УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 12 ноября 1997 года N 40
(приложение)
ПРОГРАММА
развития образования Ленинградской области
до 2000 года
(с изменениями на 19 сентября 2000 года)
1. Характеристики программы
Программа развития образования Ленинградской области до 2000 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" от 13 января 1996 года N 12-ФЗ * и Федеральной программой развития образования в России. Разработчики Программы исходили из того, что Ленинградская область является полноправным субъектом Российской Федерации, а Правительство Ленинградской области осуществляет региональную социокультурную политику, направленную на развитие культурно-образовательного пространства Ленинградской области как части Северо-Западного региона России. Образование при этом рассматривается как средство стабилизации и развития всей региональной общественной системы Ленинградской области, включая духовную и производственную сферу жизни населения.
____________________
* Ссылка на Закон Российской Федерации от 13 января 1996 года N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании", утверждающий новую редакцию Закона Российской Федерации "Об образовании". - Примечание "КОДЕКС".
Социокультурная региональная политика предусматривает концентрацию ресурсов при решении приоритетных задач образования всех социальных слоев населения Ленинградской области с учетом его многонационального состава, миграции и общих демографических тенденций развития и расценивает образование как средство формирования новых социальных отношений в обществе с рыночной экономикой на данном историческом этапе становления России как суверенного государства и полноправного партнера в новом мировом сообществе. Образование наряду с обороной и промышленностью составляет основу реализации общегосударственной программы безопасности России.
Под образованием в Программе понимается совокупность всех образовательных учреждений и органов управления, подведомственных комитету общего и профессионального образования Ленинградской области, обеспечивающих непрерывность образования растущего человека и гарантию его прав на образование путем выбора соответствующих образовательных программ.
Программа представляет собой нормативный и управленческий документ, включает социально-педагогический анализ состояния образования, задачи и направления его развития на ближайшую перспективу, прогноз результатов реализации проектов, их ресурсное обеспечение в современных социально-экономических условиях.
Программа является результатом научно-практического и социально-педагогического проектирования развития образовательной системы региона. Как межотраслевая она концентрирует деятельность различных ведомств, общественных и государственных организаций, призванных осуществлять региональную социокультурную политику.
Программа является основанием для принятия Правительством Ленинградской области нормативных актов и распорядительных документов, обеспечивающих необходимые условия для развития образования, реализации его государственного стандарта и регионального компонента на всех ступенях непрерывного образования.
Программа открывает перспективы для целенаправленной педагогической и управленческой деятельности всех работников системы образования Ленинградской области, для сотрудничества с родителями, а также учреждениями социально-педагогической защиты населения в новых условиях развития общества.
Цель Программы - определить основные стратегические направления развития образования Ленинградской области до 2000 года, механизмы управления инновационными процессами, возможности ресурсного обеспечения стабильного функционирования всех структур системы образования в русле задач ее развития и всестороннего удовлетворения образовательных потребностей жителей области.
Первый этап реализации Программы предполагает разработку концепции и моделей развития образовательных учреждений, образовательных систем на уровне территорий, научно-методическое обеспечение инновационных процессов, опытно-экспериментальную работу как средство развития системы образования Ленинградской области.
Второй этап предусматривает внедрение научно-методических концепций, новых моделей образовательных систем, обеспечение нормативно-правовыми документами системы образования в едином культурно-образовательном пространстве Ленинградской области, диагностический и результативный этап.
2. Состояние и проблемы развития образования
Ленинградской области
Основное достижение развития образования Ленинградской области в 1991-1996 годах - создание вариативной системы, предоставляющей жителям возможность выбора образовательной программы, а в городах - и образовательного учреждения, что стало возможным в результате целенаправленной инновационной деятельности образовательных учреждений.
Серьезные изменения претерпевает содержание дошкольного образования. Так, среди дошкольных образовательных учреждений, а их в области 661, появились общеразвивающие, компенсирующие, ухода и присмотра, кратковременного пребывания и комплексные. В образовательных учреждениях проходят апробацию программы нового поколения: образовательные, психолого-педагогические, специализированные. Расширился спектр дополнительных образовательных услуг. В 496 общеобразовательных школах используются девять образовательных программ, в том числе базовая, углубленная, лицейская, гимназическая, компенсирующая. Открыто более 350 классов с углубленным изучением отдельных предметов, 3 школы с изучением ряда предметов на иностранных языках, 23 профильных класса, 27 комплексов "Школа - детский сад", 38 школ отрабатывают новые модели обучения и воспитания.
На очередной этап развития вышли сельские школы, составляющие 64 процента всех школ области. Успешно развиваются Рождественская и Сельцовская аграрные школы, Вартемякская природная школа, Котельская школа здоровья, школы традиционной русской культуры, экологической направленности и другие.
Значительно вырос интерес школьников и их родителей к изучению истории, культуры Ленинградской области и своей малой Родины. Во Всеволожском, Выборгском, Кингисеппском, Тосненском районах введены уроки краеведения.
По заявкам учеников и родителей в ряде районов изучаются вепсский, финский и шведский языки.
Изменения в профессиональном образовании вызывают реформирование учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку. В настоящее время в области 18 профессиональных лицеев, обеспечивающих многоуровневую, ступенчатую образовательную подготовку специалистов (от рабочего до техника). В них обучаются 9189 человек, что составляет 41,3 процента контингента учебных заведений начального профессионального образования.
Появились новые типы учебных заведений: техническая школа, колледж, центр по повышению квалификации или переобучению, что значительно расширило как образовательную сферу, так и сферу услуг.
Стала более разнообразной система образования, представленная 8 негосударственными образовательными учреждениями.
Расширился спектр дополнительных образовательных услуг, что значительно увеличило возможности для одаренных детей, детей с проблемами развития, социально запущенных подростков, а также дошкольников, не посещающих детские сады.
В рамках программы "Дети России" усилена социально-педагогическая защита прав детей, чему также способствуют создание детских домов семейного типа, открытие новых муниципальных центров психолого-педагогической реабилитации детей и подростков, организация психолого-педагогических консультаций, деятельность валеологической службы.
В области созданы необходимые условия для функционирования системы непрерывного педагогического образования, позволяющей совершенствовать педагогическое мастерство учителей, воспитателей. Сложилась система стимулирования достижений учащихся и творческой деятельности педагогов: стипендии губернатора особо одаренным учащимся и студентам, областные конкурсы "Школа года", "Учитель года", "Студент года".
Важным стимулом профессионального роста, реализации творческого потенциала является аттестация педагогических и руководящих кадров.
По состоянию на 1 сентября 1997 года аттестацию прошли 6220 человек (24 процента), в том числе на высшую категорию - 1048 человек, на первую - 2607, на вторую - 2565.