Пояснительная записка
к примерному плану
общеобразовательной школы Санкт-Петербурга
Учебный план общеобразовательной школы Санкт-Петербурга основан на новом варианте федерального Базисного учебного плана, который утвержден приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 09.02.1998 N 322, и является одним из элементов государственных образовательных стандартов.
Новый вариант федерального Базисного учебного плана имеет ряд принципиальных отличий от ранее действующего базисного плана (1993 год):
1. Сокращена предельно допустимая учебная нагрузка школьников.
2. Изменено наименование образовательных областей: введены "Филология", "Естествознание", "Обществознание" вместо ранее существовавших "Русский язык как государственный. Языки и литература", "Естественные дисциплины", "Общественные дисциплины".
3. Введены образовательные компоненты, раскрывающие структуру содержания образовательных областей.
4. Увеличено время на образовательную область "Математика" на 2 часа в старших классах с тем, чтобы в инвариантной части была возможность выделить время на изучение информатики.
5. Увеличено время на образовательную область "Естествознание" в старших классах с 4 до 6 часов с тем, чтобы можно было реализовать минимальный объем содержания образования по предметам: биология, физика, химия.
6. Уменьшено время на обязательные занятия по выбору, факультативные и групповые занятия, т.е. сокращена вариативная часть Базисного учебного плана.
Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.
В инвариантной части Базисного учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможности продолжения образования.
В каждой образовательной области инвариантной части, кроме образовательной области "Математика" и предметов физики и химии, может быть выделено 10-15 процентов времени на региональный компонент содержания образования.
Вариативная часть Базисного учебного плана обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов.
Школьный компонент реализует содержание образования, определяемое образовательным учреждением самостоятельно. Часы вариативной части используются на углубленное изучение предметов, обозначенных в образовательных областях Базисного учебного плана, на изучение дополнительных предметов, например, экология, астрономия, на изучение курсов по выбору, факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий.
Обязательная нагрузка учащихся по всем классам и ступеням обучения в общеобразовательных школах не может превышать предельно допустимую.
При разработке учебного плана Санкт-Петербурга за основу взят примерный учебный план основных и средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации с русским родным языком обучения.
Учебный план санкт-петербургской школы в полной мере включает в себя все вышеназванные изменения, что обеспечивает выполнение государственного образовательного стандарта.
Вместе с тем, он сохраняет специфику петербургской школы, ее основные идеи, принятые в 1994 году:
- ориентацию школьного образования на достижение выпускниками социальной зрелости;
- защиту обучающихся от некачественного образования;
- развитие в процессе обучения продуктивных видов и способов деятельности учеников;
- создание условий для достижения учащимися различных уровней образованности в зависимости от их выбора. Это основные признаки, отличающие Петербургский образовательный стандарт от государственного образовательного стандарта.
Составленный с учетом особенностей, присущих образовательной системе города, учебный план санкт-петербургской школы в отдельных случаях определяет иное, отличное от федерального, минимальное число часов на изучение некоторых образовательных областей.
Увеличение числа часов, отведенных на обязательные занятия, произведено за счет часов вариативной части.
К названным изменениям относятся следующие:
В 5-м классе добавлен 1 час на образовательную область "Филология", который необходимо использовать для изучения литературы, а в 6-м классе добавлено по 1 часу на русский язык и литературу, поскольку именно в этих классах формируются речевые умения, оценочные суждения, навыки мыслительной и творческой деятельности учащихся.
В 3-м классе (4-м), а также с 5 по 9 класс число часов на образовательную область "Искусство" увеличено на 1 час, предназначенный для изучения курса "История и культура Санкт-Петербурга" либо для других аналогичных дисциплин краеведческой направленности.
В 10-11 классах добавлено по 1 часу на образовательную область "Обществознание", который рекомендуется использовать на изучение истории.