Место промышленности. Промышленность г.Москвы сохраняет за собой статус ведущей и градообразующей отрасли народного хозяйства. 825 крупных и средних предприятий промышленности, в основном, размещены в промышленных зонах, занимающих около 15 тыс. га, что составляет около 15% территории столицы.*) Кроме того в городе действует более 16 тыс. малых предприятий промышленности и науки. Среднесписочная численность работников предприятий промышленности (без предприятий малого бизнеса) составила по состоянию на 01.01.98г. около 550 тыс. человек или 16,2% от числа работающих наибольший удельный вес по сравнению с другими сферами деятельности.
После продолжительного периода спада промышленного производства в 1997г. наметились признаки стабилизации и роста, о чем свидетельствует увеличение на 2% по сравнению с 1996г. объема произведенной продукции товаропроизводителями города. Объем реализации промышленной продукции составил в 1997 г. 70,3 млрд. руб., из него по крупным и средним предприятиям - 57,6 млрд. руб. Объем прибыли за 1997г. составил 6,2 млрд. руб. Налоговые поступления в городской бюджет составили 6,4 млрд. руб. или 12% от всех налоговых поступлений. Общий объем капвложений в промышленность составил в 1997г. 4,3 млрд. руб., что в 5 раз ниже уровня объема капиталовложений 1990 г.
Меры поддержки промышленности. Кризисное положение московской промышленности обусловило необходимость осуществления комплекса мер государственной поддержки предприятий промышленности на основе проведения Правительством Москвы целенаправленной промышленной политики. Базовыми документами, которые определили основные направления промышленной политики, являются постановления Правительства Москвы от 13.02.96г. N 143 "О предложениях по структурным преобразованиям промышленности города в целях стабилизации товарного производства", от 3.06.97г. N 418 "О неотложных мерах по поддержке предприятий промышленности г.Москвы", а также от 17.03.98г. N 208 "О мерах по увеличению объемов реализации продукции предприятий промышленности Москвы".
*) Непосредственно организации науки и промышленности занимают около 9 тыс.га или 9% территории столицы.
В течение 1996-1997 гг. вступили в действие и получают дальнейшее развитие различные механизмы предоставления мер государственной поддержки предприятиям промышленности города.
Особое место занимают меры по поддержке развития отдельных промышленных объектов и производственных зон. Правительством Москвы принят ряд документов, направленных на оздоровление и развитие АМО "ЗИЛ", ОАО "Москвич". Принято постановление Правительства Москвы от 5.08.97г. N 583 "О создании в Москве территориально-промышленной зоны с особым статусом на базе предприятий электронной промышленности г. Зеленограда", в развитие которого Московская городская Дума приняла соответствующее постановление от 3.12.97г. N 88 и утвердила Положение о функционировании этой зоны, а также приняла пакет законов о налоговых льготах ее участникам. Постановлением Правительства Москвы от 10.03.98г. N 162 приняты меры поддержки предприятий легкой и текстильной промышленности.
Для поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса в 1997 году Комитет труда и занятости г.Москвы профинансировал ряд программ по его оздоровлению на общую сумму 28 млн. рублей. Постановлением Правительства Москвы от 07.04.98г. N 264 "О мерах по экономической и социальной стабилизации оборонных предприятий, расположенных в г. Москве" выделены дополнительные финансовые ресурсы в объеме 200 млн. руб. на 1998 год, а также предусмотрено целевое финансирование на 1999 год в объеме 500 млн. руб. на налоговое кредитование оборонных предприятий, расположенных в г. Москве, а распоряжением мэра Москвы N 358-рм от 13.04.98г. в составе комплекса социальной сферы Правительства Москвы создан Комитет по реформированию оборонных предприятий, расположенных в г. Москве.
Указанные меры Правительства Москвы сыграли определенную положительную роль для стабилизации деятельности промышленности города.
Стратегическая цель промышленной политики. В настоящее время стратегическим направлением деятельности Правительства Москвы является работа по дальнейшей поддержке и защите московских производителей. При этом предусматривается корректировка промышленной политики в направлении не только стабилизации промышленного производства, создания условий для обеспечения экономического роста и развития приоритетных для города отраслей и видов производств, но и оптимизации состава и структуры промышленного комплекса.
Инструментом осуществления стратегических и оперативных мер по реализации скорректированной промышленной политики Правительства Москвы должна стать Комплексная программа промышленной деятельности на 1998-2000 годы, цель и задачи которой определяются созданием условий для перехода на качественно более высокий технологический уровень производства с учетом максимального использования конкурентных преимуществ г. Москвы, обеспечивающих укрепление позиций на внутреннем и внешних рынках промышленной продукции.
Основные принципы Комплексной программы:
Системность - рассмотрение поставленных проблем с учетом всех возможных причин их возникновения, поиск нескольких возможных вариантов их решения и выбор оптимального варианта, сбалансированность применяемых методов анализа, определение круга исполнительных органов и общественных организаций, привлекаемых к решению проблем, и ответственных за принимаемые рекомендации и решения.
Комплексность:
а) тесная взаимоувязка всех программных мероприятий как по вертикали: программы - подпрограммы - конкретные проекты, так и по горизонтали: общеотраслевые программы и проекты - программы развития базовых отраслей и инвестиционные проекты развития базовых предприятий;
б) обеспечение взаимодействия всех исполнителей: Правительство Москвы - департаменты и комитеты - предприятия промышленности; Правительство - префектуры и управы - общественные организации предприятия промышленности.
Комплексность подхода к организации выполнения Программы обеспечивается Объединенной коллегией по промышленной политике, ответственной за формирование и реализацию Основных направлений промышленной и научно-технической политики в городе.
