Недействующий

     

ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


О региональной медико-социальной программе
"Развитие и совершенствование психиатрической службы Санкт-Петербурга и ее материально-технической базы до 2003 года"

(с изменениями на 23 февраля 2001 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 29 октября 2010 года на основании
Закона Санкт-Петербурга от 6 октября 2010 года N 481-115
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Санкт-Петербурга от 23 февраля 2001 года N 112-14 ("Новое в законодательстве СПб".Прил.к Вестн. Законодат.собрания СПб, N 5, 06.03.01).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

В названии и тексте Закона, а также в приложении к Закону название региональной медико-социальной программы "Развитие и совершенствование психиатрической службы Санкт-Петербурга и ее материально-технической базы до 2002 года" заменены с 17 марта 2001 года названием "Развитие и совершенствование психиатрической службы Санкт-Петербурга и ее материально-технической базы до 2003 года" на основании Закона Санкт-Петербурга от 23 февраля 2001 года N 112-14, - см. предыдущую редакцию.

____________________________________________________________________

Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
30 сентября 1998 года



Статья 1

Утвердить региональную медико-социальную программу "Развитие и совершенствование психиатрической службы Санкт-Петербурга и ее материально-технической базы до 2003 года" согласно приложению.

Статья 2

Средства для реализации региональной медико-социальной программы "Развитие и совершенствование психиатрической службы Санкт-Петербурга и ее материально-технической базы до 2003 года" выделяются из бюджета Санкт-Петербурга с 1999 по 2003 год (статья в редакции, введенной в действие с 17 марта 2001 года Законом Санкт-Петербурга от 23 февраля 2001 года N 112-14, - см. предыдущую редакцию).

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев


Санкт-Петербург

20 октября 1998 года

N 226-46

     

     

Приложение
 к Закону Санкт-Петербурга
"Развитие и совершенствование
психиатрической службы Санкт-Петербурга
и ее материально-технической базы до 2003 года"
от 30 сентября 1998 года N 226-46

Развитие и совершенствование
психиатрической службы Санкт-Петербурга
и ее материально-технической базы до 2003 года

(с изменениями на 23 февраля 2001 года)

     

ПАСПОРТ
региональной медико-социальной программы
"Развитие и совершенствование психиатрической службы Санкт-Петербурга и ее материально-технической базы до 2003 года"

Наименование Программы

-

региональная медико-социальная программа "Развитие и совершенствование психиатрической службы
Санкт-Петербурга и ее материально-технической базы до 2003 года" (далее - Программа).

Основания для   разработки
Программы

-

Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

  

  

-

постановление Правительства Российской Федерации от 25.05.94 N 522 "О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психиатрическими расстройствами";

  

  

-

постановление Правительства Российской Федерации от 20.04.95 N 383 "О федеральной целевой программе "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995-1997 годы)";





-



приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02 .06.97 N 173 "Об организации финансирования и материально-технического обеспечения психиатрических учреждений".

Государственный заказчик     
Программы

Основные разработчики
Программы


-


-


Комитет по здравоохранению.


Комитет по здравоохранению;
Санкт-Петербургский государственный
медицинский университет им. академика И.П.Павлова (кафедра психиатрии);



Санкт-Петербургское Бехтеревское
психиатрическое общество.

Цели и задачи Программы,
важнейшие целевые
показатели

-


снижение заболеваемости и инвалидизации
населения Санкт-Петербурга вследствие психических расстройств и их осложнений;

-

осуществление дифференцированной психиатрической, психотерапевтической и психологической помощи различным группам и категориям детей и подростков;



-

совершенствование организации психиатрической службы Санкт-Петербурга;



-

профилактика возникновения психических заболеваний среди населения Санкт-Петербурга;


-

обеспечение психотропными препаратами нового поколения лечебно-профилактических учреждений
психиатрической службы и льготной категории больных с психическими расстройствами;



-

реабилитация и социальная адаптация больных с психическими расстройствами.

