Недействующий

     

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга

ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


О целевой медико-социальной программе Санкт-Петербурга
"Профилактика туберкулеза на 2000-2002 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 29 октября 2010 года на основании
Закона Санкт-Петербурга от 6 октября 2010 года N 481-115
____________________________________________________________________

     
Принят
 Законодательным Собранием
 Санкт-Петербурга
 15 декабря 1999 года

 

   

     

Статья 1


Утвердить целевую медико-социальную программу Санкт-Петербурга "Профилактика туберкулеза на 2000-2002 годы" (далее - Программа) согласно приложению.

Статья 2


Средства для реализации Программы выделяются ежегодно из бюджета Санкт-Петербурга в период с 2000 по 2002 год.

Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Санкт-Петербурга
 В.А.Яковлев

 



Санкт-Петербург

20 января 2000 года

N 257-2



Приложение
 к Закону Санкт-Петербурга
 "О целевой медико-социальной программе Санкт-Петербурга
 "Профилактика туберкулеза на 2000-2002 годы"
 от 15 декабря 1999 года
 N 257-2

 



Целевая медико-социальная программа
Санкт-Петербурга
"Профилактика туберкулеза на 2000-2002 годы"

     

Паспорт
целевой медико-социальной программы Санкт-Петербурга
"Профилактика туберкулеза на 2000-2002 годы"

Наименование Программы

целевая медико-социальная программа Санкт-Петербурга "Профилактика туберкулеза на 2000-2002 годы".

Основания для разработки Программы

Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 года N 260 "О мерах по предупреждению распространения туберкулеза в Российской Федерации"; приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 6 марта 1995 года N 85/48 "О мерах по совершенствованию противотуберкулезной помощи в местах лишения свободы МВД России";
приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 7 февраля 1995 года N 26/14/30 "О порядке организации медико-санитарной помощи и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища на территории Российской Федерации".

Государственный заказчик Программы

Администрация Санкт-Петербурга.

Основные разработчики Программы

Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга;
Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге;
Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт фтизиопульмонологии Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Цели и задачи Программы

стабилизация и в дальнейшем снижение уровня заболеваемости туберкулезом, инфицированности туберкулезом и смертности от туберкулеза;
повышение качества профилактики, раннего выявления и лечения туберкулеза;
создание нормативной базы для решения проблем профилактики и лечения туберкулеза в Санкт-Петербурге;
использование принципа комплексного подхода к проблемам профилактики и лечения туберкулеза, создание межведомственной комиссии по борьбе с туберкулезом при Администрации Санкт-Петербурга; интенсификация профилактических противотуберкулезных мероприятий, достижение охвата флюорографическими осмотрами 65-70% взрослого населения;
повышение эффективности лечения впервые выявленных больных туберкулезом на 5-10%;
совершенствование противотуберкулезной работы среди детей и подростков;
организация противотуберкулезной помощи социально дезадаптированным лицам;
повышение эффективности противотуберкулезной помощи в пенитенциарных учреждениях Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и  Ленинградской области (далее - пенитенциарные учреждения);
организация автоматизированного учета и контроля различных категорий больных туберкулезом;
обеспечение социальной защиты работников противотуберкулезных учреждений;
приведение материально-технической базы противотуберкулезных учреждений в соответствие с современными санитарно-техническими требованиями.

Сроки реализации Программы

2000-2002 годы.

Перечень основных мероприятий Программы

1. Участие органов государственной власти Санкт-Петербурга в борьбе с туберкулезом.
2. Профилактика туберкулеза.
3. Лечение и реабилитация больных туберкулезом.
4. Противотуберкулезные мероприятия среди детей и подростков.
5. Организация автоматизированного учета и контроля различных категорий больных туберкулезом.
6. Организация противотуберкулезной помощи социально дезадаптированным лицам.
7. Организация противотуберкулезной помощи в пенитенциарных учреждениях.
8. Социальная защита работников противотуберкулезных учреждений.
9. Приведение материально-технической базы противотуберкулезных учреждений в соответствие с современными санитарно-техническими требованиями.

Исполнители основных мероприятий Программы

определяются в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22 октября 1997 года N 179-58 "О целевых программах Санкт-Петербурга".

Объемы и источники финансирования Программы

76900,4 тыс.руб. из средств бюджета Санкт-Петербурга, в том числе:
2000 год - 22928,8 тыс.руб.;
2001 год - 25383,3 тыс.руб.;
2002 год - 28588,3 тыс.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

снижение показателей заболеваемости туберкулезом и смертности от туберкулеза среди жителей Санкт-Петербурга;
активное выявление больных туберкулезом при профилактических осмотрах (60% случаев от общего числа впервые выявленных больных туберкулезом) путем флюорографического, бактериологического, иммунологического обследования населения;
излечение впервые выявленных больных заразными формами туберкулеза в 85% случаев;
снижение влияния социально дезадаптированной группы населения на эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу в Санкт-Петербурге;
снижение сроков временной нетрудоспособности больных туберкулезом на 10-15%;
получение необходимой информации об эпидемиологической ситуации по туберкулезу в Санкт-Петербурге для оперативного проведения противотуберкулезных мероприятий.

