Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
УПРАВЛЕНИЕ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ

     
ПИСЬМО

от 12 января 2001 года N 06-08/349


Законе Санкт-Петербурга от 27.11.2000 N 641-70
"О едином налоге на вмененный доход для
определенных видов деятельности"
]

(с изменениями на 17 января 2002 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

письмом Управления МНС России по Санкт-Петербургу от 17 января 2002 года N 07-08/718.

____________________________________________________________________



В связи с введением с 01.01.2001 Закона Санкт-Петербурга от 27.11.2000 N 641-70 "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" Управление МНС России по Санкт-Петербургу направляет для сведения и использования в работе разъяснения по некоторым вопросам применения вышеуказанного Закона.

Заместитель руководителя УМНС РФ
по Санкт-Петербургу
государственный советник
налоговой службы III ранга
В.И.Красавин

     

Разъяснения по некоторым вопросам применения
Закона Санкт-Петербурга от 27.11.2000 N 641-70
"О едином налоге на вмененный доход
для определенных видов деятельности"

     

Общие положения


Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - ЕНВД) установлен на территории Санкт-Петербурга Законом Санкт-Петербурга от 27.11.2000 N 641-70 "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" с 01.01.2001. Текст закона официально опубликован в приложении к журналу "Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" - "Новое в законодательстве Санкт-Петербурга" от 29.11.2000 N 18.

Закон Санкт-Петербурга N 641-70 принят в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - ФЗ N 148-ФЗ).

На уплату ЕНВД переводятся юридические лица (далее - организации) и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - предприниматели), состоящие на налоговом учете в налоговых органах Санкт-Петербурга, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Санкт-Петербурга в сферах, указанных в ст.3 Закона Санкт-Петербурга N 641-70.

Определение вида деятельности, осуществляемой организацией или предпринимателем в сферах, указанных в ст.3, устанавливается в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 31.03.1999 N 63-ФЗ право добровольного перехода на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности предоставлено исключительно общественным организациям инвалидов, их региональным и территориальным организациям, организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественных организаций инвалидов, а также предприятиям и учреждениям, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов.

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, в том числе расположенные в пределах других административных районов Санкт-Петербурга, обязаны уплачивать ЕНВД по месту нахождения своих обособленных подразделений. Соответственно в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений должны представляться расчеты по ЕНВД (п.7 ст.16 Закона СПб N 161-70*).

_______________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: N 641-70. - Примечание "КОДЕКС".

Понятие "обособленное подразделение", обязанность организации встать на налоговый учет по месту нахождения своих подразделений определены НК РФ (статьи 11, 19, 83).

Предприниматели подлежат постановке на налоговый учет по месту их жительства (ст.83 НК РФ), независимо от места осуществления деятельности.

Постановка на налоговый учет индивидуальных предпринимателей по месту осуществления деятельности Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена.

На налогоплательщиков, не состоящих на учете в налоговых органах данного региона, положения регионального законодательного акта о едином налоге на вмененный доход не распространяются (письмо МНС РФ от 29.11.2000 N 26-2-16/1609).

Таким образом, предприниматели, состоящие на налоговом учете, например в налоговых инспекциях Ленинградской области, и осуществляющие свою деятельность на территории Санкт-Петербурга, представляют расчеты и производят уплату налогов в соответствии с налоговым законодательством Ленинградской области только по месту постановки на налоговый учет (в Ленобласти).

Предприниматели, состоящие на налоговом учете в налоговых инспекциях Санкт-Петербурга и осуществляющие деятельность, подпадающую под ЕНВД на территориях других субъектов федерации, представляют расчеты и производят уплату налогов в соответствии с налоговым законодательством Санкт-Петербурга в налоговые инспекции Санкт-Петербурга.

Если коэффициент базовой доходности не может быть установлен, он принимается равным 1. По видам деятельности, которые в соответствии с законом Санкт-Петербурга не переводятся на ЕНВД, свидетельства предпринимателям не выдаются.

Если вся деятельность налогоплательщика подпадает под действие закона Санкт-Петербурга о ЕНВД, то налогоплательщик ведет бухгалтерский учет и представляет отчетность в общеустановленном порядке.

Если помимо видов деятельности, с доходов от занятия которыми налогоплательщики уплачивают ЕНВД, они занимаются и другими видами деятельности, то по этим видам они обязаны уплачивать налоги в общеустановленном порядке, обеспечив раздельное ведение бухгалтерского учета результатов хозяйственной деятельности (письмо МНС РФ от 10.03.2000 N 26-0-16/153).

