____________________________________________________________________
Утратил силу с 29 октября 2010 года на основании
Закона Санкт-Петербурга от 6 октября 2010 года N 481-115
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
15 декабря 1999 года
Утвердить прилагаемую целевую программу Санкт-Петербурга "Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге на 1999-2001 годы" (далее - Программа).
Средства для реализации Программы ежегодно выделяются из бюджета Санкт-Петербурга в период с 1999 по 2001 год.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев
Санкт-Петербург
20 января 2000 года
N 255-1
Целевая программа Санкт-Петербурга
"Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге
на 1999-2001 годы"
Наименование Программы | целевая программа Санкт-Петербурга "Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге на 1999-2001 годы". |
Основания для разработки Программы | Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах"; приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 марта 1997 года N 76 "О наркологических реабилитационных центрах". |
Государственный заказчик Программы | Администрация Санкт-Петербурга. |
Основные разработчики Программы | Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга (здесь и далее - комитеты Администрации Санкт-Петербурга); Комитет по делам семьи, детства и молодежи; Комитет по образованию; Комитет по труду и социальной защите населения; Комитет по физической культуре и спорту; Комитет по печати и связям с общественностью; Комитет по науке и высшей школе; Комитет по культуре; Главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области). |
Цель и задачи Программы | предупреждение немедицинского употребления наркотических средств; |
Сроки реализации Программы | 1999-2001 годы. |
Исполнители основных мероприятий Программы | Комитет по здравоохранению; Комитет по делам семьи, детства и молодежи; Комитет по образованию; Комитет по труду и социальной защите населения; Комитет по физической культуре и спорту; Комитет по печати и связям с общественностью; Комитет по науке и высшей школе; Комитет по культуре; Комитет по управлению городским имуществом; Комитет по внешним связям; Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга; Юридический комитет Канцелярии губернатора Санкт-Петербурга; Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу; ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | снижение уровня вовлечения населения Санкт-Петербурга, особенно подростков и молодежи, в среду наркозависимых; |
Объемы и источники финансирования Программы | средства бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год, а также внебюджетные средства. Объем финансирования из средств бюджета Санкт-Петербурга составляет 83164 тыс.руб.: |
В настоящее время в Санкт-Петербурге отсутствует единая система профилактики наркозависимости. Ведомственная разобщенность не позволяет должным образом обеспечить комплексный подход и взаимодействие различных структур в решении этой социальной проблемы. Средства массовой информации нередко публикуют материалы, которые усиливают любопытство и увеличивают желание молодежи попробовать какое-либо из наркотических средств, ставших легкодоступными. В результате резкого увеличения численности наркоманов в настоящее время не хватает таких специалистов, как социальные работники, социальные педагоги, социальные психологи и т.д. Единичность научных и социологических исследований не отражает реального положения в области наркозависимости среди населения Санкт-Петербурга.
По состоянию на 1 января 1999 года на учете в наркологических учреждениях Санкт-Петербурга состоят 4907 больных наркоманией, в том числе 181 подросток и 1126 женщин. По сравнению с 1998 годом учтенная заболеваемость наркоманией увеличилась в 4 раза, число больных, пролеченных в стационаре, возросло в 5,1 раза.
Уровень преступности, особенно среди подростков и молодежи, остается высоким. По данным ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области за 1998 год, совершено 10995 преступлений по линии незаконного оборота наркотиков. За последние 5 лет количество наркопреступлений возросло почти в 10 раз. Сегодня нелегальный ввоз в Санкт-Петербург наркотических средств составляет 82% от всего количества наркотических средств, изымаемых из незаконного оборота. Кроме растительных, изымается все большее количество синтетических наркотиков, в производстве которых участвуют зачастую квалифицированные специалисты - химики, фармацевты.
Рост наркомании ведет к увеличению числа венерических заболеваний, заболеваний гепатитом, СПИДом. В 1998 году в Санкт-Петербурге зарегистрировано 382 ВИЧ-инфицированных.
