Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 1998 года N 248


О состоянии и мерах по развитию бытового обслуживания населения
Москвы в 1998-2000 годах

(с изменениями на 3 сентября 2002 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 7 мая 2005 года на основании
постановления Правительства Москвы
от 12 апреля 2005 года N 200-ПП

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 1999 года N 1220;
     постановлением Правительства Москвы от 3 сентября 2002 года N 712-ПП.
____________________________________________________________________


В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 13.12.94 N 1129 "О состоянии и мерах по поддержке предприятий бытового и коммунального обслуживания населения г.Москвы" в городе проведена работа по созданию широкой сети современных предприятий бытового обслуживания населения и повышению качества оказываемых ими услуг, приватизации объектов этой отрасли, развитию частного предпринимательства и конкуренции на рынке, увеличению объемов оказываемых населению Москвы бытовых услуг.

За 1995-1997 годы открыто 270 новых и реконструировано 397 действующих предприятий бытового обслуживания. На эти цели за счет различных источников привлечено более 650 млрд.рублей инвестиций, в т.ч. из внебюджетных источников - более 378 млрд.рублей.

За счет средств городского бюджета финансируется развитие и содержание хозяйства кладбищ, оказывается финансовая поддержка крупным фабрикам-прачечным, на реконструкцию фабрик-химчисток направляются средства фонда занятости и фонда поддержки и развития малого предпринимательства.

Введены льготы по отдельным направлениям деятельности предприятий бытового обслуживания. 500 из них освобождены от налога на прибыль, перечисляемого в городской бюджет, для 184 фабрик-прачечных, фабрик-химчисток и бань установлены льготные тарифы по водоснабжению и водоотведению, с 01.01.97 предприятиям бытового обслуживания установлена минимальная ставка арендной платы.

Все это позволило за 1995-1997 годы обеспечить прирост объемов бытовых услуг в сопоставимых ценах в 1,6 раза.

Вместе с тем объемы бытовых услуг в первые годы реформ в расчете на душу населения снизились втрое. Резко возросший уровень цен на них привел к снижению уровня обеспеченности москвичей этими услугами. Особенно не удовлетворяются их потребности в различных ремонтных видах услуг (одежды, обуви, радиоэлектронной аппаратуры и бытовой техники и т.д.), в связи с чем растет поток жалоб в городские организации на работу предприятий бытового обслуживания, нареканий на качество оказываемых услуг.

Не развивается сеть предприятий бытового обслуживания населения в районах массовой жилой застройки, где уровень обеспеченности услуг от нормативов составляет только 25-30%.

Низкий уровень рентабельности предприятий, высокие сроки окупаемости реконструируемых и строящихся объектов сокращают возможности привлечения инвестиций для дальнейшего развития отрасли.

Массовый характер приобретает нецелевое использование нежилых помещений, ранее принадлежавших предприятиям бытового обслуживания населения.

В связи с изложенным Правительство Москвы

постановляет:

1. Считать приоритетными направлениями деятельности Департамента потребительского рынка и услуг, органов исполнительной власти г.Москвы, администраций районов:

- укрепление и дальнейшее развитие частнопредпринимательской деятельности на потребительском рынке и в сфере бытовых услуг;

- поддержка социально-значимых видов услуг (услуги бань, прачечных, химчисток, ремонт обуви и одежды, ритуальные услуги);

- защита прав потребителей на потребительском рынке и в сфере услуг.

2. Одобрить Основные направления развития бытового обслуживания населения Москвы на 1998-2000 годы (приложение 1).

3. Утвердить расчетные показатели реконструкции и модернизации предприятий бытового обслуживания населения на 1998-2000 годы и ввода предприятий бытового обслуживания населения за счет нового строительства по административным округам Москвы (приложения 2 и 3).

4. Утвердить расчетные показатели создания и модернизации рабочих мест на предприятиях бытового обслуживания населения Москвы на 1998-2000 годы (приложение 4).

5. Комитету труда и занятости предусмотреть в Программе содействия занятости населения Москвы в период на 1998-2000 годы выделение средств по долевому участию финансирования программы создания и модернизации рабочих мест на предприятиях бытового обслуживания населения.

6. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы:

- в соответствии с Инвестиционной программой Правительства Москвы на 1998 год выделить лимиты капитальных вложений на развитие предприятий бытового обслуживания в объеме 215,1 млн.руб.

