Таблица 2
Объем реализации бытовых услуг за 1990-1997 годы
Годы | Объем реализации | Темп роста (уменьшения) объема услуг | |||
фактических ценах | в фактич. ценах | в сопостав. ценах | |||
(млрд. руб.) | к преды- | к уровню | к преды- | к уровню | |
1990 | 0.85 | 1.0 | 1.0 | 100 | 100 |
1991 | 1.22 | 1.44 | 1.44 | 60.1 | 60.1 |
1992 | 6.72 | 5.48 | 7.89 | 53.3 | 32.0 |
1993 | 69.6 | 10.3 | 81.3 | 81.0 | 26.0 |
1994 | 376.2 | 6.36 | 516.9 | 59.5 | 15.4 |
1995 | 1.78 трлн. руб. | 2.06 | 1065 | 81.4 | 12.6 |
1996 | 5.12 трлн. руб. | 2.87 | 3060 | 163.1 | 20.5 |
1997 | 7.2 трлн. руб. | 1.41 | 4315 | 134.6 | 27.6 |
В результате принятых Правительством Москвы мер по поддержке предприятий бытового обслуживания и принятия Программ развития по отдельным отраслевым группам спад производства услуг в 1995 году был замедлен, а в 1996 году впервые после 1990 года получен прирост услуг на 63,1% и в I полугодии 1997 года - на 34,6%.
Анализ показывает, что рост объемов услуг обусловлен также и увеличением доходов населения города в последние годы. Работа, проведенная префектурами административных округов, Департаментом потребительского рынка и услуг в связи с подготовкой к 850-летию Москвы, позволила создать целую сеть современных, европейского уровня, предприятий бытового обслуживания. В 1995-1997 годах создано 270 новых и реконструировано 397 действующих предприятий (см. табл. 2.1-2.2 и рис. 4а*). На эти цели было направлено около 650 млрд. рублей, в том числе более 300 млрд. рублей из городского бюджета и внебюджетных фондов префектур и районов, остальное - за счет собственных средств предприятий.
За этот период реконструировано 7 предприятий химчисток-прачечных фирмой "БФТ - Диана", вновь создан ряд аналогичных предприятий при содействии префектур ("Лавандерия", "Чистюля", "Белло", "Еврочистка" и др.), открыто более 50 современных салонов-парикмахерских, 10 коммерческих ломбардов, реконструированы бани - Измайловские, Селезневские, введены бани в поселке Некрасовка, введено более 50 гектаров кладбищ, заменено 7 кремационных печей в двух крематориях, созданы современные предприятия по уборке жилых и нежилых помещений.
В этот период многие предприятия прошли адаптацию к рыночным условиям. В отрасль пришли новые энергичные кадры, которые принципиально по-новому решают вопросы создания и реконструкции предприятий. Появились авторские швейные ателье ("Ева", "Анна Росси", "Татьяна Федорова" и др.), многопрофильные (по 10-15 видам услуг) предприятия типа "Мультисервис", фирменные ("Бош-Сименс"), дилерские ("М.Видео" и "Амо-Сервис") и комплексные ("Совинсервис") сервисные организации по ремонту и техобслуживанию бытовой техники. По мере выхода из кризиса сферы услуг все большее число предприятий стремится к консолидации по отраслевому признаку. Созданы и функционируют Лига Ломбардов, Союзы парикмахеров и прачечных Москвы, Ассоциации предприятий похоронного обслуживания и по уборке помещений, Гильдии парикмахеров, металлистов и другие общественные формирования. При Департаменте потребительского рынка и услуг работают Экспертный Совет по похоронному обслуживанию, общественные советы по услугам швейных ателье, парикмахерских.