Среднестатистический петербургский наркоман становится все моложе. Исследования показывают, что каждый наркоман втягивает в наркотический кругооборот от 5 до 7 человек, что придает процессу распространения наркомании характер эпидемии.
Данные широкомасштабного социологического исследования, проведенного Комитетом по делам семьи, детства и молодежи совместно с Научно-исследовательским институтом комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета территориальными управлениями административных районов Санкт-Петербурга, и другими заинтересованными организациями и ведомствами на предмет изучения уровня наркотизации среди молодежи Санкт-Петербурга, показывают: 40% респондентов имеют опыт употребления наркотических средств, из них половина продолжает их употребление, а 10% подростков постоянно прибегает к их употреблению в случае возникновения сложных жизненных обстоятельств, 32% - к алкоголю. Основной возраст первого знакомства с наркотическими средствами приходится на 11-14 лет (41%) и 15-17 лет (51%).
Большинство респондентов (57%) указывают на устойчивые конфликты с родителями, причем 24% отметили, что в семье есть члены семьи, злоупотребляющие алкоголем, и 6% - наркотическими средствами. 90% из тех, кто регулярно употребляет наркотические средства (5-7% от общей выборки), живут в неполных семьях.
Различно отношение к наркотическим средствам в среде молодежи. Так, например, 34% опрошенных считают, что употребление наркотических средств бывает "всерьез" и "не всерьез", 21% респондентов согласны с тем, что "наркотик делает человека свободным", и 42% респондентов уверены, что от употребления наркотических средств всегда можно отказаться. Также наблюдается некоторая романтизация среды потребителей наркотических средств, высокая лояльность по отношению к наркоманам на фоне самого низкого доверия к педагогам, врачам и психологам.
Опрос на дискотеках выявил высокую потребность посещающей их молодежи в стимуляторах "для поднятия настроения" (54%), из них наркотические средства составляют 20% и алкогольные - 70%, причем, 21% опрошенных сознательно не хотят отказываться от их употребления.
Данные исследований показывают крайне низкую продолжительность жизни наркомана - 4 года после начала употребления наркотических средств, при среднем возрасте - 21 год. При этом наблюдается крайне пренебрежительное отношение наркоманов к своему здоровью и их быстрая нравственная деградация. Так, например, данные опроса выявили следующий стереотип поведения наркоманов в случае предполагаемого обнаружения у них ВИЧ-инфекции: 14,4% - скроют от всех свое заболевание, 63,5% - не будут использовать (если и раньше не использовали) презервативы, 29% - не сообщат о наличии у них ВИЧ-инфекции своим половым партнерам, 57% - не уменьшат число половых партнеров, 59% - не откажутся от употребления наркотических средств внутривенно (и это на фоне того, что 56% опрошенных занимаются сексом с людьми, не употребляющими наркотические средства, а 35% используют общий шприц).
Сложившаяся неблагоприятная ситуация требует неотложного принятия комплекса профилактических мер, направленных на предотвращение дальнейшего распространения наркозависимости и эффективную лечебную и реабилитационную помощь больным наркоманией.
Программа направлена на предупреждение немедицинского употребления наркотических средств населением Санкт-Петербурга и ставит целью создание системы комплексных профилактических мер, которые сократят масштабы распространения наркомании, обеспечат информационно-аналитическое освещение данной проблемы на всех уровнях, привлекут широкое участие населения Санкт-Петербурга и специалистов к профилактике наркозависимости. Реализация Программы будет способствовать формированию у различных групп населения Санкт-Петербурга отрицательного отношения к наркотическим средствам и наркомании.
Программа включает весь спектр социальных и лечебно-профилактических мер, реализация которых проходит в три этапа:
первый этап - предупреждение развития наркозависимости;
второй этап - раннее и полное лечение наркомании, предотвращение перехода болезни в хронические формы;
третий этап - реабилитация больных наркоманией.