- рассмотреть возможность выделения в 1999-2000 годах на строительство, реконструкцию, техперевооружение и проектно-изыскательские работы для предприятий бытового обслуживания лимиты капитальных вложений, согласно приложению 5.

7. Одобрить деятельность компании "БФТ-Диана Фонд" и предприятий по реконструкции химчисток-прачечных в г.Москве.

8. Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с Комитетом муниципальных займов и развития фондового рынка:

- осуществлять подготовку и предварительный отбор инвестиционных проектов, связанных с реконструкцией и модернизацией предприятий бытового обслуживания, организацией новых предприятий в районах массовой жилой застройки, восстановлением необходимых населению бытовых услуг;

- готовить предложения о дифференцированном взимании процентной ставки за пользование средствами финансовых фондов городских облигационных займов и сроках их предоставления в соответствии с реальной окупаемостью объектов и с учетом социальной значимости услуг;

- представлять проекты на рассмотрение Инвестиционного совета г.Москвы с целью их последующего финансирования за счет средств городских облигационных займов Москвы.

9. Департаменту потребительского рынка и услуг, Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства, префектам административных округов оказать содействие в создании малых предприятий по социально-значимым бытовым услугам в районах массовой жилой застройки, совместно с Палатой ремесел Москвы обеспечить более эффективное использование потенциала индивидуальных мастеров-ремесленников, занятых в сфере бытовых услуг.

10. Одобрить перечень программ и мероприятий по развитию и совершенствованию бытового обслуживания населения г.Москвы на 1998-2000 годы (приложение 6).

11. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 3 сентября 2002 года N 712-ПП - см. предыдущую редакцию.

     

12. Москомимуществу обеспечить проведение целевых конкурсов по продаже и аренде нежилых помещений для предприятий бытового обслуживания, оказывающих населению социальнозначимые виды услуг, с учетом мнений Департамента потребительского рынка и услуг и префектов административных округов.

13. Департаменту потребительского рынка и услуг, префектам административных округов оказать необходимое содействие реконструированным и отвечающим современным требованиям предприятиям бытового обслуживания населения в выделении и рациональном использовании имеющихся в городе помещений для создания широкой сети приемных пунктов химчисток и прачечных, ремонта бытовой и радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов.

14. Департаменту потребительского рынка и услуг, Комитету социальной защиты населения Москвы, префектам административных округов до 01.10.98 разработать порядок льготного предоставления услуг бань определенным категориям населения.

15. Департаменту потребительского рынка и услуг, префектам административных округов, Мосгосторгинспекции и контролирующим органам города разработать до 01.07.98 целевые программы по пресечению нарушений на предприятиях бытового обслуживания населения, обратив особое внимание на обеспечение условий для гарантийного и послегарантийного ремонта бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, наличие инструкций по эксплуатации этой техники на русском языке.

16. Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с заинтересованными организациями проанализировать состав имеющихся льгот для предприятий бытового обслуживания и до 01.07.98 подготовить предложения в Правительство Москвы по их упорядочению с целью сохранения ранее действующих экономических условий функционирования предприятий.

17. Москомимуществу, Государственной городской инспекции по контролю за использованием нежилых помещений, префектам административных округов в 1998-1999 годах провести ревизию помещений, принадлежавших предприятиям бытового обслуживания и переданных сторонним организациям по вторичным сделкам. В случаях нецелевой эксплуатации подготовить предложения об их дальнейшем использовании.

18. Пункт исключен - постановление правительства Москвы от 28 декабря 1999 года N 1120.

19. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Малышкова В.И. и префектов административных округов.

Премьер Правительства Москвы
                            Ю.М.Лужков


Приложение 1
к постановлению
Правительства Москвы
от 31 марта 1998 года N 248

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ
г.МОСКВЫ


ИТОГИ
развития бытового обслуживания населения Москвы
за 1995-1997 годы
и основные направления развития
на 1998-2000 годы


I. Введение

Бытовое обслуживание - одна из важнейших социально значимых отраслей городского хозяйства, предоставляющая населению города около 700 различных видов услуг.

