____________________________________________________________________
Утратил силу с 29 октября 2010 года на основании
Закона Санкт-Петербурга от 6 октября 2010 года N 481-115
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
25 октября 2000 года
Утвердить целевую программу Санкт-Петербурга "Телемедицинская сеть Санкт-Петербурга на 2001-2004 годы" (далее - Программа) согласно приложению.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных ежегодно в бюджете Санкт-Петербурга в период с 2001 по 2003 год на реализацию Программы.
Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев
Санкт-Петербург
1 ноября 2000 года
N 585-67
Целевая программа Санкт-Петербурга
"Телемедицинская сеть Санкт-Петербурга на 2001-2004 годы"
Наименование Программы | целевая программа Санкт-Петербурга "Телемедицинская сеть Санкт-Петербурга на 2001-2004 годы". |
Правовые основания для разработки Программы | Конституция Российской Федерации; |
Государственный заказчик Программы | Санкт-Петербург в лице Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга. |
Основные разработчики Программы | постоянная комиссия по здравоохранению и экологии Законодательного Собрания Санкт-Петербурга; Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга; |
Цели и задачи Программы | решение комплекса медико-социальных проблем жителей Санкт-Петербурга, совершенствование функционирования системы здравоохранения Санкт-Петербурга путем создания эффективной телемедицинской сети Санкт-Петербурга; |
Сроки реализации программы | 2001-2004 годы. |
Перечень основных мероприятий Программы | подготовка и принятие нормативных правовых актов Санкт-Петербурга по решению проблем оказания телемедицинских услуг жителям Санкт-Петербурга; |
Исполнители основных мероприятий Программы | исполнители определяются в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22 октября 1997 года N 179-58 "О целевых программах Санкт-Петербурга". |
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансирования составляет 413200 тыс.руб., |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | функционирование телемедицинской сети Санкт-Петербурга; |
Организация контроля за исполнением Программы | постоянная комиссия по здравоохранению и экологии Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. |
В настоящее время достижения технического прогресса в области средств связи и коммуникаций привели к тому, что в распоряжении пользователей оказались возможности передачи любого количества информации в любой ее форме в любую точку планету в реальном режиме времени. Данное обстоятельство открывает принципиально новые возможности по совершенствованию управления системами и интенсификации их деятельности, которые в развитых странах уже активно используются в различных отраслях хозяйства, науки, техники, производства, управления. Перспективы, связанные с этими возможностями, весь комплекс проблем по использованию информационных и телекоммуникационных технологий в интересах медицины и здравоохранения объединены понятием "телемедицина".
До сих пор, несмотря на наличие системы здравоохранения, условия, в которых может оказаться человек, в ряде случаев не позволяют в полной мере реализовать его право на получение соответствующей медицинской помощи в нужном месте и в нужное время. Информационной и технологической базой для обеспечения этого права человека может служить новое междисциплинарное направление - телемедицина.
Телемедицина предполагает активное использование достижений научно-технического прогресса в самых наукоемких отраслях народного хозяйства -информатике, кибернетике, вычислительной технике, телекоммуникациях - для диагностики, лечения, профилактики заболеваний человека путем оказания высококвалифицированной медицинской помощи в том месте, где она нужна в данный момент, независимо от степени удаленности этого места от специализированного медицинского учреждения.
Технологически телемедицина - это совокупность медицинских, информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающих с наименьшими затратами эффективное управление системой здравоохранения, проведение необходимых и достаточных лечебно-диагностических мероприятий для всех нуждающихся в них в нужном месте и в нужное время, обучение специалистов всех уровней подготовки, решение задач научного обмена.
Телемедицина позволяет органам управления существенно повысить эффективность функционирования системы здравоохранения через осуществление широкого маневра силами и средствами, видами и объемами медицинской помощи. Медицинские специалисты высокого уровня могут применить свой опыт в месте нахождения пациента, используя видео-, аудио- и другую информацию, полученную через сетевую среду, организовать оказание медицинской помощи в группах и коллективах, находящихся в труднодоступных географических условиях, организовать на местах отбор пациентов для лечения в специализированных медицинских учреждениях и последующий мониторинг пролеченных больных, улучшить качество диагностики, лечения и снизить суммарные затраты на это, уменьшить изоляцию медицинских специалистов, дать возможность непрерывного профессионального роста, повысить эффективность работы медицинских учреждений.