Блочный принцип построения Программы предусматривает возможность встраивания в ее структуру дополнительных программных мероприятий по развитию отдельных отраслей и производств - смежников и поставщиков базовых (головных) предприятий.
Целенаправленность:
а) целевой характер и адресное (селективное) предоставление мер государственной поддержки;
б) целевая направленность программных мероприятий, объединенных в единую технологическую цепочку: создание конкурентоспособной продукции - производство на основе развития базовых отраслей и реформирования (ликвидации) убыточных предприятий - реализация нормативно-правовая и организационная база.
Выделение базовых составляющих, обусловленное необходимостью дифференцированного подхода в применении мер поддержки Правительства Москвы к различным отраслям и производствам, занимающим разные позиции на внутреннем и внешнем рынках.
Общая структура Комплексной программы представлена на рис.1.
+-------------------------------------------------------------+
¦ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПРОМЫШЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В г.МОСКВЕ ¦
¦ НА 1998-2000гг. ¦
+-------------------------------------------------------------+
+-----------+
¦ ПРОГРАММЫ ¦
+-----------+
+---------------------------------------------------------------------------------+
+--------------------+ +-------------------------+ +----------------------+ +---------------------+
¦ 1 ¦ ¦ 2 ¦ ¦ 3 ¦ ¦ 4 ¦
¦Обеспечение создания¦ ¦Развитие базовых отраслей¦ ¦Реформирование убыточ-¦ ¦ Обеспечение реали- ¦
¦конкурентоспособной ¦ ¦ (предприятий, ¦ ¦ных и неусточиво рабо-¦ ¦ зации мероприятий ¦
¦ продукции ¦ ¦ производств) ¦ ¦тающих предприятий ¦ ¦Комплексной программы¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (включая ОПК) ¦ ¦ ¦
+--------------------+ +-------------------------+ +----------------------+ +---------------------+
+--------------------+ +------------------------+ +-----------------------+ +----------------------+
¦1.1. "Высокоэфектив-¦ ¦2.1. "Московские ¦ ¦3.1. "Реорганизация ¦ ¦4.1."Инвентаризация" ¦
+¦ ные технологии ¦ ¦ автомобили" ¦ ¦ предприятий на ос-¦ +----------------------+
¦¦ и решения" ¦ +------------------------+ ¦ нове финансового ¦ +----------------------+
¦+--------------------+ +------------------------+ ¦ оздоровления" ¦ ¦4.2."Нормативно-право-¦
+-1.1.А. "Создание на- ¦2.2. "Московское ¦ +-----------------------+ ¦ вое и методическое¦
¦ укоемкой и перспек- ¦ станкостроение" ¦ +-----------------------+ ¦ обеспечение" ¦
¦ тивной промышленной +------------------------+ ¦3.2."Вывод и ликвидация¦ +----------------------+
¦ продукции" +------------------------+ ¦ предприятий" ¦ +----------------------+
¦ ¦2.3. "Московская ¦ +-----------------------+ ¦4.3."Организационное и¦
+-1.1.Б. "Ресурсосбе- ¦ электроника" ¦ +-----------------------+ ¦ информационное ¦
¦ режение" +------------------------+ ¦3.3. "Конверсия" ¦ ¦ обеспечение" ¦
¦ +------------------------+ +-----------------------+ +----------------------+
+-1.1.В. "Экология и ¦2.4. "Московские ¦ ¦ +----------------------+
промышленность" ¦ продукты" ¦ ¦ ¦4.4."Кооперация и ин- ¦
+------------------------+ ¦ ¦ теграция в промыш-¦
+--------------------+ +------------------------+ ¦ ¦ ленности и созда- ¦
¦1.2."Создание науко-¦ ¦2.5. "Московская ¦ ¦ ¦ ние среднего звена¦
¦ емкой и перспек- ¦ ¦ одежда" ¦ ¦ ¦ управления" ¦
¦ тивной промышлен-¦ +------------------------+ ¦ +----------------------+
¦ ленной продукции"¦ +------------------------+ ¦ +----------------------+
+--------------------+ ¦2.6. "Московская ¦ ¦ ¦4.5."Развитие инфраст-¦
¦ авиация" ¦ ¦ ¦ руктуры промышлен-¦
+------------------------+ ¦ ¦ ного комплекса, ¦
+--------------------+ +------------------------+ ¦ ¦ включая создание ¦
¦1.3. "Московское ¦ ¦2.7. "Московская промыш-¦ ¦ ¦ товаропроводящей ¦
¦ качество ¦ ¦ ленность для город-¦ ¦ ¦ сети" ¦
+--------------------+ ¦ ского хозяйства" ¦ ¦ +----------------------+
+------------------------+
¦ +----------------------+
+--------------------+ +------------------------+ ¦ ¦4.6."Информационно-ре-¦
¦1.4. "Кадры ¦ ¦2.8. "Промышленность для¦ ¦ ¦ кламная поддержка ¦
¦ промышленности ¦ ¦ социальной защиты ¦ ¦ ¦ - "Имидж промыш- ¦
+--------------------+ ¦ населения" ¦ ¦ ¦ ленности" ¦
¦ +------------------------+ ¦ +----------------------+
¦ +------------------------+ ¦ +----------------------+
¦ ¦2.9. "Московская ¦ ¦ ¦4.7."Содействие экс- ¦
¦ ¦ химия" ¦ ¦ ¦ порту в страны СНГ¦
¦ +------------------------+ ¦ ¦ и дальнее зару- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ бежье" ¦
¦ ¦ ¦ +----------------------+
+------------------------------------------------------------------------------------+
¦ И Н В Е С Т И Ц И О Н Н Ы Е П Р О Е К Т Ы , М Е Р О П Р И Я Т И Я ¦
+------------------------------------------------------------------------------------+
Рис. 1. Структура Комплексной программы