При осуществлении нескольких видов деятельности на основе свидетельства учет доходов (расходов) и численности работников ведется также раздельно по каждому виду деятельности (ст.4 ФЗ N 148-ФЗ).

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, перешедшие на уплату ЕНВД, ведут учет в соответствии с федеральными законами от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" и от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", так как введение в действие Федерального закона N 148-ФЗ не отменяет существующие федеральные законы N 88-ФЗ и N 222-ФЗ, которые применяются в части, не противоречащей Федеральному закону N 148-ФЗ.

Предпринимателям, перешедшим на уплату ЕНВД, патент на ведение упрощенной системы налогообложения не выдается.

Плательщики ЕНВД не уплачивают ряд налогов, предусмотренных статьями 19, 20, 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" (ст.1 Закона СПб и ст.7 N 146-ФЗ*), а платежи в государственные внебюджетные фонды производят в составе ЕНВД.

_______________

* Вероятно, ошибка оригинала. Имеется в виду Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ. - Примечание "КОДЕКС".

Единый социальный налог и налог с продаж не уплачиваются по видам деятельности, по которым уплачивается ЕНВД.

Гражданин-предприниматель уплачивает налог на доходы, только если имеет доходы от осуществления деятельности, не связанной с теми видами, по которым уплачивается ЕНВД (п.8 ст.1).

После перевода отдельных видов деятельности на уплату ЕНВД реализация продукции (работ, услуг), которая к  ним будет относиться, не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Поэтому НДС, относящийся к сырью, материалам и услугам, используемым в производственной деятельности в этих сферах, не подлежит возмещению из бюджета, следовательно, подлежит отнесению на себестоимость или издержки обращения.

Однако следует иметь в виду, что организации и предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, не освобождаются от обязанностей налогового агента (п.9 ст.1).

В связи с этим переход на уплату ЕНВД не освобождает налогоплательщиков от обязанностей уплаты НДС в случаях, предусмотренных ст.161 НК РФ, и исчисления, удержания и перечисления подоходного налога (налога на доходы) выплачиваемых работникам (физическим лицам).

При использовании в качестве физического показателя численности работающих (специалистов) (розничная торговля и общественное питание) для учета графика и сменности работы предусматривается среднесписочная численность работающих в соответствии с постановлением Госкомстата РФ от 07.12.1998 N 121 "Об утверждении инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения".

Специалист - физическое лицо, трудовые обязанности которого непосредственно связаны с осуществлением торговли или общественного питания, выполняющее свои функции на основании трудового договора или на основании договора гражданско-правового характера, в частности продавец, продавец-консультант, кассир, упаковщик, подсобный рабочий и т.д. Специалистом признается и индивидуальный предприниматель, самостоятельно выполняющий функции, непосредственно связанные с осуществлением торговли. В целях настоящего закона к числу специалистов не относится обслуживающий персонал, обязанности которого непосредственно не связаны с продажей товаров или общественным питанием либо оказанием покупателю сопутствующих услуг.

Фактическая численность работающих специалистов определяется по каждой точке (месту) отдельно.

При этом в расчет включается только численность основного производственного персонала без учета численности управленческого и обслуживающего (например, уборщик) персонала.

Все представляемые налогоплательщиком расчеты и выдаваемые уведомления хранятся в деле налогоплательщика. Поступление корреспонденции в районные налоговые органы регистрируется в общеустановленном порядке. Что касается свидетельств как бланков строгой отчетности, то выдача их и регистрация производятся в соответствии с письмом ГНС РФ от 23.12.1998 N ВП-14-12/62ДСП.

При уплате ЕНВД по определенным видам деятельности следует учитывать следующие особенности:

     

1. Розничная торговля, осуществляемая через палатки,
лотки, столики и другие места организации торговли,
не имеющие стационарной торговой площади


Согласно статье 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи, продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. При этом не имеет значения, осуществляет продавец реализацию собственного (произведенного или приобретенного) товара или осуществляет продажу товара, принятого на реализацию на основании договора комиссии, поручения или агентского договора. Также не имеет значения, осуществляется указанная деятельность через собственную торговую сеть либо через арендуемые торговые точки (места, помещения).

Следовательно, оптовая торговля, а также торговые автоматы не подпадают под действие данного закона.

Законом Санкт-Петербурга установлено, что "стационарная торговая площадь - торговая площадь, предназначенная для расположения покупателей (потребителей товаров и услуг) внутри специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданий и строений".