Программа направлена на решение следующих задач:
1) развитие научно-исследовательской деятельности в области проблем наркозависимости;
2) упорядочение потока печатной и видеопродукции, освещающей проблему наркомании в средствах массовой информации;
3) периодическое издание методической и научно-популярной литературы по проблемам наркомании для различных категорий населения Санкт-Петербурга и специалистов;
4) проведение системы образовательных мероприятий для различных категорий населения Санкт-Петербурга, в том числе детей, подростков и молодежи, а также их родителей;
5) организация учебно-образовательной деятельности для различных категорий специалистов (педагогов, социальных работников, врачей, работников отделов внутренних дел, журналистов и т.д.), соприкасающихся с проблемами профилактики наркозависимости;
6) снижение количества сопутствующих наркомании проблем - преступности, вирусных заболеваний;
7) широкое привлечение общественности к участию в профилактике наркозависимости;
8) поддержка и развитие инфраструктуры социально-психологической помощи населению Санкт-Петербурга и людям, прошедшим реабилитацию (постреабилитационная помощь);
9) создание единой Санкт-Петербургской сети центров профилактики наркозависимости;
10) проведение ежегодных конкурсов городских программ в области профилактики наркозависимости;
11) организация досуга подростков и молодежи;
12) активизация деятельности в области профилактики наркозависимости в каждом административном районе Санкт-Петербурга, особенно в школах, училищах, подростковых клубах, вузах;
13) привлечение зарубежного опыта разрешения проблем наркозависимости.
Программа предусматривает осуществление организационно-методических, научно-исследовательских, информационно-аналитических, образовательно-просветительских, лечебных и социореабилитационных и организационно-правовых мероприятий.
Реализация мероприятий Программы будет проводиться исполнителями, привлеченными государственным заказчиком Программы в порядке, установленном Законом Санкт-Петербурга от 22 октября 1997 года N 179-58 "О целевых программах Санкт-Петербурга".
В рамках реализации Программы предусматривается в установленном порядке предоставление льгот по кредитам, налогом, выделение целевых дотаций или субсидий юридическим лицам, участвующим в реализации Программы.
Реализация Программы позволит предотвратить в Санкт-Петербурге существенный рост наркозависимости среди населения, особенно в среде подростков и молодежи, повысить качество информирования населения Санкт-Петербурга и специалистов о наркозависимости, создать единые санкт-петербургские информационно-справочные и учебно-методические службы профилактики наркозависимости, активизировать наркологическую помощь населению Санкт-Петербурга, создать и поддержать государственные и негосударственные социореабилитационные и постреабилитационные программы.
Источниками финансирования Программы являются средства бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год, а также внебюджетные средства. Объем финансирования из средств бюджета Санкт-Петербурга составляет 83164 тыс.руб.:
1999 год - в пределах выделенного финансирования;
2000 год - 43590 тыс.руб.;
2001 год - 39574 тыс.руб.
