Недействующий

О состоянии и мерах по развитию бытового обслуживания населения Москвы в 1998-2000 годах (с изменениями на 3 сентября 2002 года) (утратило силу с 07.05.2005 на основании постановления Правительства Москвы от 12.04.2005 N 200-ПП)

Таблица 2.2

Оценочные показатели  модернизации предприятий и
рабочих мест сферы бытовых услуг в 1995-1997 годах

N
п/п

Виды
услуг

Количество созданных предприятий и рабочих мест

1995 год

1996 год

1997 год

1995-1997 годы

1

Ремонт обуви

5

50

20

200

2

20

27

270

2

Ремонт и по-
шив одежды

24

360

26

390

17

255

67

1005

3


Ремонт и тех-
обслуживание
бытовой тех-
ники

14


140


21


105


15


150


50


395


4

Химическая
чистка

8

16

16

116

9

74

33

206

5

Стирка белья

-

-

7

24

3

6

10

30

6

Услуги бань

2

20

-

-

3

30

5

50

7

Услуги пари-
кмахерских

43

645

63

945

37

555

143

2145

8

Прочие услу-
ги

13

65

41

205

8

40

62

310

Всего

109

1296

194

1985

94

1130

397

4411


IV. Уровень обеспеченности населения бытовыми услугами

В настоящее время сфера бытового обслуживания города в основном удовлетворяет потребности граждан в услугах. Однако исследования показывают, что имеются серьезные проблемы по территориальной и ценовой доступности услуг, обусловленные особенностями развития бытового обслуживания в период перехода к рыночным условиям. Опросы показывают, что 16,4 %. москвичей считают, что бытовое обслуживание не стало работать лучше, 17,9% испытывают трудности с ремонтом бытовой техники, более 40% не могут найти нужную мастерскую, 39% указывают на перепрофилирование предприятий службы быта. Примерно каждый четвертый опрошенный не удовлетворен работой администрации города и префектуры по улучшению бытового обслуживания (см. таблицу 3).

В сравнении с 1990 годом объем услуг в сопоставимых ценах составляет 27,6%, что объясняется существенным спадом производства услуг в 1991-1994 годах, серьезными структурными изменениями по отраслевым группам. Эти изменения обусловлены снижением платежеспособного спроса населения на услуги. Усложнились и организационно-экономические условия функционирования сферы услуг: резко (в 3-5 раз) увеличилась в себестоимости услуг доля расходов на коммунальные платежи и аренду помещений, начислений на зарплату и платежей по различным налогам.

В сравнении с нормативами обеспеченность предприятиями бытового обслуживания на 1000 жителей по городу в целом составляет 45% (см. табл. 4), однако, по данным социологических обследований, спрос населения на услуги удовлетворяется на 70-80% (см. табл. 5 и рис. 5*). Такое расхождение обусловлено тем, что более одной трети населения не имеет экономической возможности пользоваться бытовыми услугами.

Главным препятствием (и это показывают все исследования) для потребителей услуг являются высокие цены, которые устанавливают предприятия бытового обслуживания. На это указывают около 60% опрошенных москвичей со средним и низким уровнем доходов.

Результаты опроса о намерениях различных групп населения чаще пользоваться услугами приведены в таблице:

N

Условия предоставления услуг

Уровень

дохода населения

Низкий

Средний

Высокий

1.

Более низкие цены

64,29

57,96

10,81

2.

Более короткие сроки

8,57

10,00

21,62

3.

Выше качество услуг

16,29

30,50

51,35

4.

Расположение предприятий
в микрорайоне проживания

7,14

4,78

2,70

Примечание: Уровень дохода на 1 члена семьи в месяц (в ценах 1998 года) низкий - до 500 руб. высокий - более 1500 руб. средний - от 501 до 1500 руб.

Как видно из таблицы, более половины граждан с высокими доходами считают, что для них главной причиной редкого обращения к услугам сервисных организаций является низкое качество обслуживания. От 18 до 23% всех опрошенных москвичей оценивают как "плохое" качество услуг ремонта обуви и бытовой радиоэлектронной аппаратуры, химчисток, парикмахерских (см. табл. 6). При этом именно по указанным услугам высказывается мнение, что их цена не соответствует качеству и объему, т.е. явно завышена.

Существенной проблемой для отрасли является устаревшее оборудование на многих предприятиях и отсутствие средств на его замену или модернизацию.

Предприятия сферы услуг расположены крайне неравномерно. В каждом третьем муниципальном районе полностью отсутствуют предприятия бытового обслуживания от 2 до 5 основных видов услуг. Наименьшая обеспеченность услугами сложилась в районах массовой жилой застройки Новокосино, Жулебино, Митино, Южное Тушино, Братеево, Коньково, Западное Дегунино и других. Наибольшая численность работающих (5703 чел.) и количество предприятий (811) сферы услуг.