По разъяснению Бюджетно-финансового комитета Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 29 декабря 2000 года N 206159 из этого определения в части статьи 3 пункта 1.3 "И другие места организации торговли, не имеющие стационарной торговой площади" следует следующее: "Места организации торговли, не имеющие стационарной торговой площади, организуются вне специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданий и строений. К ним относятся: палатки, лотки, столики". Ларьки, киоски и другие места организации торговли в этом определении не поименованы.

При определении наименований торговли через палатки, лотки, столики и другие места организации торговли и разносной торговли с рук необходимо руководствоваться ГОСТ Р 51303-99, введенным в действие с 01.01.2000.

     

2. Общественное питание (деятельность ресторанов, кафе,
 баров, столовых, нестационарных и других точек
 общественного питания с численностью
работающих до 5 человек)


При налогообложении учитывается численность до 5 человек включительно.

Предприятия общественного питания, обслуживающие исключительно работников производственного предприятия или учебного заведения, находящегося на их балансе, не являются плательщиками ЕНВД (приложение к газете "Финансовая Россия" "Официальные документы" N 29 от 05.02.1998).

3. Оказание автотранспортных услуг с численностью
до 100 человек, кроме маршрутных такси


Отнесение техники к автотранспортным средствам осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ". Согласно указанному постановлению Правительства РФ, техника, подлежащая регистрации только в органах Гостехнадзора и не подлежащая госрегистрации в ГИБДД МВД России, таможенных органах РФ и военных автоинспекциях Вооруженных Сил РФ и других войск, не является разновидностью автотранспортных средств (самоходные дорожно-строительные и иные машины, а также прицепы к ним, трактора не являются автотранспортными средствами).

К данному виду деятельности относятся только грузо- и пассажироперевозки; ремонтные автомастерские - не относятся.

Организации, оказывающие автотранспортные услуги автотранспортом, взятым в аренду, являются плательщиками ЕНВД. При этом, организации, предоставляющие автотранспорт в аренду, плательщиками ЕНВД не являются.

Организация или предприниматель, использующие автотранспорт для своих целей, не являются плательщиками ЕНВД.

Грузоподъемность транспортных средств определяется на основании техпаспорта по графе "Снаряженная масса", не включая массу самого транспортного средства.

Расчет должен производиться по каждой машине отдельно, затем суммироваться.

При использовании в грузоперевозках сцепок, состоящих из тягача и полуприцепа, для расчета налога используется грузоподъемность полуприцепа.

Налоговая база для автотранспортных услуг с помощью седельных тягачей определяется по грузоподъемности полуприцепов, находящихся на балансе предприятия или арендованных.

Расчет налога на вмененный доход нужно вести, исходя из средней грузоподъемности парка полуприцепов в зависимости от количества седельных тягачей (абзац утрачивает силу в части расчета ЕНВД по автопредприятиям, имеющим прицепы, полуприцепы на балансе или в аренде  на основании письма Управления МНС России по Санкт-Петербургу от 17 января 2002 года N 07-08/718).


Например: на предприятии имеется 5 седельных тягачей и 10 полуприцепов. Грузоподъемность 5 полуприцепов - 28 тонн. Грузоподъемность 5 полуприцепов - 32 тонны (абзац утрачивает силу в части расчета ЕНВД по автопредприятиям, имеющим прицепы, полуприцепы на балансе или в аренде  на основании письма Управления МНС России по Санкт-Петербургу от 17 января 2002 года N 07-08/718).

Средняя грузоподъемность одного полуприцепа: (28 х 5+32 х 5) : 10 = 30 тонн (абзац утрачивает силу в части расчета ЕНВД по автопредприятиям, имеющим прицепы, полуприцепы на балансе или в аренде  на основании письма Управления МНС России по Санкт-Петербургу от 17 января 2002 года N 07-08/718).

Произведя расчет средней грузоподъемности 10 полуприцепов и получив в результате 30 тонн, вмененный доход определяется, исходя из грузоподъемности пяти седельных тягачей: 5 х 30 = 150 тонн, так как подвижной состав в сцепке - седельный тягач + полуприцеп - приводится в движение седельным тягачом, независимо от количества полуприцепов, имеющихся в наличии у предприятия.

Свидетельство выдается на каждую машину (седельный тягач) отдельно.

4. Оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок


Плательщиками ЕНВД по данному виду деятельности являются только открытые стоянки (крытые гаражи не включаются).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»