N | Перечень мероприятий | Ответственные исполнители | Ориентировочные финансовые затраты на реализацию из средств бюджета Санкт-Петербурга в тыс.руб. | |||
п/п |
|
| на период реализации | 1999 год | 2000 год | 2001 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
|
| 83164 | В пределах выделенного финансирования | 43590 | 39574 |
1. | Организационно-методические мероприятия |
| 32860 |
| 17900 | 14960 |
1.1. | Создание и развитие единой Санкт-Петербургской городской сети центров профилактики наркозависимости | Комитет по здравоохранению; Комитет по образованию; Комитет по делам семьи, детства и молодежи | 10000 |
| 6000 | 4000 |
1.2. | Оборудование отдела наркологической экспертизы | Комитет по здравоохранению | 15000 |
| 8000 | 7000 |
1.3. | Создание передвижных лабораторий при отделе наркологической экспертизы | Комитет по здравоохранению | 1500 |
| 750 | 750 |
1.4. | Развитие службы профилактики наркозависимости среди молодежи | Комитет по делам семьи, детства и молодежи | 1400 |
| 700 | 700 |
1.5. | Развитие существующей системы оказания психологической помощи по телефону | Комитет по здравоохранению; Комитет по делам семьи, детства и молодежи | 1040 |
| 520 | 520 |
1.6. | Организация телевизионных передач, посвященных проблемам профилактики наркозависимости | Комитет по делам семьи, детства и молодежи; Комитет по печати и связям с общественностью; Комитет по здравоохранению | 860 |
| 400 | 460 |
1.7. | Организация работы молодежных и подростковых общественных объединений и их участие в профилактике наркозависимости | Комитет по делам семьи, детства и молодежи; | 100 |
| 50 | 50 |
1.8. | Профилактика наркозависимости среди подростков и молодежи в подростковых и молодежных клубах | Комитет по делам семьи, детства и молодежи; Комитет по образованию; Комитет по культуре | 140 |
| 70 | 70 |
1.9. | Подготовка и издание методических пособий для специалистов, участвующих в профилактике наркозависимости | Комитет по делам семьи, детства и молодежи; Комитет по образованию; Комитет по здравоохранению | 2000 |
| 1000 | 1000 |
1.10. | Информационно-методическое и организационное сопровождение специализированных спортивных мероприятий под лозунгом "Спорт против наркотиков" | Комитет по физкультуре и спорту; Комитет по делам семьи, детства и молодежи; Комитет по образованию; Комитет по здравоохранению | 300 |
| 150 | 150 |
1.11. | Проведение санкт-петербургского конкурса художественно-прикладных работ "Мир без наркотиков" | Комитет по образованию; Комитет по печати и связям с общественностью; Комитет по делам семьи, детства и молодежи | 40 |
| 20 | 20 |
1.12. | Организация межведомственным экспертным советом по проблемам наркозависимости сбора и экспертизы методических разработок по профилактике наркозависимости | Комитет по здравоохранению; Комитет по образованию; Комитет по делам семьи, детства и молодежи | 400 |
| 200 | 200 |
1.13. | Развитие программы по работе студенческой молодежи в сфере профилактики наркозависимости | Комитет по делам семьи, детства и молодежи; Комитет по науке и высшей школе | 80 |
| 40 | 40 |
2. | Научно-исследовательские мероприятия |
| 4640 |
| 2250 | 2390 |
2.1. | Научная разработка и проведение комплекса социологических, психологических, педагогических и междисциплинарных исследований по проблемам профилактики наркозависимости | Комитет по делам семьи, детства и молодежи; | 2140 |
| 1000 | 1140 |
2.2. | Организация и проведение мониторинга распространения потребления наркотических средств и психотропных веществ среди населения Санкт-Петербурга, выявление групп риска | Комитет по здравоохранению; Комитет по образованию; Комитет по делам семьи, детства и молодежи; ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области | 1000 |
| 500 | 500 |
2.3. | Организация, проведение и поддержка фундаментальных научных исследований в области профилактики, экспертизы, диагностики и лечения наркомании | Комитет по науке и высшей школе; Комитет по здравоохранению | 1500 |
| 750 | 750 |
3. | Информационно-аналитические мероприятия |
| 2800 |
| 1400 | 1400 |
3.1. | Создание и техническая поддержка информационно-аналитической справочной базы данных по проблемам наркозависимости | Комитет по делам семьи, детства и молодежи; | 1000 |
| 500 | 500 |
