Технопарки и бизнес-инкубаторы в Москве создаются в соответствии с Комплексной программой развития и поддержки малого предпринимательства, принимаемой на основании Закона города Москвы "Об основах малого предпринимательства в Москве" от 28 июня 1995 года N 14. Вопрос об освобождении имущественных комплексов технопарков и бизнес-инкубаторов от уплаты налога на имущество представлен на рассмотрение Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства на основании п.7.1 вышеуказанного закона города Москвы.
В настоящее время в Москве сложилась ситуация, когда уже сформировался рынок услуг и начинается процесс возрождения производства. В городе расположено большое количество предприятий ВПК, организаций бывшего союзного подчинения. Восстановление их деятельности в прежних формах и объемах экономически невыгодно и в большинстве случаев нецелесообразно. Учитывая практическое отсутствие госзаказа, сокращение федеральных программ (под которые и создавались эти предприятия) и огромную балансовую стоимость основных фондов, эти организации влачат поистине жалкое существование, пытаясь остаться "на плаву" за счет сдачи площадей в аренду под склады и рынки. Однако на многих предприятиях сохранился большой кадровый и производственный потенциал, который необходимо ориентировать на нужды города, тем самым сохранив его на будущее.
Создание на базе таких предприятий технопарков и бизнес-инкубаторов является одним из путей включения их в инфраструктуру города. Объединяя малые предприятия, осуществляющие разработку наукоемкой продукции, цикл её испытаний и доводки на опытном производстве и мелкосерийное производство со службой маркетинга, мы получаем шанс восстановить нормальный цикл производства, обеспечить целевое использование имущественных комплексов предприятий, уменьшить накладные расходы, освободиться от затрат на переподготовку персонала. Появляется возможность "малого" инвестирования, когда вложение средств производится на локальном участке производства и осуществляется малым предприятием, функционирующим на данном участке; при этом гарантией может выступать совместный капитал технопарка (точнее, его участников). Это послужит предпосылкой для привлечения средств среднего класса населения.
В настоящее время реализация этой программы затрудняется наличием долгов предприятий перед бюджетами разных уровней, существенную долю которых составляют долги по налогу на имущество. Созданные по принципам социалистического хозяйствования, московские предприятия производственного комплекса (в том числе ВПК) имеют огромную балансовую стоимость основных фондов, в которую входит, в том числе, и (часто уникальное) оборудование, которое в обозримом будущем не будет применяться из-за отсутствия соответствующих заказов, но продавать либо просто демонтировать это оборудование не представляется разумным, учитывая общие тенденции восстановления экономики страны. Однако многие предприятия в целях уменьшения ресурсных платежей вынуждены ликвидировать станочный парк и инфраструктуру, пригодную к использованию технопарками для немедленной организации производства. В настоящее время соответствующие долги зачастую переносятся на арендные платежи существующих на заводах малых предприятий, для которых они становятся непомерными.
Законопроект "Об изменениях и дополнениях к Закону города Москвы N 2-17 "О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий" направлен на обеспечение реальных условий для создания в Москве технопарков, сохранения станочного парка и рабочих мест. Принятие закона также существенно упростит создание технопарков на производственной базе городских служб, в частности, Управления государственной противопожарной службы ГУВД г.Москвы.
В законопроект заложен защитный механизм в виде обязательного участия Правительства Москвы в создании технопарка, подпадающего под действие данной поправки к закону. Таким образом, на стадии принятия решения о преобразовании предприятия в технопарк будет производиться оценка целесообразности проекта с точки зрения бюджетных поступлений от деятельности технопарков и малых предприятий - их участников.
Бюджетного финансирования в случае принятия законопроекта не потребуется. Ущерба бюджету также практически не будет нанесено, т.к. предприятия, на которых планируется создание технопарков, являются фактическими банкротами и налогов в городской бюджет не платят, накапливая штрафные санкции. В качестве примера можно привести Московский завод технологического оборудования, основной долг которого бюджетам всех уровней и государственным фондам составляет 9,6 млн. рублей, а размер штрафных санкций - 11,4 млн.рублей; при этом процент долга на имущество предприятия от суммы основного долга составляет 40%, а от суммы общего долга с учетом штрафных санкций - 47%.
Закон позволит также упростить отмену (в случае необходимости и целесообразности) либо отсрочку штрафных санкций по налогу, что позволит облегчить достижение текущей платежеспособности предприятий. В целом закон направлен также на обеспечение заинтересованности крупных производственных предприятий в реализации Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства.
Текст документа сверен по:
файл - рассылка мэрии Москвы