Некоторый опыт, накопившийся к настоящему времени в создании и использовании телемедицинских сетей, позволяет выделить главные направления применения телемедицины в Санкт-Петербурге - это решение информационных проблем и совершенствование управления здравоохранением, диагностика и обеспечение консультаций на расстоянии, прежде всего между специалистом и другим медиком, например врачом первичной медико-санитарной помощи, медсестрой или другим работником здравоохранения, проведение лечебных мероприятий на расстоянии (психотерапия, фрагменты хирургических вмешательств с помощью телеманипуляторов), обучение на расстоянии с целью непрерывного образования, медицина катастроф.
Специалисты единодушны во мнении о том, что при должном использовании телемедицина в состоянии коренным образом изменить всю систему здравоохранения.
Факторами, сдерживающими процесс внедрения телемедицинских технологий в практику, продолжают оставаться высокая стоимость телекоммуникаций и оборудования, отсутствие соответствующей инфраструктуры, стандартов, а также данных о соотношении стоимости и эффективности.
Решение таких актуальных в настоящее время в здравоохранении Санкт-Петербурга проблем, как качество работы поликлиник, укомплектованность медицинских учреждений кадрами врачей нужной специальности, качество квалификации медицинского персонала, развитие и оптимальное использование сети специализированных больничных коек, решение проблемы приближения медицинской помощи, оказываемой населению, к уровню ведущих медицинских учреждений страны и мира, и других проблем в значительной мере может быть достигнуто средствами телемедицины.
В Санкт-Петербурге объективно существует не только необходимость, но и возможность внедрения телемедицины. С одной стороны, налицо наличие проблем в управлении здравоохранением, потребность населения в высокотехнологичных и качественных медицинских услугах, с другой - наличие крупных авторитетных медицинских научных и практических центров, лечебно-диагностических и профилактических учреждений, учреждений высшего и среднего профессионального образования, достаточное распространение компьютерных и телекоммуникационных технологий, готовность специалистов. Единственный сдерживающий фактор - кризисное состояние экономики, отсутствие свободных финансовых средств, крайне низкая платежеспособность населения, отсутствие социальных программ,
Проблема является комплексной и не может быть решена только за счет медицинских мероприятий или усилий провайдеров средств связи - она должна рассматриваться в русле социально-экономической концепции развития Санкт-Петербурга как культурной и научной столицы России. Привлечение действующих телекоммуникационных ресурсов ведущих операторов связи Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России позволит эффективно использовать научный потенциал Санкт-Петербурга как в регионе, так и в России.
Основной целью Программы является решение комплекса медико-социальных проблем жителей Санкт-Петербурга, совершенствование функционирования системы здравоохранения Санкт-Петербурга путем создания эффективной телемедицинской сети Санкт-Петербурга.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:
подготовить и принять нормативные правовые акты Санкт-Петербурга по решению проблем оказания телемедицинских услуг жителям Санкт-Петербурга;
создать скоростную внутригородскую коммуникационную сеть лечебно-профилактических учреждений Санкт-Петербурга;
обеспечить возможность расширения телемедицинской сети Санкт-Петербурга как внутри Санкт-Петербурга, так и за его пределами с использованием возможностей городских, региональных и национальных операторов телекоммуникаций;
создать систему телемедицинских консультаций в Санкт-Петербурге;
оснастить лечебно-профилактические учреждения Санкт-Петербурга медицинской, компьютерной и телекоммуникационной техникой, аппаратурой и имуществом;
подключить к телемедицинской сети Санкт-Петербурга Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга и соответствующие страховые компании;
подключить к телемедицинской сети Санкт-Петербурга информационные ресурсы аптечной сети;
подключить к телемедицинской сети Санкт-Петербурга информационные ресурсы предприятий-изготовителей медицинской техники и лекарственных препаратов;
подготовить рекомендации, инструкции с целью совершенствования лечебно-диагностической работы врачей в Санкт-Петербурге;
создать студии телемедицины в лечебно-профилактических учреждениях Санкт-Петербурга, оснастить их современной лечебно-диагностической аппаратурой и медицинской техникой;
обучить медицинских специалистов использованию телемедицинских технологий в повседневной деятельности;
организовать систему постоянного повышения квалификации медицинского персонала всех уровней на основе телеобучения и теленаставничества;
разработать научные проблемы телемедицины.
