 коек) указанного центра недостаточна для нужд Санкт-Петербурга, а реабилитационные возможности строго ограничены ресурсной базой.

1.2.2. Социальная реабилитация инвалидов

Социальная реабилитация инвалидов - совокупность мероприятий по социально-бытовой адаптации и психологической коррекции самооценки инвалида. Она является цементирующим элементом ИПР в целом. Социальная реабилитация инвалидов призвана перевести результаты реализации медицинского и профессионального блока ИПР в практическую, бытовую плоскость.

До настоящего времени направление социальной реабилитации инвалидов остается слабым звеном комплекса реабилитационных мероприятий. Основной причиной является то, что медицинская и профессиональная реабилитации инвалидов были изначально закреплены за профессионально ориентированными на эти задачи социальными структурами систем здравоохранения и образования.

В рамках Программы предпринимается попытка решить вопрос о создании и разработке новых методов и технологий комплексного решения проблем социальной реабилитации инвалидов.

Итогом проведения социальной реабилитации инвалидов должно стать:

формирование новых (взамен утраченных) навыков, обеспечивающих инвалиду максимально возможный для него бытовой комфорт и уровень самообслуживания. В задачи этого направления входит обучение использованию протезов и приспособлений, обустройство квартиры, формирование навыков личной гигиены и т.д.;

выявление и развитие способностей и, возможно, скрытых талантов инвалида, способных обеспечить базу для повышения его самооценки, творческого развития, профессиональной состоятельности и материальной независимости;

формирование, при необходимости, нового (или дополнительного) круга общения инвалида.

Дальнейшим развитием результатов создания системы социальной реабилитации инвалидов должна явиться продуманная и согласованная политика Санкт-Петербурга в области социальной защиты населения (в том числе инвалидов), совершенствование и повышение эффективности работы существующих организаций и внедрение новых форм и видов реабилитационных услуг.

1.2.3. ТСР и реабилитационные услуги

Статистические данные свидетельствуют о том, что среди жителей Санкт-Петербурга 29 тысяч человек нуждаются в протезировании, а для 50 тысяч требуется ежегодное изготовление сложной ортопедической обуви. К сожалению, в настоящее время в Санкт-Петербурге отсутствует база данных инвалидов, нуждающихся в ТСР, особенно во вспомогательных устройствах и приспособлениях бытового назначения.

Вместе с тем в Санкт-Петербурге действуют только три организации, профессионально занимающиеся конструированием, изготовлением и ремонтом протезов и ортопедической обуви. С учетом имеющихся в их распоряжении производственных мощностей этого явно недостаточно. Еще хуже обстоят дела с производством вспомогательных устройств и приспособлений бытового назначения. Санкт-Петербург не имеет специализирующихся в этом направлении предприятий.

1.2.4. Профессиональная реабилитация инвалидов

Профессиональная реабилитация инвалидов включает в себя профессиональную ориентацию, профессиональное обучение и переобучение, рациональное трудоустройство и профессионально-производственную адаптацию.

В рамках комплексной реабилитации инвалидов профессиональный блок является основным. Как уже отмечалось выше, ежегодно более 30% граждан, впервые признанных инвалидами, находятся в трудоспособном возрасте. При должной подготовке, проведении и результативности ИПР данная категория инвалидов могла бы значительно снизить потребность предприятий Санкт-Петербурга в квалифицированной рабочей силе.

В Санкт-Петербурге существует только 11 учреждений, занимающихся вопросами профессиональной реабилитации инвалидов. С учетом того, что лишь в двух из них инвалиды могут получить начальное и среднее профессиональное образование, проблема трудовой ориентации инвалидов с детства может перейти в разряд угрожающих. Так, одно из наиболее успешно действующих специализированных учебных заведений государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональный реабилитационный лицей" подготовил 567 выпускников за три последних года, что составляет менее 1% от числа инвалидов, потенциально способных вернуться к трудовой деятельности.

Еще одной проблемой является профессиональная переориентация граждан, признанных инвалидами 2 и 3 групп. Основными критериями для выбора профессий, по которым осуществляется обучение инвалидов, являются конкурентоспособность профессии на рынке труда, пожелания самого инвалида и рекомендации разработанной для него ИПР.

1.2.5. Адаптивная физическая культура

Учитывая постоянную потребность инвалидов в систематических занятиях физической культурой и спортом, назрела необходимость создания службы адаптивной физической культуры.

Адаптивная физическая культура (спорт инвалидов) является уникальным и универсальным средством физической, психической и социальной реабилитации инвалидов всех категорий и возрастов. Постоянные занятия физической культурой и спортом, оздоровительные мероприятия позволяют более широко развить способности организма, совершенствовать самореализацию творческих сил личности и, главное, создать у инвалида ощущение своей пользы для общества.

Эта служба должна объединить усилия государственных структур, спортивных учреждений, высших и средних учебных заведений и общественных организаций для создания в Санкт-Петербурге единой системы физкультурно-оздоровительной, рекреационно-спортивной, научно-реабилитационной деятельности.

В настоящее время в Санкт-Петербурге различные виды адаптивной физической культуры реализуются в учреждениях региональных отделений Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих (далее - ВОГ) и Всероссийского общества инвалидов, а также общественных организаций: Федерации физической культуры и спорта инвалидов Санкт-Петербурга, Специального олимпийского комитета, организации "Специальная Олимпиада" и санкт-петербургской региональной общественной организации инвалидов спорта "Эдельвейс".

Наряду с этим необходимо отметить, что социализация инвалидов с помощью занятий физической культурой и спортом в Санкт-Петербурге отсутствует. Не создано ни одного приспособленного для занятий инвалидов спортом реабилитационно-физкультурного центра, ориентированного на систематический и комплексный процесс их адаптации. Разрозненность и бессистемность проведения физкультурно-оздоровительной и реабилитационной работы существующих в Санкт-Петербурге спортивных клубов для инвалидов не обеспечивает необходимой базы для реальной оценки эффективности и важности воздействия физкультуры на здоровье инвалида. При этом Санкт-Петербург имеет огромный тренерский, медицинский, научный и управленческий потенциал для изучения проблемы и создания системы и службы адаптивной физической культуры.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»