По результатам анализа зарубежного и отечественного опыта, ранее выполненных НИР, предпроектных и проектных разработок по реконструкции ФПМС и территорий застройки 60-х годов, технического состояния жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, оценки экономической эффективности различных вариантов реконструкции определены оптимальные мероприятия (рис.4), объемы и варианты реконструкции, на основании которых рассчитаны объемы инвестиций и определены сроки реализации Программы (приложение 3).
Общий необходимый объем финансирования реконструкции ФПМС составляет 50085 млн.руб.*, в том числе 5884 млн.руб. из средств бюджета Санкт-Петербурга**.
_______________
* Здесь и далее цены указаны по состоянию на 1 февраля 2000 г.
** Приведенные объемы бюджетного финансирования уточняются при разработке бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий год.
Реализация Программы осуществляется в три этапа:
I этап - 2000-2003 гг. с объемом финансирования 486 млн.руб., из них 76 млн.руб. - бюджет Санкт-Петербурга, 410 млн.руб. - внебюджетные источники.
II этап - 2004-2010 гг. с объемом финансирования 2655 млн.руб., из них бюджет Санкт-Петербурга - 347 млн.руб., внебюджетные источники - 2308 млн.руб.
III этап - 2011-2020 гг. с объемом финансирования 46944 млн.руб., из них бюджет Санкт-Петербурга - 5461 млн.руб., внебюджетные источники - 41483 млн.руб.
Из бюджетных средств финансируются следующие направления реализации Программы:
разработка нормативно-правовых документов;
разработка нормативно-технических документов и проведение обследований;
корректировка градостроительной документации районов застройки 60-х годов (в границах ранее выполненных проектов детальной планировки), включая корректировку схем инженерного обеспечения районов реконструкции;
разработка проектной документации пилотных объектов (в объеме обоснования инвестиций) и технических решений по базовому варианту для каждой серии;
реконструкция инженерной инфраструктуры.
Распределение бюджетных средств по этапам, перечень документов и мероприятий по реализации Программы представлены в приложении 2.
Одним из важнейших мероприятий является реконструкция пилотного квартала, призванная на практике отработать очередность и сочетаемость вариантов реконструкции, в том числе с различными схемами привлечения инвестиций, их нормативно-правовое обеспечение, кредитно-финансовые механизмы и технологические решения реконструкции с оценкой социально-экономической эффективности результатов.
Объем документов, необходимых для обеспечения реализации реконструкции в Санкт-Петербурге, определен на основе разработанных или разрабатываемых в настоящее время на федеральном уровне НИОКР и нормативных документов по реконструкции жилых домов первых массовых серий (подпрограмма реконструкции жилых домов первых массовых серий Государственной целевой программы "Жилище". См. приложения 1, 2) с учетом региональных требований и особенностей.
Рис. 4. Оптимальные мероприятия реконструкции кварталов
Корректировка градостроительной документации районов реконструкции имеет важное значение для привлечения внебюджетных инвестиций, развития территорий, создания новых рабочих мест посредством увеличения существующего спектра функционального использования ФПМС и территорий (многофункциональные комплексы, экологически чистые производства и т.п.).
Градостроительный потенциал, рыночная стоимость ФПМС и земельных участков являются важнейшими критериями, на основании которых по результатам маркетингового анализа ОАО "Петербургстрой" производится отбор инвестиционно привлекательных кварталов реконструкции. Адресный перечень первоочередных кварталов приведен в таблице 1 приложения 4.