Недействующий

     

Мэрия Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПРИКАЗ

от 3 декабря 1993 года N 472

О введении валеологической службы в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга

(с изменениями на 13 июля 2007 года)

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга
 от 9 января 2023 года N 4-р

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Настоящий документ утратил силу в части, касающейся штатных расписаний, - распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербургаот 13 июля 2007 года N 1128-р.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 13 июля 2007 года N 1128-р.

____________________________________________________________________


В течение последних лет в Санкт-Петербурге наблюдается значительное снижение уровня здоровья и увеличение заболеваемости учащихся общеобразовательных школ. Основными причинами этих негативных явлений наряду с социальными факторами являются недостаточно сформированная в сознании учащихся, их родителей и педагогов потребность в здоровом образе жизни, слабые знания в этой области, низкая культура здоровья и деятельности, а также нерациональное распределение учебной нагрузки во многих образовательных учреждениях.

Комитет по образованию и созданный при нем Координационный совет по охране жизни и здоровья детей осуществляют ряд практических мер по разработке валеологически обоснованной системы школьного образования и формированию здоровья и здорового образа жизни учащихся и учителей:

- в трех районах города (Дзержинском, Колпинском, Сестрорецком) идет подготовительная работа по созданию школьной валеологической службы;

- в образовательные программы многих школ введены уроки здоровья, в некоторых школах проводится экспериментальный поиск валеологически обоснованных методов воспитания и обучения;

- в Санкт-Петербургском университете педагогического мастерства осуществляется подготовка педагогических кадров по новой специальности "Валеология".

Актуальность валеологических проблем, а также позитивный опыт их решения в отдельных районах и школах города создают предпосылки введения валеологической службы во всех общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга, в состав которой войдут педагоги-валеологи, психологи, медицинские работники, а затем и социальные педагоги.

Создание школьной валеологической службы предполагается осуществить в течение 1994-1996 годов. Для этого на первом этапе в текущем учебном году необходимо осуществить ряд организационных мероприятий.

Исходя из вышеизложенного, приказываю:

1. Руководителям РОУНО:

1.1. При необходимости ввести в штатное расписание образовательных учреждений должность освобожденного педагога-организатора по валеологии в пределах выделенных на оплату труда средств.

1.2. При условии введения предмета валеологии в учебный план образовательного учреждения обеспечить его финансирование за счет средств бюджета.

1.3. Представить в срок до 01.01.94:

- в управление учебно-воспитательных учреждений (Лаврова Э.И.) сведения о составе работников валеологической службы и материальной базе (приложение N 2*);

_______________

* Приложения N 2 и 3 не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.


- в управление развития муниципальной системы образования (Симановская О.М.) сведения о потребности в кадрах педагогов-организаторов по валеологии (приложение N 3*).

2. Утвердить примерное Положение о педагоге-организаторе по валеологии (приложение N 1).

3. Управлению учебно-воспитательных учреждений (зам. начальника Шилова Е.В.) и Университету педагогического мастерства (зав. кафедрой валеологии Калбанов В.В.) в срок до 01.03.94 разработать Положение о валеологической службе.

4. Университету педагогического мастерства (Воронцова В.Г.):

4.1. Разработать и осуществить в течение 1994 года программу подготовки педагогов-организаторов по валеологии согласно заявкам РОУНО.

4.2. В срок до 01.02.94 разработать и представить на утверждение в Экспертный совет Комитета по образованию методические рекомендации и дидактические материалы по ступеням обучения школьников.

4.3. Разработать требования к квалификационным категориям педагога-организатора по валеологии.

5. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя председателя Комитета Ковину Т.Е.

Председатель Комитета
О.Е.Лебедев

Приложение 1
к приказу
Комитета по образованию
от 3 декабря 1993 года N 472

     

Примерное положение о педагоге-организаторе по валеологии



Работа системы образования на современном этапе осложняется тем, что на протяжении всего срока обучения непрерывно ухудшается состояние здоровья детей и подростков, возрастает заболеваемость, увеличивается количество функциональных расстройств и пограничных психических и соматических состояний. При этом интенсификация образовательных программ увеличивает учебную нагрузку без должного учета индивидуальных особенностей и способностей ребенка, что усугубляет ухудшение здоровья учащихся и снижает эффективность учебно-воспитательной работы.