Сроки реализации Программы



-



1998-2003 годы (1998 год  - без финансирования) (часть в редакции, введенной в действие с 17 марта 2001 года
Законом Санкт-Петербурга от 23 февраля 2001годаN112-14
, -  см. предыдущую редакцию).

Перечень основных
мероприятий Программы

-


1. Совершенствование взрослой и детской психиатрической службы;

2. Развитие санаторно-реабилитационной помощи;



3. Методическое и научное обеспечение
реализации Программы;





4. Развитие материально-технической базы психиатрической службы Санкт-Петербурга.

Исполнители основных
мероприятий Программы

-

исполнители определяются в соответствии с Законом
Санкт-Петербурга от 22 октября 1997 года N 179-58 "О целевых программах Санкт-Петербурга"
.

Объемы и источники
финансирования
Программы

-

164040,9 тыс.руб. из средств бюджета Санкт-Петербурга, в том числе:

1998 год - без финансирования;

1999 год - 1717,3 тыс.руб.;

2000 год - 39795,5 тыс.руб.;

2001 год - 53255,2 тыс.руб.;

2002 год - 57670,9 тыс.руб.;







2003 год - 11602,0 тыс.руб
(часть в редакции, введенной в действие с 17 марта 2000года Законом Санкт-Петербурга от 23 февраля 2001 года N 112-14 , -  см. предыдущую редакцию).

Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы

-


обеспечение стабилизации и последующего снижения уровня заболеваемости населения психическими расстройствами;

  

  

-

повышение качества оказания психиатрической помощи больным и улучшение условий их содержания в стационарах;




-


социально-общественная адаптациялиц, страдающих психическими расстройствами и находящихся в
состоянии длительной ремиссии;

  

  

  -

  

уменьшение числа суицидов среди детей и подростков и их социальная адаптация;





-



сокращение расходов на лечение больных в психиатрических стационарах за счет применения психотропных препаратов нового поколения и
расширения сети дневных стационаров;




-


улучшение обеспечения психотропными препаратами льготной категории больных, страдающих психическими расстройствами.

Система организации
контроля за исполнением
Программы

-

Комитет по здравоохранению;

Комитет по труду и социальной защите
населения;

Комитет финансов.


I. Содержание проблемы и
обоснование необходимости
ее решения программными методами

Настоящая Программа разработана на основании Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", постановления Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 года N 522 "О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами" и с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 года N 383 "О федеральной целевой программе "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995-1997 годы)".

В Санкт-Петербурге за последние годы отмечается увеличение числа лиц как взрослых, так и детей, страдающих психическими заболеваниями, пораничными расстройствами, а также увеличение числа больных-инвалидов.

Снижение уровня социальной защищенности, рост преступности, расслоение общества, безработица, неуверенность в завтрашнем дне все это способствует возникновению психических отклонений и заболеваний.

В конце 1996 года на диспансерном учете состояло 77400 душевнобольных. Тенденция роста заболеваемости сохраняется: увеличилось количество первичных больных с 4407 человек в 1992 году до 5611 человек в 1996 году. Значительно увеличилось количество душевнобольных-инвалидов: с 26161 человек в 1992 году до 27591 человека в 1996 году, из них инвалиды I и II групп составляют 26190 человек. Увеличение количества больных происходит при постоянном снижении численности населения города (с 5003,8 тыс. человек в 1992 году до 4757,4 тыс. человек в 1996 году). Увеличилось число больных, утративших социальные связи и жилье (более 600 человек). В последнее время резко возросло количество больных с острыми алкогольными психозами (с 2744 человек в 1992 году до 5575 человек в 1996 году), наркоманическими и токсикоманическими психозами, имеется тенденция роста этой патологии у подростков и детей. Заболеваемость психическими расстройствами у мальчиков значительно превышает заболеваемость у девочек (в 2,17 раза).

