____________________________________________________________________
Не действует с 31 декабря 2007 года - см. статью 8 настоящего Договора
____________________________________________________________________
Российская Федерация и Украина, далее именуемые "Высокие Договаривающиеся Стороны",
руководствуясь Договором о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 года,
исходя из необходимости дальнейшего укрепления и развития равноправных и взаимовыгодных торгово-экономических и производственных отношений, придания им долгосрочного и устойчивого характера, эффективного использования экономического и научно-технического потенциала двух государств и повышения благосостояния их народов,
придавая важное значение гармонизации осуществления экономических реформ, созданию условий для поэтапного перехода к свободному перемещению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы,
учитывая взаимодействие на основе договоренностей в рамках Содружества Независимых Государств договорились о нижеследующем:
Высокие Договаривающиеся Стороны осуществляют Программу экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Украиной на 1998-2007 годы (далее - Программа), являющуюся неотъемлемой частью настоящего Договора.
Экономическое сотрудничество Высоких Договаривающихся Сторон осуществляется путем взаимодействия между хозяйствующими субъектами независимо от их форм собственности и подчиненности, с соблюдением общепризнанных норм международного права и национального законодательства.
Высокие Договаривающиеся Стороны, признавая необходимость поэтапного формирования и развития общего экономического пространства, будут создавать благоприятные условия для согласования основных направлений социально-экономических преобразований, структурной перестройки, сближения нормативно-правовой базы в области внешнеэкономической деятельности, таможенно-тарифной и налоговой политики, антимонопольного регулирования, формирования отдельных проектов и программ, оказания содействия развитию кооперации, созданию совместных производственных структур, взаимному участию в приватизации, в инвестиционных проектах в соответствии с национальным законодательством.
Правительства Высоких Договаривающихся Сторон будут координировать выполнение Программы, осуществлять поэтапный контроль ее реализации и, в случае необходимости, вносить в нее коррективы.
Ход выполнения Программы не реже одного раза в год рассматривается на высшем уровне.
Споры относительно толкования и применения положений настоящего Договора подлежат урегулированию путем консультаций и переговоров.
В настоящий Договор могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются межправительственными протоколами, являющимися неотъемлемой частью настоящего Договора и вступающими в силу в соответствии с положениями его Статьи 8.
Исполнение положений настоящего Договора не затрагивает прав и обязанностей, вытекающих из иных международных договоров Высоких Договаривающихся Сторон.
Настоящий Договор вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления, подтверждающего выполнение Высокими Договаривающимися Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Договора в силу, и действует до 31 декабря 2007 года.
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон может прекратить действие настоящего Договора путем письменного уведомления другой Высокой Договаривающейся Стороны. В этом случае Договор прекращает свое действие через 6 (шесть) месяцев с даты такого уведомления.
Прекращение действия настоящего Договора не затрагивает осуществления проектов, реализуемых в соответствии с Программой.
Совершено в г.Москве 27 февраля 1998 года в двух экземплярах, каждый на русском и украинском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
За Российскую Федерацию За Украину
(подпись) (подпись)
Российская Федерация и Украина являются крупнейшими экономическими партнерами. Взаимные экономические интересы обоих государств обусловлены, прежде всего, высоким уровнем исторически сложившихся производственных, кооперационных и технологических связей практически во всех отраслях экономики и объективной необходимостью их сохранения и дальнейшего развития на взаимовыгодной и равноправной основе.
Однако в последние годы в силу ряда причин традиционные экономические связи Российской Федерации и Украины в значительной мере были ослаблены, и их состояние не отвечает потребностям обоих государств, что обусловило необходимость совместной выработки единого направления дальнейшего развития двусторонних экономических отношений.
Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной, подписанный 31 мая 1997 года, явился основой для совместного проведения этой работы. Исходя из положений Договора, разработана Программа экономического сотрудничества Российской Федерации и Украины на 1998-2007 годы (далее "Программа").
Произошедшие радикальные изменения в экономике Российской Федерации и Украины после провозглашения независимости обоими государствами, становление рыночных механизмов сопровождались ослаблением хозяйственных и кооперационных связей, значительным спадом объемов производства и еще более глубоким сокращением взаимного товарооборота.
