Недействующий

О целевой Комплексной программе паспортизации жилищного фонда Москвы (с изменениями на 19 июня 2001 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 19.07.2005 N 516-ПП)

2. Правовые аспекты паспортизации

Паспорт (на жилое здание, квартиру) представляет собой документ, включающий комплекс учетных, технических, социально-экономических, экологических параметров и показателей потребительского качества, а также правила, условия, требования по эксплуатации и прочие сведения о жилье.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации эти сведения являются необходимыми при совершении всех, определенных законом видов сделок (обязательств) с жильем: купли-продажи, дарения, наследования, мены, залога, найма, обслуживания, передачи в оперативное управление и хозяйственное ведение и пр.

Документально оформленная информация в виде паспортов на жилые здания и квартиры предназначается для физических и юридических лиц, органов власти и управления, органов местного самоуправления, министерств, ведомств и их служб (имущественных, экономических, финансовых, налоговых и иных) и используется при реализации их прав, обязанностей, полномочий по распоряжению, использованию и содержанию жилищного фонда.

По статусу паспорт является документом информационно-технического сопровождения сделок (обязательств) с жильем, обязательным при вводе в эксплуатацию, предоставлении в найм, аренду, продаже, мене, залоге и других операциях.

Паспорта предназначены для постоянного хранения у собственников, арендаторов, нанимателей жилья, управомоченных и управляющих организаций.

Отсутствие у собственника паспорта должно влечь за собой ответственность в административном порядке. Утраченные паспорта подлежат восстановлению за счет их владельцев.

Паспорт кроме основной (обязательной части) может содержать ряд приложений (вкладышей), формируемых по запросам потребителей и характеризующих экологические и иные параметры жилья.

Паспорт на квартиру представляется при оформлении передачи в собственность, купли, продажи, мены, залога, найма, аренды, обмена и иных форм предоставления квартиры или регистрации права собственности, переводе жилых помещений в нежилой фонд, а также при получении разрешения на изменение планировки квартиры и содержит информационно-учетные сведения, параметры жилых и вспомогательных помещений, условия, рекомендации и требования по ее эксплуатации. Он строится по модульному принципу с учетом объемно-планировочных, конструктивных и архитектурных особенностей, присущих каждой квартире, а также требований агрегирования информации документа, унификации и доступности сведений для жильцов и собственников, не имеющих специальной подготовки.

Паспорт на жилое здание представляется при регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, приемке их в эксплуатацию после строительства, реконструкции, капитального ремонта, передаче его в управление. Он содержит, кроме инвентаризационно-учетных сведений, разделы по формам собственности и пользования жилых помещений, нормативные требования эксплуатации конструкций и инженерных систем, параметры экологической безопасности, чертежно-графическую и другую информацию.

Использование паспорта на жилое здание в любых целях обусловлено наличием в нем сведений на текущий год.

Полный состав и содержание паспортов представлены в Приложении 1. Разработанные макеты паспортов на квартиру, жилое здание, жилищный фонд города (административного округа, района, ведомства) представлены в Приложениях 2, 3, 4.

С введением в действие Закона РФ "О защите прав потребителей" каждый субъект рынка (наниматель, арендатор, собственник квартиры) приобретает права потребителя и, соответственно, правовую защиту. При этом должно обеспечиваться право потребителя на необходимую и достоверную информацию о доме, квартире, жилищно-эксплуатационных услугах. Информация должна в обязательном порядке содержать:

- гарантийные обязательства;

- правила и условия нормативного и безопасного использования;

- нормативный срок эксплуатации дома (квартиры).

Включение экологических показателей в паспорт позволит выявлять квартиры с неблагоприятными воздействиями на человека и учитывать это при совершении сделок с такими квартирами и выработке мер по их ликвидации.

Законом определяется ответственность за ненадлежащую информацию, при этом:

- если в результате предоставления недостоверной или недостаточно полной информации причинен ущерб здоровью или имуществу потребителя, он вправе предъявить определенные требования о возмещении ущерба;

- изготовитель (исполнитель) несет ответственность за ущерб, причиненный здоровью или имуществу потребителя, независимо от того, была ли возможность выявить свойства используемых материалов, оборудования или технологии, повлекшие этот ущерб, или нет;

- исполнитель освобождается от ответственности, если докажет, что ущерб нанесен вследствие нарушения потребителем правил пользования. При формировании паспортов на квартиру или жилое здание учтены следующие социально-экономические требования:

1. Каждый непосредственный потребитель (пользователь жилья) должен знать, что конструкции, системы инженерного оборудования, элементы здания в целом и квартиры, в частности, взаимосвязаны, рассчитаны на заданные режимы нагрузок с учетом определенных правил эксплуатации.

2. Нарушения правил использования помещений и оборудования, несанкционированные переоборудования и перепланировки квартир, приведшие к аварийным ситуациям, ухудшению работы общедомовых систем и другим последствиям, затрагивающим интересы жильцов дома, влекут конкретную для каждого случая ответственность в установленном порядке.

3. Повышение ответственности собственников, нанимателей, арендаторов может быть обеспечено при условии доведения до потребителей правил эксплуатации жилья и другой необходимой информации.