Недействующий

     

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

от 11 февраля 1998 года N 3


Об оценочной деятельности в городе Москве

(с изменениями на 21 февраля 2001 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании  
Закона Москвы от 22 мая 2002 года N 28
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Москвы от 21 февраля 2001 года N 6 (Тверская, 13, N 15, 11-17.04.2001).

____________________________________________________________________

     

Статья 1. Законодательное регулирование
оценочной деятельности в городе Москве

Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в городе Москве, состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных законов и нормативных правовых актов Москвы.

Статья 2. Отношения, регулируемые
настоящим Законом

Настоящим Законом определяются правовые основы оценочной деятельности в отношении объектов оценки, расположенных на территории города Москвы, принадлежащих Российской Федерации, городу Москве, муниципальным образованиям города Москвы, юридическим лицам, а также физическим лицам.

Статья 3. Оценочная деятельность

Для целей настоящего Закона под оценочной деятельностью понимается совокупность отношений юридического, экономического, организационно-технического и иного характера по установлению в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости (залоговой, ликвидационной и другой).

Понятие оценочной деятельности включает в себя отношения, складывающиеся в процессе проведения оценки, обучения, лицензирования, осуществления контроля за деятельностью оценщиков и применения мер ответственности в случае нарушения норм законодательства об оценке.

Оценочная деятельность для целей налогообложения объектов оценки регулируется иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Статья 4. Субъекты и объекты оценочной деятельности

Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны:

- физические лица, признанные профессиональными оценщиками по результатам проведенной в установленном порядке процедуры официальной аттестации (далее - профессиональные оценщики);

- юридические лица и индивидуальные предприниматели, признанные лицензированными оценщиками по результатам проведенной в установленном порядке процедуры их лицензирования (далее лицензированные оценщики),

с другой стороны, потребители их услуг (заказчики).

Профессиональные оценщики и лицензированные оценщики в дальнейшем именуются оценщиками.

Порядок проведения официальной (государственной) аттестации и признания физических лиц надлежащими профессиональными оценщиками устанавливается Московской городской администрацией.

Индивидуальный предприниматель не может быть признан лицензированным оценщиком, если он не является профессиональным оценщиком.

Юридическое лицо не может быть признано лицензированным оценщиком, если оно не приняло обязательство привлекать для осуществления оценочной практики надлежащего профессионального оценщика.

Юридическое лицо в организационно-правовой форме открытого акционерного общества не может быть признано лицензированным оценщиком.

К объектам оценочной деятельности (объект оценки) относятся:

- отдельные материальные объекты (вещи);

- совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

- право собственности, иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества лица;

- право требования, обязанности (долги);

- работы, услуги, информация;

- результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполненных работ или услуг.

Статья 5. Право города Москвы, муниципальных
образований, физических и юридических лиц
на проведение оценки принадлежащих им
объектов оценки

Город Москва, муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Законом.

Право на проведение оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления статистического учета и бухгалтерской отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки.

Результаты проведения оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Рыночная стоимость
и предположения об установлении
рыночной стоимости объекта оценки

Для целей настоящего Закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть продан на основании сделки в условиях конкуренции, когда продавец и покупатель действуют, располагая всей доступной информацией об объекте оценки, а на цене сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

- продавец не обязан продавать объект оценки, а покупатель не обязан приобретать;

- стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

- объект оценки представлен на продажу в форме публичной оферты;

- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

- платеж за объект оценки выражен в денежной форме. В случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, не определен конкретный вид стоимости объекта, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.

Указанное правило подлежит применению и в случае использования для совершения сделки терминов, определяющих аналогичный по содержанию вид стоимости объекта оценки, прямо не предусмотренный настоящим Законом и (или) актами законодательства Российской Федерации, в том числе терминов "действительная стоимость", "эквивалентная стоимость" или иных, содержание которых удовлетворяет критериям признания стоимости рыночной в соответствии с настоящей статьей.