В условиях нарушения сложившихся ранее кооперационных связей, нестабильности национальных денежных систем и ухудшения финансового положения предприятий, несовершенства системы взаиморасчетов, несимметричности систем налогообложения ухудшилась структура товарооборота и возросло применение бартера при осуществлении экспортно-импортных операций.
В экономическом сотрудничестве Российской Федерации и Украины слабо использовалось одно из важнейших направлений - создание совместных производственных структур, способствующих восстановлению и развитию кооперационных и технологических связей предприятий и отраслей, сохранению и более эффективному использованию сложившейся ранее специализации предприятий в области машиностроения, химической промышленности, топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов, мобилизации финансовых и инвестиционных ресурсов. Правовая основа для организации и деятельности таких структур в законодательных актах Российской Федерации и Украины пока существенно различается, что является серьезным тормозом на пути их создания.
Аналогичное положение сложилось с разработкой долгосрочных межгосударственных целевых комплексных программ по решению проблем, представляющих взаимный интерес, в области производства различных видов продукции, в том числе технически сложной и наукоемкой, в проведении фундаментальных исследований.
Из-за различий в нормативно-правовой базе не получает развития при проявлении взаимного интереса участие российских и украинских хозяйствующих субъектов в акционировании предприятий, расположенных на территориях обоих государств, и прежде всего в таких областях, как нефтепереработка, энергетика, черная и цветная металлургия.
Между Российской Федерацией и Украиной не полностью урегулированы проблемы, связанные с согласованием транзитных режимов, систем взимания местных налогов и портовых сборов, недостаточно используются возможности взаимовыгодного сотрудничества в области торгового судоходства, воздушного сообщения, трубопроводного транспорта и межсистемных линий электропередач.
Существующие проблемы в экономических отношениях Российской Федерации и Украины требуют их адекватного решения, выработки долгосрочной стратегии взаимовыгодного экономического сотрудничества, осуществления настоящей Программы.
Программа разработана с целью осуществления Российской Федерацией и Украиной на долгосрочной основе согласованного комплекса мер, в том числе нормативно-правового характера, по оказанию государственного содействия развитию взаимовыгодных экономических и научно-технических связей между двумя странами, достижению существенного прогресса в производственном сотрудничестве ведущих отраслей национальных экономик и роста на этой основе взаимного товарооборота к 2008 году не менее, чем в 2,5 раза, а также удовлетворению духовно-культурных потребностей народов Российской Федерации и Украины и повышению уровня жизни населения двух Сторон.
Для реализации этих целей Программа предусматривает взаимодействие государственных органов Российской Федерации и Украины по следующим основным направлениям:
совместное изыскание путей, обеспечивающих развитие экономического сотрудничества, направленного на подъем экономик обоих государств в интересах повышения уровня жизни населения;
согласованное взаимодействие в осуществлении институциональных преобразований при формировании рыночной экономики государств и в первую очередь в области проведения приватизации, создания условий для добросовестной конкуренции, регулирования деятельности естественных монополий и т.п.;
сближение концептуальных подходов в структурной перестройке экономики обоих государств, создание хозяйствующим субъектам стимулов для роста производства, вложений в его развитие инвестиций, внедрения новейших достижений в области науки и передовых технологий, повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
В процессе выполнения Программы предстоит решить следующие задачи:
сближение нормативно-правовой базы в областях регулирования внешнеэкономической деятельности и налоговой системы, осуществление мер по взаимной защите национальных товаропроизводителей, развитие межрегионального сотрудничества;
формирование отдельных межгосударственных проектов и программ экономического сотрудничества, создание совместных предприятий различных видов и форм, развитие производственной кооперации, активизация взаимной деятельности национальных и иностранных инвесторов на территории обоих государств;
эффективное использование и развитие транспортных коммуникаций и связи;
совершенствование платежно-расчетных и кредитно-финансовых отношений;
взаимодействие в развитии фондовых рынков.
Программой намечается осуществить сближение основных направлений проведения рыночных реформ в Российской Федерации и на Украине в целях синхронизации условий хозяйственной деятельности и заложить основу для дальнейшего развития интеграционных процессов в экономике, что может способствовать также повышению эффективности деятельности Содружества Независимых Государств в целом.