Правительство Москвы постоянно поддерживает отрасль, используя различные формы и методы. Работа по поддержке и развитию бытового обслуживания проводилась в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 13.12.94 N 1129 "О состоянии и мерах по поддержке предприятий бытового и коммунального обслуживания населения г.Москвы", принятыми в его развитие постановлениями от 17.01.95 N 843 "О состоянии и мерах по улучшению похоронного обслуживания в г.Москве" и от 20.05.97 N 376 о ходе выполнения этого постановления; от 09.01.96 N 22 "О реконструкции и модернизации химчисток-прачечных г.Москвы", от 11.06.96 N 493 "О стабилизации работы бань и банно-прачечных комбинатов в г.Москва".

Департаментом потребительского рынка и услуг совместно с Департаментами финансов, экономической политики и развития, поддержки и развития малого предпринимательства, Комитетами социальной защиты, труда и занятости осуществляются городские программы развития по видам услуг. В рамках этих программ оказывается финансовая поддержка государственным предприятиям бытового обслуживания - в виде прямого финансирования и предоставления различных льгот для предприятий службы быта. Только по инвестиционной программе на 1997 год на модернизацию и реконструкцию крупных государственных фабрик-прачечных и фабрик-химчисток было выделено 10,9 млрд. руб. на безвозмездной основе и 2,1 млрд. руб. на возвратной, на строительство и реконструкцию бань направлено 11,6 млрд. руб. На строительство новых и реконструкцию действующих кладбищ и крематориев - более 190 млрд. руб. Кроме того, направлено около 6,5 млрд. руб. бюджетных средств на благоустройство кладбищ (в ценах 1997 года).

В городе введены льготы по отдельным направлениям деятельности предприятий. 500 предприятий освобождены от налога на прибыль, перечисляемого в городской бюджет, для 184 фабрик-прачечных, фабрик-химчисток и бань установлены льготные тарифы по водоснабжению и водоотведению, с 1 января 1997 года предприятиям бытового обслуживания населения установлена минимальная ставка арендной платы за пользование нежилыми помещениями.

Департамент потребительского рынка и услуг совместно с префектурами административных округов и общественными формированиями предприятий сферы бытовых услуг осуществили анализ состояния и развития отрасли, уточнили дислокацию предприятий по районам, определили уровень обеспеченности бытовыми услугами по каждому району. По поручению Департамента Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Государственная академия сферы быта и услуг (ГАСБУ), Центральный научно-исследовательский институт бытового обслуживания (ЦНИИБыт) и институт Мосгорбытпроект провели исследование потребительского рынка бытовых услуг, проблем развития предприятий, изучили мнение москвичей и работников сферы услуг о состоянии бытового обслуживания.

Результаты анализа и исследований показывают, что постановление Правительства Москвы от 13.12.94 N 1129 в основном выполнено и необходимо на уровне Правительства Москвы определить пути дальнейшего развития бытового обслуживания на 1998-2000 годы с учетом реально сложившегося положения дел в отрасли.

II. Характеристика состояния отрасли

Бытовое обслуживание населения в Москве осуществляют более 4500 предприятий, расположенных во всех округах и районах города. Ожидаемый объем услуг в 1997 году составит 7,2 млрд. рублей в новых ценах.

Из общего количества предприятий сферы услуг только 35 являются государственными, остальные - хозяйственные общества и товарищества различных организационно-правовых форм. В отрасли работают около 40 тысяч человек непосредственно на предприятиях и 10-15 тысяч человек работают самостоятельно как индивидуальные мастера.

В силу различных причин предприятия в городе расположены крайне неравномерно. Так, в Центральном округе с населением численностью 603 тыс. человек находится 811 предприятий, т.е. почти столько же, сколько в Южном и Юго-Западном округах вместе взятых, хотя в них проживают в общей сложности около 2400 тыс. человек, или в 4 раза больше, чем в Центральном округе. В Зеленоградском округе нет предприятий по ремонту трикотажных изделий, пунктов проката.

Состояние отрасли определяется несколькими взаимосвязанными характеристиками:

1. Население в связи с известными экономическими трудностями не имеет возможности обращаться в сферу услуг. По результатам обследования, 33% опрошенных заявили, что им не хватает денег на самое необходимое. Только 27% опрошенных высказались, что они нуждаются в услугах химчистки и прачечных, 18,6 - в услугах ремонта одежды. В структуре платных услуг бытовое обслуживание составляет всего 8,9%, или в 2 раза меньше, чем в 1990 году. Население вынуждено основные деньги тратить на коммунальные и транспортные услуги (см. рис. 1*).