В рамках традиционной системы образования забота о здоровье учащихся считается прерогативой медицинской службы, однако работа медицинского персонала ориентирована на лечение и предупреждение болезней, а не на формирование здоровья. В этой связи возникает потребность в учителе особого рода, педагоге-организаторе по валеологии, призванном обеспечить:

- валеологическое обоснование учебных программ и педагогических технологий, режимов труда и отдыха;

- воспитание у учащихся потребности в здоровье;

- формирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни;

- выработку у занимающихся индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.

Принципы и порядок введения в штат должности педагога-организатора по валеологии

В учебные планы образовательных учреждений уроки валеологии могут вводиться как обязательные занятия или занятия по выбору, или факультативные занятия из расчета на класс 36 часов на учебный год. К преподаванию этого предмета допускаются педагогические работники, прошедшие обучение по специальным учебным программам педагогических колледжей, институтов или университетов и получившие документ (удостоверение, свидетельство, диплом) о соответствующей профессиональной подготовке.

В штатное расписание образовательного учреждения по согласованию с Советом (педсоветом) могут быть введены должности педагога-организатора по валеологии в пределах выделенных на оплату труда средств, примерные обязанности и права определены в соответствующих разделах данного Положения с оплатой труда по должности педагога-организатора.

Должностные обязанности:

- планирует и проводит мероприятия по валеологическому и гигиеническому воспитанию учащихся;

- ведет учебную работу по одному или нескольким курсам валеологии как единой дисциплины;

- проводит исследования, контроль и коррекцию формирования здорового образа жизни учащихся и педагогов;

- участвует в методической работе образовательного учреждения;

- контролирует защищенность жизни и здоровья ребенка, подростка в макросоциуме (группа, класс, школа, семья);

- оказывает первую помощь при травмах и несчастных случаях;

- посещает уроки и внеурочные мероприятия, занятия групп продленного дня для наблюдения за деятельностью учащихся, динамикой их работоспособности;

- участвует в работе медико-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних;

- выступает с обобщением своего опыта на педагогических советах и научно-практических конференциях.

Должен знать:

- вопросы управления деятельностью ученического и педагогического коллектива по проблемам здорового образа жизни;

- методологию и методику исследовательской и опытно-экспериментальной работы;

- основы возрастной физиологии, гигиены, профилактики соматических и психических заболеваний, медицинской реабилитации, первой медицинской помощи при несчастных случаях;

- основы детской и педагогической психологии;

- разделы возрастной, сравнительной, социальной педагогики, педагогической этики;

- педагогические и валеологические технологии;

- основы теории и методики физической культуры;

- правовые основы охраны здоровья детей и подростков;

- основы безопасности жизнедеятельности.

Должен владеть:

- валеологическими технологиями обучения и воспитания, способствующими выявлению и активизации резервных возможностей человека, формированию личностно-интеллектуальной деятельности (супгестопедия, ритмопедия, релаксопедия и др.);

- методами научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы;

- методами оценки санитарно-гигиенических условий в учебных заведениях.

Должен уметь:

- организовать оздоровительную работу в учебном заведении;

- проводить анализ и оценку учебно-воспитательного процесса, физического развития и состояния здоровья учащихся и учителей;

- оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях.

Педагог-организатор по валеологии является членом педагогического коллектива образовательного учреждения.

Данное Положение является типовым для образовательных учреждений Санкт-Петербурга.

РАЗРАБОТАНО
сотрудниками кафедры
валеологии СПбУПМ

ОДОБРЕНО
ученым советом СПбУПМ,
Координационным советом
по охране жизни и здоровья



Редакция документа с учетом

изменений и дополнений подготовлена

АО "Кодекс"

 

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»