Программа реализуется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, внешних инвесторов и других источников.
Объем финансирования мероприятий Программы за период с 2001 по 2004 год составит 413200 тыс.руб., их распределение по годам следующее:
2001 год - 252600 тыс.руб.;
2002 год - 102800 тыс.руб.;
2003 год - 33700 тыс.руб.;
2004 год - 24100 тыс.руб.
Реализация мероприятий Программы будет проводиться исполнителями, привлекаемыми государственным заказчиком Программы, в порядке, установленном Законом Санкт-Петербурга от 22 октября 1997 года N 179-58 "О целевых программах Санкт-Петербурга". Государственный заказчик Программы при необходимости может обращаться в установленном порядке с ходатайством о предоставлении предприятиям и организациям, участвующим в реализации мероприятий Программы, льготных кредитов, налоговых льгот, целевых дотаций и субсидий.
Управление реализацией Программы осуществляется Комитетом по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга, контроль за ходом ее выполнения - постоянной комиссией по здравоохранению и экологии Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Точная оценка эффективности реализации Программы весьма затруднительна из-за того, что изменениям подвергнутся все звенья системы здравоохранения Санкт-Петербурга.
Очевидно, социальная значимость Программы будет основной: ее определяет расширенный перечень услуг медицинского, социально-психологического, правового, просветительного и образовательного характера, предоставляемых телемедицинской сетью Санкт-Петербурга, что в итоге приведет к усилению социальной защищенности жителей Санкт-Петербурга и оздоровлению социального климата Санкт-Петербурга в целом. В системе здравоохранения Санкт-Петербурга можно рассчитывать на оптимизацию движения потоков больных между поликлиниками и лечебными учреждениями Санкт-Петербурга, повышение качества лечебно-диагностической деятельности поликлинического и, в особенности, госпитального звена медицинской помощи, совершенствование управления системой здравоохранения Санкт-Петербурга, что положительно скажется на состоянии здоровья и средней продолжительности жизни жителей Санкт-Петербурга.
Экономическая эффективность Программы может оцениваться по таким критериям, как снижение расходов на лечение из-за уменьшения числа ошибочных диагнозов и неправильно выбранных схем лечения, сокращение непроизводительных затрат времени медицинского персонала на обучение с отрывом от работы. После создания телемедицинской сети Санкт-Петербурга прогнозируется ее самоокупаемость за счет оказания платных консультаций, проведения учебных занятий, лекций, семинаров и других услуг для жителей Санкт-Петербурга и различных регионов в случаях, выходящих за объем помощи обязательного медицинского страхования.
N п/п | Мероприятия | Стоимость, тыс.руб. | Исполнители | |||
|
| Итого | 2001 год | 2002 год | 2003 год |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Создание городского координационного центра телемедицины (далее - ГКЦТМ): | 139 | 52 | 52 | 35 | Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга |
| аренда и ремонт помещения; | 15 | 12 | 3 | - |
|
| оборудование ГКЦТМ аппаратурой связи, телекоммуникациями, компьютерной и офисной техникой; | 30 | 10 | 15 | 5 |
|
| создание архива телемедицины; | 4 | - | 2 | 2 |
|
| подготовка специалистов ГКЦТМ; | 40 | 15 | 15 | 10 |
|
| аренда каналов связи; | 22 | 6 | 8 | 8 |
|
| информационная поддержка (освещение в средствах массовой информации и сети Интернет); | 5 | - | 2 | 3 |
|
| создание реестра медицинских учреждений Санкт-Петербурга (участников телемедицинской сети Санкт-Петербурга), специалистов, услуг и ведение данного реестра | 23 | 9 | 7 | 7 |
|
2 | Создание внутригородской скоростной коммуникационной сети лечебно-профилактических учреждений Санкт-Петербурга, учреждений обязательного медицинского страхования и медицинского снабжения: | 5 | - | - | 5 | Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга |
| эксплуатационные расходы | 5 | - | - | 5 |
|
3 | Создание системы телемедицинских консультаций в Санкт-Петербурге: | 2379 | 656 | 864 | 859 | Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга |
| разработка технологии телемедицинских консультаций; | 380 | 160 | 140 | 80 |
|
| разработка стандартов подготовки и передачи информации для телемедицинских консультаций в Санкт-Петербурге; | 275 | 85 | 130 | 60 |
|
| организация системы оперативных дежурных телемедицинской сети Санкт-Петербурга; | 300 | 60 | 90 | 150 |
|
| разработка программных средств; | 1049 | 340 | 350 | 359 |
|
| апробация результатов проектирования | 375 | 11 | 154 | 210 |
|
4 | Оснащение участников телемедицинской сети Санкт-Петербурга современными средствами связи: | 2485 | 472 | 581 | 1432 | Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга |
| организация пейджинговой службы; | 250 | 70 | 70 | 110 |
|
| организация радиотелефонной службы; | 390 | 90 | 110 | 190 |
|
| прокладка и аренда каналов, используемых для доступа к сети Интернет; | 440 | 110 | 135 | 195 |
|
| организация и аренда ISDN-телефонии; | 235 | 50 | 65 | 120 |
|
| аренда спутниковых и радиоканалов; | 203 | 50 | 58 | 95 |
|
| установка оборудования для работы по оптоволоконным каналам; | 510 | 32 | 48 | 430 |
|
| интеграция всех каналов в единую систему связи телемедицинской сети Санкт-Петербурга | 457 | 70 | 95 | 292 |
|
5 | Оснащение лечебно-профилактических учреждений Санкт-Петербурга медицинской, компьютерной и телекоммуникационной техникой, аппаратурой и имуществом: | 1808 | 559 | 963 | 286 | Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга |
| разработка проекта комплекта телемедицинской аппаратуры лечебно-профилактического учреждения; | 130 | 50 | 65 | 15 |
|
| установка и монтаж оборудования в ведущих лечебно-профилактических учреждениях Санкт-Петербурга; | 320 | 150 | 130 | 40 |
|
| подключение оборудования к телемедицинской сети Санкт-Петербурга; | 260 | 90 | 160 | 10 |
|
| проведение испытаний и перевод оборудования в режим технологической эксплуатации; | 200 | 40 | 125 | 35 |
|
| оснащение остальных лечебно-профилактических учреждений современным лечебно-диагностическим телемедицинским оборудованием | 898 | 229 | 483 | 186 |
|
6 | Подключение к телемедицинской сети Санкт-Петербурга Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга и соответствующих страховых компаний: | 313 | 51 | 78 | 184 | Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга |
| подготовка проекта интеграции в телемедицинскую сеть Санкт-Петербурга учреждений обязательного медицинского страхования; | 61 | 31 | 20 | 10 |
|
| прокладка телекоммуникационных каналов; | 60 | - | 15 | 45 |
|
| установка телемедицинского оборудования; | 118 | - | 20 | 98 |
|
| проверка функционирования сети; | 15 | - | - | 15 |
|
| обучение персонала | 59 | 20 | 23 | 16 |
|
7 | Подключение к телемедицинской сети Санкт-Петербурга предприятий медицинского снабжения: | 1382 | 381 | 511 | 490 | Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга |
| разработка проекта охвата предприятий медицинского снабжения телемедицинской сетью Санкт-Петербурга; | 336 | 196 | 120 | 20 |
|
| реализация проекта охвата предприятий медицинского снабжения телемедицинской сетью Санкт-Петербурга; | 431 | - | 121 | 310 |
|
| разработка соответствующего программного обеспечения | 615 | 185 | 270 | 160 |
|
8 | Капитальное строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов телемедицинской сети Санкт-Петербурга | 700 | 300 | 200 | 200 | Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга |
9 | Подготовка рекомендаций, инструкций с целью совершенствования лечебно-диагностической работы врачей в Санкт-Петербурге: | 207 | 34 | 25 | 148 | Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга |
| разработка технологического процесса использования лечебно-диагностического оборудования в телемедицинской сети Санкт-Петербурга; | 43 | 5 | 5 | 33 |
|
| решение экономических проблем телемедицины; | 55 | 10 | 15 | 30 |
