Недействующий

Об утверждении Программы развития этнокультурного (национального) образования в Москве на 1998-2000 годы (фактически утратило силу) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 26.12.2012 N 839-ПП)

1.1 Анализ состояния этнокультурного (национального) образования в Москве

Возврат к национальным формам образования как культурно-исторической традиции многонационального города Москвы потребовал от Комитета образования проведения тщательного анализа социокультурной ситуации, проработки концептуальных основ, привлечения крупного научно-методического потенциала. В соответствии с программой "Столичное образование - 1", утвержденной Правительством Москвы в 1994 году, Комитетом образования были разработаны концепции и программы развития национального образования на 1995-1998 гг.

В системе столичного образования была выстроена образовательная подсистема, которая начала удовлетворять насущные этнокультурные и этнообразовательные потребности жителей столицы. В основе концепции заложено представление о том, что содержание образования учебного заведения такого вида включает в себя три взаимосвязанных компонента:

- компонент, обеспечивающий личности возможность самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры и традиции;

- компонент, создающий условия для включения личности в общероссийский, общемосковский контекст образования;

- компонент, обеспечивающий включенность личности в современные мировые (евразийские) цивилизации.

Комитет образования, организуя работу данного направления, определяя социокультурную среду и выполняя запросы населения в этнокультурном образовании, активно сотрудничает с национально-культурными автономиями, обществами и ассоциациями, посольствами и постпредствами, фондами, а также Министерством региональной и национальной политики РФ, Комитетом по делам национальностей Государственной Думы, Комитетом общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы.

Этнокультурное (национальное) образование в Москве получило свое воплощение в разных формах и видах. Это дошкольные учреждения, учебновоспитательные комплексы (УВК), общеобразовательные школы, учреждения начального профессионального образования, лицеи, колледжи, культурнообразовательные центры (КОЦ), факультативы. Начиная с 1980 г., прослеживается следующая динамика процесса формирования в Москве учреждений с этнокультурным (национальным) компонентом образования:

------------------------------------------------------------------
                                1980 1988 1990 1992 1994 1996 1997
------------------------------------------------------------------

Дошкольные образовательные
учреждения                       -     2    2    4    6    5    4

Учебно-воспитательные
комплексы (УВК)                  -     -    -    1    5    6    7

Общеобразовательные школы        -     -    -    3    7    8   15

Культурно-образовательные
центры                           -     -    -    -    -    9   10

Факультативное обучение          1     2    2    2    2    3    2

Лицеи, колледжи                  -     -    -    -    -    4    4

Негосударственные учреждения     -     -    -    -    -    5    5

------------------------------------------------------------------
ИТОГО :                          1     4    4    10   20   40  47
------------------------------------------------------------------

Постановлением Правительства Москвы (N 377 от 20.05.97г. и N 653 от 19.08.97г.) учреждения этнокультурного (национального) образования получили самостоятельный статус, утверждены Положения о них. Тем самым в Москве создается нормативно-правовая база, позволяющая перейти к новому этапу в развитии этнокультурного образования в городе, определяющими стратегическими задачами которого являются: дальнейшее развитие сети образовательных учреждений, укрепление их материально-технической базы, научно-методическое, кадровое и финансовое обеспечение.

С целью научно-методической поддержки учреждений этнокультурного (национального) образования Комитетом образования созданы научные подразделения: в Московском институте развития образовательных систем - лаборатория этнокультурных проблем образования, в Московском институте повышения квалификации руководящих кадров Центр межнационального образования и поддержки международных программ. Этими научно-методическими подразделениями совместно с образовательными учреждениями этнокультурной специализации ведется разработка индивидуальных учебных планов и программ, учебных и методических пособий для учащихся и учителей.

Одним из основных направлений деятельности учреждений национального образования является привитие детям любви к истории, культуре и традициям своего народа.

Ряд школ с этнокультурным содержанием образования (татарская, русская, еврейская, корейская) наряду с обучением детей ведут углубленную просветительскую работу среди родителей и взрослого населения, приобщая старшее поколение жителей Москвы к своей культуре, национальным традициям, празднествам, обрядности, языку и истории народов, населяющих мегаполис, формируя вокруг своих учреждений поликультурную образовательную среду и толерантные отношения между представителями различных этносов.

Стимулирующее влияние на развитие этнокультурного образования в системе оказывают постоянно расширяющиеся межрегиональные связи Москвы с российскими субъектами Федерации, ближним и дальним зарубежьем. Только в 1997 г. московское образование передало в другие регионы России учебников и учебно-методической литературы на сумму около 9 млрд. рублей. В свою очередь территории обеспечивают московские школы своей национальной литературой, символикой, образцами изделий народных ремесел и промыслов.

В настоящее время можно выделить последовательность действий (алгоритм), которые были осуществлены органами управления образованием Москвы по созданию системы этнокультурного (национального) образования:

- анализ потребностей учащихся, родителей, национальнокультурных объединений, ассоциаций и автономий на социообразовательные услуги;

- предоставление возможностей для реализации социокультурных потребностей ;

- определение целей и задач, организуемых учебных учреждений;

- определение учебных предметов этнокультурного цикла в общей системе базового компонента с учетом интегрированных курсов ;

- определение перечня учебных предметов этнокультурной направленности и программ их обеспечивающих за счет школьного компонента;

- подключение учреждений дополнительного образования и разработка мероприятий, направленных на развитие этнокультурного образования в городе;

- формирование поликультурной образовательной Среды.

На новом этапе развития подсистемы этнокультурного (национального) образования в столице Московский комитет образования определяет для себя следующую целевую установку :

Максимальное удовлетворение формирующихся и развивающихся культурно-образовательных запросов населения столицы средствами даль нейшего совершенствования подсистемы этно культурного образования по ключевым направ лениям ее развития.

Разделы настоящей программы (кроме концептуальных положений) отражают ключевые направления и основные задачи развития этнокультурного образования на предстоящий период.