На протяжении последних десяти лет в Российской Федерации принят целый ряд нормативно-правовых документов, гарантирующих предоставление бесплатной медицинской помощи населению и регламентирующих порядок ее оказания. При этом с 1993 года было введено обязательное медицинское страхование (далее - ОМС), которое по первоначальному замыслу должно было дополнить существовавшую на тот момент государственную бюджетную систему здравоохранения. Однако в силу специфики становления правовой системы Российской Федерации и объективных экономических трудностей, которые возникли в 90-е годы, система ОМС в значительной степени подменила бюджетное финансирование здравоохранения, при этом суммарное финансирование здравоохранения не увеличивалось, но и постоянно сокращалось (приложение 1).
Данная ситуация усугублялась также тем, что возрастала разница между фактической стоимостью медицинской помощи в декларированных государством объемах и реальным финансированием. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.1999 N 1194 медицинская помощь для 4,7 млн. человек должна стоить 7,5 млрд. рублей в год. В то же время реальные возможности бюджета Санкт-Петербурга позволяют в настоящее время обеспечить лишь до 60% необходимых финансовых ресурсов. Однако система здравоохранения Санкт-Петербурга сохраняет гарантированные объемы медицинской помощи, перераспределяя финансовые ресурсы внутри системы и привлекая дополнительные источники финансирования, основным из которых оказываются личные средства граждан. Так, в бюджете крупных стационаров на долю платных услуг приходится около 7%. Но эта величина не учитывает прямые расходы пациента в процессе лечения (приобретение лекарств, расходных материалов, продуктов питания и т.д.). На этот счет не существует официальной статистики, но по результатам анонимных опросов можно говорить о суммах, составляющих до 30% бюджета стационаров, что вызывает обоснованное недовольство со стороны граждан. По данным Федерального фонда ОМС, Санкт-Петербург занимает первое место в Российской Федерации по количеству жалоб населения на оказываемую медицинскую помощь, при этом 53% жалоб признаны обоснованными.
Эти негативные тенденции и крайне тяжелая медико-демографическая ситуация в городе (приложение 2) явились побудительными мотивами разработки и принятия в 1997 году Концепции развития здравоохранения Санкт-Петербурга на 1997-2003 гг. Данный документ включал в себя не только детальный анализ сложившейся ситуации в Санкт-Петербурге, но и определял приоритеты, этапность развития, а также 68 конкретных программ, намеченных к реализации на ближайшие 5 лет, однако произошедший в августе 1998 года финансовый кризис резко замедлил реализацию намеченных планов. В этой связи, исходя из сегодняшних реалий, усилия органов управления должны быть направлены на корректировку планов, совершенствование системы управления и принятие безотлагательных мер для обеспечения жителей Санкт-Петербурга равнодоступной, бесплатной, качественной медицинской помощью в гарантированных государством объемах.
Необходимость проведения реформы здравоохранения не является самоцелью и не связана с несовершенством организационной структуры здравоохранения. В 1972 году ВОЗ признала существовавшую в СССР систему здравоохранения лучшей и рекомендовала ее для распространения в других странах. К сожалению, данная модель является крайне затратной, и в современных условиях приходится искать более экономически эффективные подходы. Принципиальным отличием предлагаемых преобразований и мероприятий является то, что они реалистичны, создаются и функционируют в рамках действующего правового поля и используют реально существующие финансово-хозяйственные связи и ресурсы.