Растет число самоубийств, особенно среди молодежи и детей. Город занимает одно из первых мест в стране по количеству суицидов более 30 случаев на 100 тыс. человек, тогда как в мире эта цифра составляет 18 случаев на 100 тыс. человек.

Растет число так называемых "трудных больных", которые не поддаются традиционному лечению, так как имеют общую соматическую и психическую патологию. До 40% обращающихся в соматические поликлиники и до 70% находящихся в общесоматических стационарах нуждаются в разовой консультации либо в лечении у специалистов психотерапевтов или психиатров.

Социально-экономические факторы наложили отпечаток на весь процесс оказания психиатрической помощи населению города. В результате изменения многими лечебно-трудовыми мастерскими (далее ЛТМ) своего статуса из системы лечебно-реабилитационного процесса фактически выпало звено трудовой деятельности больных, которое является одним из существенных профилактических, лечебных и реабилитационных факторов. Количество мест в ЛТМ, занимавшихся ранее трудовой реабилитацией, уменьшилось с 4484 в 1989 году до 2991 в 1996 году. Прекратили свое существование специальные цеха на обычном производстве, утрачено единое методическое руководство реабилитационной работой в них и в ЛТМ.

Материально-техническая база психиатрической службы Санкт-Петербурга не обновляется в течение последних 20 лет, новое строительство не ведется, здания учреждений разрушаются, что может стать причиной их закрытия. Из-за отсутствия достаточного количества площадей в психиатрических стационарах не соблюдаются нормативы: вместо положенных 6-7 кв.м на 1 больничную койку приходится от 2,5 до 4 кв.м. Скученность больных в палатах часто приводит к вспышкам инфекционных заболеваний (острые кишечные инфекции, дифтерия, гепатит).

Проблема улучшения оказания психиатрической помощи населению Санкт-Петербурга не может быть решена путем осуществления лишь медицинских мероприятий. Эта проблема должна рассматриваться одновременно с социально-экономической концепцией развития Санкт-Петербурга.

Учитывая большую социальную значимость психиатрической службы, а также тот факт, что контингент душевнобольных является самым незащищенным и в то же время потенциально опасным для общества, следует уделять особое внимание развитию и совершенствованию психиатрической службы Санкт-Петербурга.

     

II. Основные цели программы

Целями Программы являются:

улучшение качества оказания психиатрической помощи населению Санкт-Петербурга при минимальных экономических затратах;

снижение роста числа больных с тяжелыми психическими заболеваниями;

уменьшение числа психически больных - инвалидов I и II групп за счет использования комплекса мер и лечения в полном объеме;

оказание дифференцированной психиатрической, психотерапевтической и психологической помощи детям и подросткам;

развитие профилактики психических заболеваний среди населения Санкт-Петербурга;

проведение реабилитации и социальной адаптации больных с психическими расстройствами.

Для реализации указанных целей, выполнения требований нормативных актов, касающихся оказания психиатрической помощи, необходимо решение следующих задач:

расширение амбулаторно-поликлинического звена психиатрической службы;

открытие психосоматических, соматопсихиатрических и геронтопсихиатрических отделений при многопрофильных учреждениях здравоохранения;

создание городского центра психического здоровья;

открытие общежитий для душевнобольных, утративших социальные связи и жилье;

реорганизация действующих ЛТМ в государственные лечебно-производственные предприятия;

проведение компьютеризации организационно-консультационных и информационно-статистических подразделений службы;

обеспечение постоянного поступления в достаточном ассортименте психотропных препаратов в психоневрологические учреждения;

укрепление материально-технической базы психиатрической службы за счет проведения работ по капитальному ремонту психоневрологических учреждений (абзац в редакции, введенной в действие с 17 марта 2001 года Законом Санкт-Петербурга от 23 февраля 2001 года N 112-14, - см. предыдущую редакцию);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»