К основным направлениям, по которым предлагается координировать действия Сторон в проведении экономических реформ, относятся:
взаимный обмен национальными программами приватизации Российской Федерации и Украины и подготовка предложений по созданию условий, благоприятствующих взаимному участию хозяйствующих субъектов Сторон в этих программах;
разработка и подписание межправительственных Соглашений по осуществлению конкурентной политики, поощрению и взаимной защите инвестиций, осуществление поддержки предпринимательства;
подготовка для внесения в законодательные органы предложений о возможном усовершенствовании законодательств обоих государств по защите прав потребителей.
Стороны будут гармонизировать нормативно-правовую базу, создавая равновыгодные условия для хозяйствующих субъектов обоих государств и в первую очередь касающихся:
принципов взимания косвенных налогов при осуществлении экспортно-импортных операций во взаимной торговле;
формирования единого порядка осуществления кооперированных поставок продукции, включая применение косвенных налогов;
гармонизации законодательно-нормативной базы государств в области создания межгосударственных финансово-промышленных групп и других совместных структур;
сближения национальных тарифов на взаимные транспортные перевозки грузов и пассажиров, а также на транзитный провоз грузов, в том числе транзит по трубопроводам через территории государств, начиная с 1998 года;
организации корреспондентских отношений между Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Украины, а также межгосударственных расчетов и сотрудничества банковских систем.
В рамках осуществления координации приоритетных направлений структурных изменений в экономиках предусматривается провести согласование концептуальных подходов к разрабатываемым в государствах долгосрочным Программам структурной перестройки в экономике.
Основными стратегическими ориентирами при этом считать:
достижение стабилизации производства и экономического роста;
повышение конкурентоспособности продукции, развитие экспортного потенциала Сторон.
Преобразования, которые предстоит осуществить в Российской Федерации и на Украине в рамках проведения согласованной структурной политики, связаны с глубокой качественной перестройкой имеющегося производственного потенциала и затрагивают интересы обоих государств.
В этой связи Сторонами будут рассмотрены предложения о совместном создании и развитии структурообразующих производств, о путях и формах долевого участия в обеспечении этих производств необходимыми ресурсами, сохранении производственного профиля предприятий, имеющих ключевое значение в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации и Украины.
К таким производствам прежде всего относится ракетно-космическая промышленность, авиастроение, судостроение, сельскохозяйственное машиностроение, топливно-энергетический комплекс, легкая и пищевая промышленность.
В целях повышения конкурентоспособности продукции, производимой предприятиями этих отраслей, предстоит рассмотреть возможности сохранения и развития наиболее ценных элементов накопленного научно-технического потенциала и использования его в интересах развития экономики обоих государств, создания для собственных товаропроизводителей приоритетных условий для производства и сбыта продукции на рынках Российской Федерации и Украины, содействия росту платежеспособного спроса на продукцию предприятий обоих государств, защиты общего рыночного пространства от недобросовестной конкуренции.
Действенным механизмом проведения согласованной структурной перестройки экономики Российской Федерации и Украины будет создание совместных российско-украинских транснациональных структур. Формирование этих структур, и прежде всего в приоритетных отраслях и промышленных комплексах, создает предпосылки для эффективного инвестирования и межотраслевого перелива капитала, создания и развития рациональных кооперационных связей, ускорения научно-технического прогресса, наращивания экспортного потенциала, реализации прогрессивных структурных изменений в экономике.
Важным направлением в согласовании приоритетных структурных изменений экономики будет осуществление координации деятельности научных, проектных и конструкторско-технологических организаций с целью эффективного использования научных потенциалов Российской Федерации и Украины.
Основными направлениями сотрудничества в инновационной сфере будут развитие технологий в:
освоении космоса, самолетостроении, судостроении, радиоэлектронике;
модернизации автомобилестроения, расширении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области создания экологически чистой автомобильной продукции;
биотехнологии для сельского хозяйства и производстве медицинских препаратов;
машиностроении, организации производства высокоэффективной техники для обновления продукции в отраслях производства, сельхозмашиностроении, производстве спецтехники, транспортных средств, энергетического оборудования;