____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 25 ноября 2005 года N 302
____________________________________________________________________
В целях сохранения и стабильного функционирования агропромышленного комплекса Ленинградской области и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1996 года N 798 "О Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы" Правительство Ленинградской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную комплексную программу "Стабилизация и развитие агропромышленного производства в Ленинградской области на 1998-2000 годы".
2. Комитету финансов обеспечивать финансирование расходов по мероприятиям программы в объеме средств, предусматриваемых в областном бюджете на соответствующий год.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований Ленинградской области разработать районные целевые программы стабилизации и развития агропромышленного производства на период до 2000 года.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на Губернатора Ленинградской области - Председателя Правительства.
Губернатор
Ленинградской области В.Густов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 30 марта 1998 года N 10
Региональная комплексная программа
"Стабилизация и развитие агропромышленного
производства в Ленинградской области на
1998-2000 годы"
ПАСПОРТ
региональной комплексной программы "Стабилизация и развитие
агропромышленного производства в Ленинградской области
на 1998-2000 годы"
+------------------------------------------------------------------+
¦Полное наименование ¦Стабилизация и развитие агропромышленного ¦
¦программы ¦производства в Ленинградской области на ¦
¦ ¦1998-2000 годы ¦
+------------------------------------------------------------------¦
¦Основания для разра- постановление Правительства Российской ¦
¦ботки Федерации от 12 июля 1996 года N 798 "О ¦
¦ Федеральной целевой программе стабилизации и ¦
¦ развития агропромышленного производства в ¦
¦ Российской Федерации на 1996-2000 годы" ¦
¦ (пункт 3) ¦
¦Период и этапы ¦
¦реализации программы 1998-2000 годы ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦Цель программы осуществление комплекса организационных, ¦
¦ экономических и технологических мероприятий ¦
¦ по стабилизации положения в агропромышленном ¦
¦ производстве в Ленинградской области, ¦
¦ формированию факторов его роста и ¦
¦ дальнейшего развития, повышению ¦
¦ конкурентоспособности продукции ¦
¦ ¦
¦Основные задачи, - совершенствование механизма регулирования ¦
¦мероприятия програм- цен и доходов сельскохозяйственных ¦
¦мы производителей, развития рыночной ¦
¦ инфраструктуры и создание других ¦
¦ благоприятных условий для функционирования ¦
¦ предприятий агропромышленного комплекса ¦
¦ Ленинградской области; ¦
¦ ¦
¦ - развитие аудита сельскохозяйственных ¦
¦ предприятий и проведение зонирования ¦
¦ сельскохозяйственных территорий; ¦
¦ ¦
¦ - развитие земельных отношений, проведение ¦
¦ реформирования и реструктурирования ¦
¦ сельскохозяйственных предприятий, отработка ¦
¦ процедур банкротства и реализации других ¦
¦ направлений стимулирования собственной ¦
¦ активности предприятий; ¦
¦ ¦
¦ - создание условий и поддержка кооперации и ¦
¦ интеграции предприятий агропромышленного ¦
¦ комплекса Ленинградской области для решения ¦
¦ межотраслевых проблем и повышения его ¦
¦ эффективности; ¦
¦ ¦
¦ - проведение региональной структурной ¦
¦ политики, направленной на повышение ¦
¦ конкурентоспособности местной продукции ¦
¦ ¦
¦Объем финансовых ре- 447,0 ¦
¦сурсов, запланирован- ¦
¦ных по программе на ¦
¦предстоящий год ¦
¦(1998), миллионов ¦
¦рублей ¦
¦ ¦
¦Объем финансирова- 990,0 ¦
¦ния, необходимый для ¦
¦завершения программы ¦
¦(1999-2000 годы), ¦
¦миллионов рублей ¦
¦ ¦
¦Ожидаемые конечные - прекращение спада производства в отраслях ¦
¦результаты, социаль- сельского хозяйства; ¦
¦ный и экономический ¦
¦эффект, важнейшие - обеспечение конкурентоспособности на ¦
¦целевые показатели региональном рынке картофеля, овощей, ¦
¦программы молока, молочных продуктов и яйца, ¦
¦ производимых в Ленинградской области; ¦
¦ ¦
¦ - реструктуризация долгов и оздоровление ¦
¦ финансового состояния сельскохозяйственных ¦
¦ предприятий; ¦
¦ ¦
¦ - оживление инвестиционной активности в ¦
¦ агропромышленном производстве; ¦
¦ ¦
¦ - снижение на 20-30 процентов ресурсоемкости ¦
¦ производства сельскохозяйственной продукции; ¦
¦ ¦