Статья 7. Обязательность проведения
оценки

Проведение оценки является обязательным в случаях вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Москве или муниципальным образованиям города Москвы, и возникновения спора о стоимости объекта оценки по инициативе одной из сторон в сделке, в частности:

- при отчуждении объектов оценки в частную собственность, собственность Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации или иных муниципальных образований;

- при передаче в доверительное управление или приватизации объекта оценки;

- при использовании объекта оценки в качестве предмета залога;

- в случаях обязательного страхования объекта оценки и определения ущерба в результате наступления страхового случая;

- при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, за исключением случаев передачи в собственность инвесторов жилья, вновь построенного или реконструированного без привлечения средств бюджета и (или) целевого бюджетного жилищно-инвестиционного фонда (абзац в редакции, введенной в действие с 11 апреля 2001 года Законом Москвы от 21 февраля 2001 года N 6, - см. предыдущую редакцию);

- при реализации инвестиционных проектов с привлечением средств бюджета Москвы либо средств под гарантии города Москвы, равно как при оценке технических заданий и условий на разработку таких проектов;

- при коммерческом использовании (капитализации) средств бюджета города Москвы;

- при отчуждении или передаче в пользование физическим или юридическим лицам (в том числе при передаче в уставные капиталы (фонды) юридических лиц, в том числе с долей иностранного капитала) имущества города Москвы, муниципальных образований города Москвы.

Проведение оценки является обязательным также в случаях:

- ипотечного кредитования физических и юридических лиц при возникновении спора о стоимости предмета ипотеки;

- при составлении брачных контрактов или разделе имущества разводящихся супругов по требованию одного из супругов при возникновении спора о стоимости их имущества;

- при выкупе или ином предусмотренном законодательными актами изъятии объекта оценки у собственника для государственных или муниципальных нужд;

- конвертации акций, слиянии или разделе акционерных обществ. Оценка имущества при его выкупе для государственных или муниципальных нужд осуществляется за счет средств города Москвы.

Статья 8. Основания для проведения
оценки объекта оценки

Основанием для проведения оценки объекта является договор между оценщиком и заказчиком, на который распространяются общие нормы Гражданского законодательства Российской Федерации, а также особые обязательные требования в соответствии с настоящим Законом.

В случаях, предусмотренных статьей 7 настоящего Закона, основанием для проведения оценки объектов оценки является решение суда.

Статья 9. Особые обязательные требования
к договору на проведение оценки
объекта оценки

Договор между оценщиком и заказчиком заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения.

Договор должен содержать:

- описание объекта оценки с указанием его вида;

- вид определяемой стоимости (стоимостей);

- сведения о наличии у оценщика соответствующей лицензии и всех существенных условий ее действия (если договор заключает лицензированный оценщик);

- сведения о том, что оценщик является надлежащим профессиональным оценщиком (если договор заключает профессиональный оценщик);

- сумму вознаграждения профессионального оценщика в денежном выражении.

Договор об оценке как единого объекта, так и ряда объектов оценки должен содержать точное указание на этот объект (объекты), а также его описание, достаточное для однозначной идентификации этого объекта (объектов) оценки.

В отношении объектов оценки, принадлежащих городу Москве или муниципальным образованиям города Москвы, договор заключается оценщиком с лицом, которое в соответствии с действующим законодательством и (или) договором уполномочено собственником на совершение сделки с объектом оценки, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.

Статья 10. Общие требования
к содержанию отчета об оценке объекта оценки

Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указывается дата проведения оценки объекта оценки, используемые нормативные и инструктивные материалы, включая стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В случае, если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии установления стоимости объекта оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки.

В отчете должны быть указаны:

- дата составления и порядковый номер отчета;

- основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;

- юридический адрес и (или) адрес постоянного жительства оценщика и сведения, позволяющие идентифицировать его как надлежащего профессионального оценщика;

- точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты балансодержателя и балансовая стоимость данного объекта оценки;

- стандарты и правила проведения оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки данного объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;

- последовательность определения рыночной или иной стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;

- перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости объекта оценки.

Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательством Российской Федерации или города Москвы могут быть предусмотрены специальные формы отчетов.

Отчет собственноручно подписывается оценщиком и заверяется его печатью.

В случае если оценка имущества проводилась несколькими оценщиками по разным объектам оценки, входящим в состав этого имущества, то отчет подписывается каждым оценщиком с указанием объектов, по которым он проводил оценку.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»