2. Многие предприятия отрасли, не имея заказов, оказываются незагруженными. Обследование показало, что химчистки, ателье ремонта одежды, парикмахерские загружены менее чем на 70% (см. рис. 2*). Это приводит к резкому снижению экономической эффективности работы предприятий, заставляет их закрываться или менять профиль. Отсутствие свободных средств не позволяет многим предприятиям осуществлять техническое перевооружение.

3. Закрытие и перепрофилирование предприятий привело к резкому снижению уровня обеспеченности жилых районов города предприятиями бытового обслуживания.

По сравнению с 1990 годом в отрасли произошли существенные изменения. В 2 раза сократилась численность работающих. Уменьшился удельный вес работающих в швейной подотрасли, возрос по услугам парикмахерских, ритуальным услугам, химчистке, ремонту обуви. По остальным услугам их доля осталась на уровне 1990 года (см. рис. 3*). Произошел естественный отбор услуг. Сворачиваются или трансформируются услуги, не нашедшие спроса или не дающие нормальную прибыль. Исчезают такие услуги, как обновление одежды и трикотажных изделий, художественная штопка, перешив взрослой одежды на детскую, ремонт головных уборов и чулочно-носочных изделий, выполнение отделочных работ и др. Значительно сократились объемы услуг по изготовлению одежды, обуви, мебели, ювелирных изделий на заказ, по прокату, переплетно-картонажным и машинописным работам, присмотру за детьми и больными, обучению "Сделай сам" (курсы кройки и шитья, фотографии и другие), по самообслуживанию в химчистках и прачечных, оборудованию и уборке квартир (навеска карнизов, картин, зеркал, вешалок и другие мелкие работы). Сократилось количество мастерских по ремонту и изготовлению зеркал, обработке стекла, др. Расширился спектр услуг в мастерских по ремонту металлоизделий, в то же время спрос на них сократился.

Увеличился спрос населения на услуги ювелирных мастерских по повторной переработке ювелирных изделий (в основном в обручальные кольца). Однако введение акцизного налога на переработку золота существенно сдерживает развитие этих услуг, так как изделие после переработки становится дороже нового.

Остается актуальным вопрос по предоставлению услуг ломбардами, которыми пользуются все слои населения. У граждан со средним достатком особой популярностью пользуется услуга по приему вещей на хранение. У малоимущих - услуга по приему изделий под ссудный залог. С учетом спроса сеть ломбардов расширилась до 60 единиц, но только государственное унитарное предприятие Мосгорломбард принимает от населения в залог всю номенклатуру изделий. Коммерческие ломбарды, как правило, специализируются на изделиях из драгоценных металлов и камней.

Высокий уровень спроса сохраняется на услуги парикмахерских, ремонт обуви, чистку изделий из кожи и меха, услуги фотолабораторий быстрого обслуживания. По этим услугам наименьший отток специалистов в другие отрасли экономики.

Увеличилось количество организаций ритуального обслуживания, возрос объем предоставляемых ими услуг. Полностью ликвидирован дефицит на ритуальные принадлежности, катафальные перевозки, услуги обрядовых и поминальных залов. Правительством Москвы определен гарантированный стандартный набор ритуальных услуг.

Оценивая экономическую ситуацию на рынке бытовых услуг, надо отметить, что предприятия, предоставляющие услуги состоятельным гражданам, работают стабильно, имеют средства на расширение производства, обновление оборудования, подготовку кадров. Они полностью адаптировались в рыночных условиях. Предприятия, обслуживающие население со средним уровнем доходов, зачастую являются малорентабельными (от 1 до 12%), их прибыль не всегда позволяет самостоятельно расширять производство, проводить реконструкцию и обновлять основные фонды. Отдельные виды услуг вообще убыточны. Зачастую рентабельность предприятия достигается за счет прочих доходов, в т.ч. полученных от сдачи помещений в субаренду, организации торговли и совместной деятельности с другими предприятиями.

Самый большой удельный вес в себестоимости услуг составляет арендная плата, коммунальные услуги, налоги (до 40-50%). Особенно это относится к предприятиям, которые имеют большие производственные помещения, котельные, промышленное оборудование, широкую сеть приемных пунктов с большими площадями. Это в основном фабрики-прачечные и фабрики-химчистки, банно-прачечные комбинаты.