¦ - снижение уровня безработицы и повышение ¦
¦ занятости сельского населения ¦
¦ ¦
¦Разработчик комитет по сельскому хозяйству Ленинградской ¦
¦программы области, ¦
¦ ¦
¦ Научно-исследовательский институт экономики ¦
¦ и организации сельскохозяйственного ¦
¦ производства Нечерноземной зоны Российской ¦
¦ Федерации ¦
¦ ¦
¦Сроки разработки 1997 год - первый квартал 1998 года ¦
¦ ¦
¦Стоимость разработки 10 миллионов рублей ¦
¦ ¦
¦Представитель Сиротина Марина Анатольевна, заместитель ¦
¦заказчика председателя комитета по сельскому хозяйству ¦
¦ Ленинградской области ¦
¦ ¦
¦Основной комитет по сельскому хозяйству Ленинградской ¦
¦исполнитель области ¦
¦и соис- ¦
¦полнители ¦
¦программы ¦
¦ ¦
¦Фамилия, имя Сизых Николай Михайлович, председатель ¦
¦и отчество, комитета по сельскому хозяйству ¦
¦должность Ленинградской области, 279-30-36 ¦
¦и телефон ¦
¦руководителя ¦
¦программы ¦
¦ ¦
¦Постановление постановление Правительства Ленинградской ¦
¦об утверждении области от 30 марта 1998 года N 10 ¦
¦программы ¦
¦ ¦
¦Система доклад по итогам работы сельскохозяйственных ¦
¦организации предприятий Ленинградской области за девять ¦
¦контроля месяцев 1998 года ¦
¦за выполнением ¦
¦программы ¦
+------------------------------------------------------------------+
На территории Ленинградской области в составе агропромышленного комплекса функционируют 217 сельскохозяйственных предприятий (акционерные общества открытого типа, общества с ограниченной ответственностью, государственные предприятия и другие организационно-правовые формы), 10 рыболовецких предприятий, 5 рыбоводческих заводов, 6858 фермерских (крестьянских) хозяйств, 209,1 тысячи личных подсобных хозяйств, 562,2 тысячи садоводческих участков, 20 перерабатывающих предприятий, из них 12 молокозаводов, 6 мясокомбинатов, 2 консервных завода, 24 предприятия агросервисного обслуживания, 29 предприятий по ветеринарному обслуживанию, 18 государственных семенных инспекций, 17 других обслуживающих сельское хозяйство предприятий (зооветснаб, сортсемовощ, племпредприятия и т.д.), 17 торфопредприятий, 24 предприятия мелиоративной системы, 9 межхозяйственных лесхозов, 17 научных учреждений и базовых предприятий Российской академии наук.
Общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 728,2 тысячи гектаров, в том числе пашни - 423,0 тысячи гектаров. На одно сельскохозяйственное предприятие в среднем приходится 2,5 тысячи гектаров сельхозугодий, средняя площадь земельного участка фермерского хозяйства составляет 8,3 гектара, личного подсобного хозяйства - 0,19 гектара.
В результате проведения аграрных реформ расширились права и полномочия сельскохозяйственных товаропроизводителей. Предприятия всех форм собственности самостоятельно определяют структуру, объемы производства и реализации продукции, распоряжаются полученной прибылью (доходами), устанавливают цены на произведенную продукцию.
Однако реформы в аграрном секторе проводились в условиях общеэкономического кризиса, вызванного разрушением производственно-экономических связей в связи с распадом СССР, "шоковой" либерализацией цен и последовавшим резким падением доходов населения, гиперинфляцией и диспаритетом цен, непрекращающимся падением производства в народном хозяйстве и, как следствие, сокращением государственной поддержки агропромышленного комплекса с 19 процентов госбюджетных средств в 1991 году до 1,5 процента в 1997 году.
Современная экономическая ситуация в агропромышленном комплексе Ленинградской области характеризуется теми же тенденциями, что и во всей России, то есть спадом производства во всех его звеньях, структурным сдвигом в сторону мелкотоварного производства, разрушением ранее созданной материально-технической базы, снижением почвенного плодородия, ухудшением финансового состояния предприятий и т.п.
Производство валовой продукции сельского хозяйства Ленинградской области сократилось за 1992-1997 годы на 35,3 процента. В наибольшей степени спад производства произошел в специализированных предприятиях по откорму крупного рогатого скота, свиней, выращиванию нетелей. На грани полной ликвидации находятся промышленное свиноводство и бройлерное птицеводство.
Произошло увеличение удельного веса личных подсобных хозяйств в общих объемах сельскохозяйственного производства в 1997 году до 77,5 процента - по картофелю, 32,7 процента - по овощам, 33,9 процента по мясу, 27 процентов - по молоку.