|
| проведение медико-статистических исследований с целью выявления перспективных направлений использования телемедицинских технологий; | 27 | 12 | 0 | 15 |
|
| подготовка соответствующих инструкций и рекомендаций | 82 | 7 | 5 | 70 |
|
10 | Создание студий телемедицины в лечебно-профилактических учреждениях Санкт-Петербурга, оснащение их современной лечебно-диагностической аппаратурой и медицинской техникой: | 72 | 23 | 22 | 27 | Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга |
| оборудование специальных студий телемедицины в лечебно-профилактических учреждениях Санкт-Петербурга; | 28 | 23 | 5 | - |
|
| доработка лечебно-диагностического оборудования для использования в телемедицинской сети Санкт-Петербурга | 44 | - | 17 | 27 |
|
11 | Оснащение службы скорой медицинской помощи компьютерной и телекоммуникационной техникой, аппаратурой и имуществом: | 51 | 12 | 14 | 25 | Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга |
| разработка проекта оснащения службы скорой медицинской помощи телекоммуникационными средствами оперативного взаимодействия; | 11 | 7 | 4 | - |
|
| разработка типового телемедицинского комплекта машины скорой помощи и врача скорой помощи; | 8 | 5 | 3 | - |
|
| проведение испытаний и доработка системы | 32 | - | 7 | 25 |
|
12 | Обучение медицинских специалистов использованию телемедицинских технологий в повседневной деятельности: | 264 | 14 | 128 | 122 | Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга |
| разработка программ обучения медицинских специалистов использованию телемедицинских технологий; | 83 | 8 | 45 | 30 |
|
| подготовка преподавательских кадров; | 50 | 6 | 24 | 20 |
|
| разработка учебно-методических материалов, видеофильмов, мультимедийных обучающих программ; | 77 | - | 37 | 40 |
|
| проведение занятий по утвержденному плану | 54 | - | 22 | 32 |
|
13 | Разработка научных проблем телемедицины: | 365 | 130 | 120 | 115 | Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга |
| проведение исследований, направленных на выявление изменений в системе здравоохранения Санкт-Петербурга в условиях внедрения телемедицинской сети Санкт-Петербурга; | 105 | 10 | 50 | 45 |
|
| определение закономерностей внедрения новой технологии в учреждениях здравоохранения Санкт-Петербурга; | 90 | 50 | 20 | 20 |
|
| определение медико-социальных последствий внедрения телемедицинских технологий; | 65 | 5 | 25 | 35 |
|
| подготовка научных предпосылок решения юридических проблем, связанных с телемедициной; | 70 | 45 | 15 | 10 |
|
| выявление перспективных направлений использования телемедицинских технологий | 35 | 20 | 10 | 5 |
|
14 | Создание системы информационной поддержки: | 128 | 37 | 34 | 57 | Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга |
| санитарное просвещение жителей Санкт-Петербурга; | 28 | 3 | 10 | 15 |
|
| информационные программы; | 17 | 7 | 0 | 10 |
|
| освещение этапов реализации Программы в средствах массовой информации; | 7 | 5 | 0 | 2 |
|
| информирование медицинской общественности регионов России и зарубежья о реализуемой Программе; | 18 | 8 | 0 | 10 |
|
| привлечение потенциальных партнеров и потребителей телемедицинских услуг; | 47 | 8 | 24 | 15 |
|
| проведение активной рекламной кампании, в том числе и в сети Интернет | 11 | 6 | - | 5 |
|
15 | Создание системы правовых норм, регламентирующих работу телемедицинской сети Санкт-Петербурга, и оказание телемедицинских услуг жителям Санкт-Петербурга: | 302 | 79 | 108 | 115 | Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга |
| проведение юридических экспертиз вопроса; | 35 | 20 | 10 | 5 |
|
| разработка нормативных правовых актов Санкт-Петербурга; | 133 | 35 | 58 | 40 |
|
| направление на рассмотрение и утверждение разработанных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга; | 50 | 15 | 20 | 15 |
|
| внедрение утвержденных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга в практику телемедицины | 84 | 9 | 20 | 55 |
|
| Итого: | 10600 | 2800 | 3700 | 4100 |
|