Система организации контроля за исполнителем Программы

Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга.

     

     

I. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения


В Санкт-Петербурге, как и в целом в Российской Федерации, с 1990 года в связи с углублением социально-экономического кризиса отмечается ухудшение ситуации по заболеваемости туберкулезом. Общая численность больных туберкулезом за этот период возросла в 2 раза, среди детей - в 4 раза. В 1998 году в Санкт-Петербурге заболели туберкулезом 2103 человека (в 1990 году - 983 человека). Состоят на учете в противотуберкулезных диспансерах и нуждаются в специализированной медицинской помощи 85 тысяч человек, из них с активным туберкулезом - 8,3 тысячи человек, в том числе с заразными формами туберкулеза - 2,4 тысячи человек.

Утрачен комплексный подход в борьбе с туберкулезными заболеваниями. Нарушилась координация в работе ведомств, участвующих в проведении противотуберкулезных мероприятий, таких как Главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге, Комитет по жилищной политике Администрации Санкт-Петербурга, Управление ветеринарии Администрации Санкт-Петербурга.

Снижение объема профилактических флюорографических осмотров населения привело к поздней диагностике туберкулеза и позднему выявлению его распространенных заразных форм. Стали регистрироваться остротекущие и прогрессирующие процессы данного заболевания, появились случаи туберкулезного менингита у детей. Растет число больных туберкулезом из  социально дезадаптированных категорий населения (лица без определенного места жительства и определенных занятий, лица, освобожденные из мест лишения свободы, наркоманы, алкоголики). Однако выявляемость туберкулеза у социально дезадаптированных лиц в 110 раз выше, чем среди всего населения. Не снижается количество больных, выделяющих туберкулезную палочку. В связи с миграционными процессами населения растет число неизвестных источников туберкулезной инфекции.

Все это усугубляет эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу в Санкт-Петербурге, снижает эффективность лечения больных туберкулезом, увеличивает инвалидизацию и смертность больных туберкулезом, которая в сравнении с 1990 годом возросла в 3 раза.

Крайне неблагоприятная обстановка по туберкулезу сложилась в пенитенциарных учреждениях, где заболеваемость туберкулезом в 40 раз выше, чем среди всего населения.

Недостаточно финансируются мероприятия по укреплению материально-технической базы фтизиатрической службы в Санкт-Петербурге, которая предельно изношена. В Санкт-Петербурге развернуто 2115 фтизиатрических коек, большинство из которых не отвечает современным санитарно-техническим требованиям. Две городские туберкулезные больницы - N 2 и N 8, построенные в 60-х годах, не имели капитального ремонта и остро нуждаются в проведении реконструкции. Аналогичная картина наблюдается и с санаторными учреждениями. Единственный туберкулезный санаторий "Токсово" для больных внелегочными формами туберкулеза на 105 коек не может получить лицензию на медицинскую деятельность из-за неудовлетворительного санитарно-технического состояния. По этой же причине коечный фонд детских туберкулезных санаториев сокращен на 107 коек, в течение 3 лет не может завершиться ремонт детского туберкулезного санатория "Петродворец". Большинство амбулаторных учреждений расположено в старых помещениях, приспособленных для лечебных целей, особенно неблагополучны противотуберкулезные диспансеры центральной части Санкт-Петербурга. Требует реконструкции здание противотуберкулезного диспансера N 3. Два крупных развивающихся административных района Санкт-Петербурга - Приморский и Красногвардейский не имеют собственных противотуберкулезных диспансеров. Износ флюорографической аппаратуры в противотуберкулезных учреждениях Санкт-Петербурга составляет 60% и требует замены устаревших моделей на малодозные флюорографы со сниженной лучевой нагрузкой, что позволит расширить контингент обследуемых лиц. Из-за отсутствия компьютерного томографа в Городском противотуберкулезном диспансере затруднена диагностика целого ряда заболеваний.

Остро стоит проблема предоставления изолированной жилой площади больным заразными формами туберкулеза. На конец 1997 года нуждались в предоставлении изолированной жилой площади 513 больных заразными формами туберкулеза, в том числе 471 человек проживают в коммунальных квартирах, 42 человека прописаны в общежитиях. В последние годы обеспечивались квартирами 8-15% больных туберкулезом. В результате количество заболевших туберкулезом из-за контакта с больными заразными формами туберкулеза возросло почти в 3 раза.

Остается социально незащищенным персонал противотуберкулезных учреждений, уровень профессиональной заболеваемости которого продолжает увеличиваться и в настоящее время в 8-10 раз превышает заболеваемость туберкулезом всего населения.