Несмотря на тенденцию роста численности крестьянских (фермерских) хозяйств в 1991-1997 годах, их удельный вес в общих объемах сельскохозяйственного производства в 1997 году незначителен (зерно - 1,3 процента, картофель - 3,1 процента, овощи - 1,2 процента, мясо - 2,6 процента, молоко - 1,3 процента, яйцо - 0,1 процента). Темпы роста числа крестьянских (фермерских) хозяйств замедлились (1992 год - 182,8 процента, 1993 год - 35,2 процента, 1994 год - 24,1 процента, 1995 год - 10 процентов, 1996 год - 5,3 процента, 1997 год - 7,9 процента).
Инвестирование в отрасли агропромышленного комплекса сокращается как в абсолютном (в сопоставимых ценах), так и в относительном выражении. Почти прекратилось инвестирование в агропромышленном производстве за счет средств федерального и местного бюджетов.
Вследствие вышеуказанного в 1997 году по сравнению с 1992 годом ввод основных фондов уменьшился в 21 раз, поступило в сельское хозяйство к уровню 1990 года тракторов 9,4 процента, грузовых автомобилей - 6,5 процента, тракторных прицепов - 7 процентов, специализированных автомобилей - 1 процент.
Внесение органических удобрений в расчете на 1 гектар уменьшилось в 4,3 раза, минеральных - в 9,3 раза. В 1997 году известкование кислых почв сократилось cо 110 до 1 тысячи гектаров.
Объем работ по реконструкции и восстановлению осушительных систем в 1997 году составил 12 процентов, а культуртехнических работ - 1,2 процента от среднегодового уровня предыдущих пяти лет.
Таким образом, резко падает производственный потенциал сельскохозяйственного производства, снижаются возможности для восстановления его прежних объемов.
Резко ухудшилось экономическое положение сельхозпредприятий. Сельскохозяйственное производство в 1997 году ожидается убыточным. 81 процент сельскохозяйственных предприятий закончили год с убытком, в том числе во всех хозяйствах Бокситогорского, Лодейнопольского и Подпорожского районов.
Финансовое положение предприятий агропромышленного комплекса является критическим. Кредиторская задолженность в среднем по области превышает дебиторскую в 4,6 раза, а в Подпорожском и Бокситогорском районах - соответственно в 12,3 и 34 раза. Долги сельскохозяйственных товаропроизводителей возрастают быстрее, чем задолженность им. Темпы сокращения оборотных средств составляют более 30 процентов в год. Вследствие этого все предприятия агропромышленного комплекса испытывают их острый недостаток.
В целом сложившуюся ситуацию в агропромышленном производстве Ленинградской области следует оценить как критическую. Основными причинами ее являются:
первая группа причин - это системный общеэкономический кризис в стране; либерализация цен, приведшая к диспаритету цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, падение уровня жизни населения, его покупательского спроса и неограниченный импорт продовольствия по демпинговым ценам, следствием чего явилась нерентабельность производства и его сокращение;
вторая группа причин связана с особенностями агропромышленного производства, сохранившимися со времен плановой экономики: относительно высокая ресурсозатратность (особенно энергозатрат и трудозатрат) применяемых технологий; монополизм предприятий перерабатывающей промышленности и агросервиса; неготовность кадров работать в условиях рыночной экономики и др.;
третья группа причин, усугубивших кризисное положение в агропромышленном производстве Ленинградской области, представлена его специфическими особенностями: преобладанием индустриального животноводческого производства, функционирующего на привозных концентратах, высокая фондоемкость производства при преобладании в структуре фондов дорогостоящих пассивных составляющих, узкая специализация отраслей на индустриальной основе; наличие на балансе сельхозпредприятий и финансируемых ими крупных объектов социальной сферы.
Вместе с тем в 1997 году обозначились некоторые обнадеживающие тенденции. Так, стабилизировалось производство молока в сельхозпредприятиях; его рост к 1996 году составляет 5,3 процента, при этом надой на одну корову вырос на 15 процентов и составляет 3177 килограммов, то есть рост производства достигнут за счет роста надоя. Падение производства мяса продолжается, но меньшими темпами, чем в предыдущем периоде. Указанные позитивные тенденции определяются не только более благоприятными погодными условиями 1997 года, но и тем, что предприятия начинают адаптироваться к сложившимся условиям, стремятся оживить отрасли, приносящие прибыль.
Положение остается чрезвычайно серьезным, если не сказать критическим. Особенно тревожные симптомы состоят в том, что сельское хозяйство Ленинградской области, бывшее когда-то надежным источником обеспечения населения Ленинграда - Санкт-Петербурга диетическими и ценными продуктами (парным мясом, цельномолочной продукцией, овощами местного производства, ягодами), лишилось на две трети этого рынка сбыта в результате импорта продуктов из-за рубежа. По причине нехватки средств идет разрушение производственного потенциала и, как следствие, сельхозтоваропроизводители, а также основная часть населения сельской местности несут большие потери.