3.2. | Создание и поддержка Wеb-страницы, посвященной проблемам наркозависимости | Комитет по печати и связям с общественностью; Комитет по делам семьи, детства и молодежи; | 300 |
| 150 | 150 |
3.3. | Ведение информационной пропаганды работы по профилактике наркозависимости через средства массовой информации | Комитет по печати и связям с общественностью; Комитет по делам семьи, детства и молодежи; Комитет по здравоохранению; Комитет по образованию | 1500 |
| 750 | 750 |
4. | Образовательно-просветительские мероприятия |
| 2480 |
| 1250 | 1230 |
4.1. | Организация и проведение учебно-методических циклов первичной подготовки и усовершенствования для специалистов, участвующих в профилактике наркозависимости | Комитет по делам семьи, детства и молодежи; Комитет по образованию; Комитет по науке и высшей школе; Комитет по здравоохранению | 1440 |
| 720 | 720 |
4.2. | Организация антинаркотической пропаганды в сфере массового досуга молодежи под лозунгом "Мир без наркотиков" | Комитет по делам семьи, детства и молодежи; Комитет по культуре; Комитет по образованию; Комитет по здравоохранению | 220 |
| 120 | 100 |
4.3. | Организация профилактики наркозависимости среди беспризорных и безнадзорных детей и подростков | Комитет по делам семьи, детства и молодежи; Комитет по образованию; Комитет по здравоохранению; Комитет по труду и социальной защите населения; ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области | 820 |
| 410 | 410 |
5. | Лечебно-профилактические и социореабилитационные мероприятия |
| 38344 |
| 19750 | 18594 |
5.1. | Расширение блока неотложной наркологической помощи в государственном учреждении здравоохранения "Городской наркологический диспансер со стационаром" с выделением ему дополнительной площади и оборудования | Комитет по здравоохранению; Комитет по управлению городским имуществом | 2500 |
| 1100 | 1400 |
5.2. | Выделение дополнительных площадей и оборудования для открытия 2 новых дополнительных реабилитационных отделений | Комитет по здравоохранению; Комитет по управлению городским имуществом | 5000 |
| 3000 | 2000 |
5.3. | Открытие детско-подросткового реабилитационного наркологического отделения | Комитет по здравоохранению; Комитет по делам семьи, детства и молодежи; Комитет по управлению городским имуществом | 2500 |
| 1000 | 1500 |
5.4. | Организация системы неотложной наркологической помощи на дому | Комитет по здравоохранению | 1500 |
| 750 | 750 |
5.5. | Мероприятия по профилактике среди детей и подростков |
| 22000 |
| 12000 | 10000 |
5.5.1. | Открытие детско-подростковых наркологических кабинетов во всех административных районах Санкт-Петербурга | Комитет по здравоохранению; Комитет по управлению городским имуществом | 8000 |
| 4000 | 4000 |
5.5.2. | Развитие системы профилактической работы и социально-психологической помощи детям и подросткам через систему психолого-педагогических медико-социальных (ППМС) центров | Комитет по образованию | 14000 |
| 8000 | 6000 |
5.6. | Организация системы медико-социальной службы в наркологии | Комитет по здравоохранению; Комитет по труду и социальной защите населения | 844 |
| 400 | 444 |
5.7. | Создание загородного социально-реабилитационного центра для наркозависимых | Комитет по здравоохранению; Комитет по управлению городским имуществом | 4000 |
| 1500 | 2500 |
6. | Организационно-правовые мероприятия |
| 40 |
| 40 |
|
6.1. | Подготовка проекта закона Санкт-Петербурга о квотировании рабочих мест для лиц, прошедших лечение от наркомании | Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу; Комитет по труду и социальной защите населения; Юридический комитет Канцелярии губернатора Санкт-Петербурга | 20 |
| 20 |
|
6.2. | Формирование нормативно-правовой базы по профилактике наркозависимости | Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга | 20 |
| 20 |
|
7. | Международное сотрудничество в области профилактики наркозависимости |
| 2000 |
| 1000 | 1000 |
7.1. | Участие специалистов в международных программах в области профилактики наркозависимости | Комитет по образованию; Комитет по здравоохранению; Комитет по делам семьи, детства и молодежи; ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области; Комитет по внешним связям | 2000 |
| 1000 | 1000 |
Текст документа сверен по:
официальная рассылка