В сложившейся эпидемиологической ситуации по туберкулезу в Санкт-Петербурге, при сохраняющейся социально-экономической нестабильности и изменившихся условиях финансирования здравоохранения, остановить рост заболеваемости туберкулезом в Санкт-Петербурге путем осуществления лишь медицинских мероприятий невозможно. Данная проблема требует комплексного подхода и участия в ее решении органов исполнительной и законодательной власти Санкт-Петербурга, что возможно сделать в рамках Программы.

     

II. Основные цели и задачи Программы


Основными целями Программы являются стабилизация и в дальнейшем снижение уровня заболеваемости туберкулезом, инфицированности туберкулезом и смертности от туберкулеза, а также повышение качества профилактики, раннего выявления и лечения туберкулеза.

Для выполнения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

создание нормативной базы для решения проблем профилактики и лечения туберкулеза в Санкт-Петербурге;

использование принципа комплексного подхода к проблемам профилактики и лечения туберкулеза, создание межведомственной комиссии по борьбе с туберкулезом при Администрации Санкт-Петербурга;

интенсификация профилактических противотуберкулезных мероприятий, достижение охвата флюорографическими осмотрами 65-70% взрослого населения;

повышение эффективности лечения впервые выявленных больных туберкулезом на 5-10%;

совершенствование противотуберкулезной работы среди детей и подростков;

организация противотуберкулезной помощи социально дезадаптированным лицам;

повышение эффективности противотуберкулезной помощи в пенитенциарных учреждениях;

организация автоматизированного учета и контроля различных категорий больных туберкулезом;

обеспечение социальной защиты работников противотуберкулезных учреждений;

приведение материально-технической базы противотуберкулезных учреждений в соответствие с современными санитарно-техническими требованиями.

     

III. Общий необходимый объем финансирования


Программа реализуется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и привлеченных средств внебюджетных источников.

Стоимость мероприятий Программы, намеченных к осуществлению в 2000-2002 годах, составляет 76900,4 тыс. рублей. Средства из бюджета Санкт-Петербурга расходуются на проведение мероприятий Программы соответственно по годам:

2000 год - 22928,8 тыс.руб.;

2001 год - 25383,3 тыс.руб.;

2002 год - 28588,3 тыс.руб.

     

IV. Механизм реализации Программы


Реализация мероприятий Программы будет проводиться исполнителями, привлекаемыми государственным заказчиком Программы в порядке, установленном Законом Санкт-Петербурга от 22 октября 1997 года N 179-58 "О целевых программах Санкт-Петербурга". Государственный заказчик Программы при необходимости может ходатайствовать в установленном порядке о предоставлении льготных кредитов, льгот по налогам, целевых дотаций или субсидий предприятиям и организациям, участвующим в реализации Программы.

V. Управление реализацией Программы и контроль
за ходом ее выполнения


Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляются Комитетом по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга.

VI. Оценка эффективности реализации Программы


Экономическая эффективность реализации Программы будет оцениваться исходя из показателей эффективности профилактических и лечебных мероприятий Программы. При выполнении Программы в запланированном объеме и в установленный срок прогнозируются:

стабилизация показателей заболеваемости туберкулезом и смертности от туберкулеза среди жителей Санкт-Петербурга;

активное выявление больных туберкулезом при профилактических осмотрах (60% случаев от общего числа впервые выявленных больных туберкулезом) путем флюорографического, бактериологического, иммунологического обследования населения;

излечение впервые выявленных больных заразными формами туберкулеза в 85% случаев;

снижение влияния социально дезадаптированной группы населения на эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу в Санкт-Петербурге;

снижение сроков временной нетрудоспособности больных туберкулезом на 10-15%;

получение необходимой информации об эпидемиологической ситуации по туберкулезу в Санкт-Петербурге для оперативного проведения противотуберкулезных мероприятий.

     

Перечень
основных мероприятий, сроков реализации
и объемов финансирования Программы

     

1. Участие органов государственной власти Санкт-Петербурга
в борьбе с туберкулезом

N п/п

Мероприятия

2000 год

2001 год

2002 год

Исполнители

1

2

3

4

5

6

1

Подготовка проекта распоряжения губернатора Санкт-Петербурга о создании межведомственной комиссии по борьбе с туберкулезом при Администрации Санкт-Петербурга

III кв.

  

  

Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга, Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге (по согласованию), Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

2

Подготовка и внесение на рассмотрение городской и районных противоэпидемических комиссий вопросов об оказании противотуберкулезной помощи населению

1 раз в год

1 раз в год

1 раз в год

Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга, отделы здравоохранения территориальных управлений административных районов Санкт-Петербурга

3

Предоставление изолированной жилой площади в домах государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, находящихся в ведении территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга, лицам, страдающим открытыми формами туберкулеза, на основании решений территориальных комиссий по заявкам Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга (в том числе путем отселения от лиц, страдающих открытой формой туберкулеза) при отсутствии плановых очередников

5 квартир в год

5 квартир в год

5 квартир в год

Комитет по жилищной политике Администрации Санкт-Петербурга, Комитет по содержанию жилищного фонда Администрации Санкт-Петербурга, территориальные управления административных районов Санкт-Петербурга

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»