КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
развития и поддержки малого предпринимательства
в г.Москве на 1998 - 2000 годы
ВВЕДЕНИЕ
За последнее десятилетие малое предпринимательство Москвы стало неотъемлемой частью рыночной системы хозяйства. С каждым годом развитие малого бизнеса приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение.
Сегодня в Москве устойчиво работают более 200 тысяч малых предприятий России, что соответствует средним показателям крупнейших городов мира. Малый бизнес столицы осуществляет деятельность во всех отраслях экономики города и дает около 30% валового внутреннего продукта, более трети общего числа рабочих мест столицы. Почти каждый второй рубль, поступающий в бюджет столицы, - это налоги и обязательные платежи малых предприятий. Малое предпринимательство Москвы - динамично развивающийся сектор экономики. Темпы экономического роста в малом бизнесе приближаются к 10% в год.
Высокой роли малого бизнеса в социально-экономическом развитии города во многом способствовала реализация Комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства, являющихся инструментом осуществления государственной политики Правительства Москвы в области малого бизнеса.
Новая Комплексная программа, рассчитанная на период 1998-2000 годы, разработана на основе анализа современного состояния малого предпринимательства Москвы с учетом результатов выполнения Комплексной программы развития МП в 1996-1997 годах и анализа тенденций развития малого бизнеса крупнейших городов мира.
Цель программы - реализация политики Мэрии и Правительства Москвы, направленной на повышение благосостояния и уровня жизни населения города через дальнейшее широкомасштабное развитие малого предпринимательства, призванное обеспечить увеличение объемов продукции и услуг, а также полную занятость трудоспособных граждан.
Основные направления программы:
- поддержание сложившегося уровня количественного воспроизводства малых предприятий (не менее 220 тыс.);
- улучшение качественных параметров деятельности малого предпринимательства Москвы (долговечность, надежность, финансово-экономическая эффективность, оптимальная структура).
Основные задачи программы:
- обеспечение благоприятного предпринимательского климата, снятие нормативно-правовых, административных и организационных барьеров, препятствующих эффективному развитию и функционированию малого бизнеса;
- расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе через привлечение внебюджетных средств, развитие лизинга оборудования и технологий;
- предоставление малым предприятиям интегральной, финансово-имущественной и организационно-методической поддержки через системы бизнес-инкубаторов, технопарков, промзон и т.д.;
- обеспечение малых предприятий доступными квалифицированными информационными, консалтинговыми и обучающими услугами через систему специализированных городских и территориальных структур поддержки малого предпринимательства;
- расширение деловых возможностей малого предпринимательства, в том числе через интенсивное развитие межрегионального и международного делового сотрудничества и производственной кооперации.
Основные принципы программы:
- комплексность (обеспечение основных потребностей малых предприятий при их становлении и развитии);
- системность (обеспечение структурной системности и функциональной взаимосвязанности всех элементов инфраструктурной поддержки малых предприятий);
- конкурсность (обеспечение равных прав и возможностей малых предприятий при получении поддержки и государственных заказов):
- распределенность (перенесение части функций по поддержке малых предприятий с городского на территориальные уровни);
- делегирование функций (обеспечение участия предпринимательских кругов, общественных объединений и союзов предпринимателей в реализации проектов Комплексной программы).
Эффективность программы:
- поддержание общего количества устойчиво работающих предприятий на уровне не менее 220000 МП;
- достижение темпов экономического роста в секторе малого бизнеса на уровне не менее 10% в год;
- увеличение вклада малого предпринимательства в валовой внутренний продукт на уровне не менее 40% в год;
- увеличение количества занятых в малом бизнесе до 60% всех работающих;
- обеспечение налоговых доходов бюджета Москвы от малого предпринимательства на уровне не менее 50% всех налоговых поступлений.