Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 1995 года N 558



Об утверждении Целевой программы по профилактике
 и снижению заболеваемости туберкулезом в
Ленинградской области на 1996-1997 годы

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ленинградской области
 от 11 ноября 2004 года N 253

____________________________________________________________________

Во исполнение постановления правительства Ленинградской области от 8 июня 1995 года N 214 "О мерах по профилактике заболеваемости туберкулезом в Ленинградской области"

 постановляю:

1. Утвердить представленную министерством здравоохранения области и Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ленинградской области Целевую программу по профилактике и снижению заболеваемости туберкулезом в Ленинградской области на 1996-1997 годы.

2. Департаменту финансов при разработке проектов бюджетов Ленинградской области на 1996 и 1997 годы предусмотреть выделение ассигнований, необходимых для финансирования Целевой программы по профилактике и снижению заболеваемости туберкулезом в Ленинградской области на 1996-1997 годы, в сумме 25,4 миллиарда рублей.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя председателя правительства области Гайворонского В.С.

Губернатор
                                       А.Беляков


Приложение


УТВЕРЖДЕНА
постановлением правительства
Ленинградской области
от 26 декабря 1995 года N 558



Целевая программа
по профилактике и снижению заболеваемости
туберкулезом в Ленинградской области
на 1996-1997 годы

I. Обоснование программы


За последние три года на территории Ленинградской области отмечается резкое ухудшение эпидемиологической обстановки по туберкулезу. Показатель заболеваемости туберкулезом поднялся с 28,5 на 100 тысяч населения в 1991 году до 45,1 в 1994 году. Наблюдается ухудшение клинической структуры заболеваемости, регистрируются тяжелые, быстро прогрессирующие и осложненные формы туберкулеза. Заболеваемость детей за этот период увеличилась в 2 раза, а среди детей, общающихся с больными в очагах туберкулеза, в 2,7 раза. Неуклонно растет смертность.

Ухудшение эпидемиологической ситуации по туберкулезу является результатом сложившихся в последние годы в нашей стране социально-экономических условий. Материальное неблагополучие и социальная незащищенность больных туберкулезом, 60 процентов которых имеют доходы ниже прожиточного минимума, не позволяют им обеспечить нормальное сбалансированное питание, что обуславливает ослабление сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям, и в первую очередь туберкулезу.

Наряду с этим отмечается выраженная тенденция увеличения числа лиц с высокой пораженностью туберкулезом из социально-дезадаптированных категорий (лица без определенных мест жительства, освобожденные из мест лишения свободы, наркоманы, алкоголики и т.д.).

В то же время вследствие неудовлетворительной материально-технической оснащенности противотуберкулезных учреждений, дефицита бактерийных и лекарственных средств имеются недостатки в организации и проведении как профилактических, так и лечебно-диагностических мероприятий. Из-за отсутствия в большинстве районов области передвижных флюорографов резко сократился охват населения флюорографическими профилактическими осмотрами, которые являются основным методом раннего активного выявления туберкулеза. В 1994 году флюорографически обследованы всего 44 процента из числа лиц, подлежащих осмотрам. Более 50 процентов больных с тяжелыми, распространенными и трудно излечимыми формами туберкулеза выявляются только при обращении за медицинской помощью, что осложняет эпидемиологическую ситуацию, снижает эффективность лечения, увеличивает инвалидизацию и смертность.

В связи с отсутствием финансирования и перебоями в обеспечении туберкулином охват детей туберкулинодиагностикой с целью раннего выявления туберкулеза составил в 1994 году только 64,3 процента.

Резко ухудшились показатели госпитализации, санаторного лечения и консультативной помощи из-за невозможности в связи с высокой стоимостью проезда приехать к местам оказания специализированной помощи.

В результате недостаточного финансирования и отсутствия централизованных закупок дезинфицирующих средств, бензина, а также дизельного топлива для передвижных дезинфекционных камер ухудшились показатели дезинфекционных мероприятий в очагах туберкулеза.

Не решен ряд вопросов юридического характера в отношении больных туберкулезом, и в первую очередь в части проведения принудительного лечения бактериовыделителей.

Коренное улучшение эпидемиологической ситуации по туберкулезу возможно при следующих условиях:

проведении комплекса противотуберкулезных мероприятий всеми заинтересованными службами и ведомствами Ленинградской области;

осуществлении адекватного финансирования всех противотуберкулезных мероприятий с учетом инфляции;

изменении нормативных актов по проблемам, обусловленным туберкулезом, и привидении указанных актов в соответствие с социально-экономической ситуацией;

установлении жесткого контроля со стороны правительства области, министерства здравоохранения и Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ленинградской области за реализацией данной программы.

     

     

II. Цели и задачи программы


Целью программы является снижение в Ленинградской области к 1998 году уровня заболеваемости туберкулезом до 28,5 на 100 тысяч населения и смертности от него до 4,8 на 100 тысяч населения.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

укрепление материально-технической базы противотуберкулезных учреждений;

совершенствование методов диагностики, лечения и профилактики туберкулеза;

улучшение подготовки кадров общелечебной сети, противотуберкулезных учреждений и органов Госсанэпиднадзора по вопросам профилактики туберкулеза;

обеспечение социальной защиты медицинских работников противотуберкулезной службы и контингента туберкулезных больных;

проведение комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий по предупреждению распространения туберкулеза на территории области среди различных групп населения и животных.

     

1. Укрепление материально-технической базы
противотуберкулезных учреждений

Материально-техническая база противотуберкулезных учреждений имеет первостепенное значение для осуществления с учетом современных требований квалифицированных лечебно-диагностических и профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости туберкулезом и смертности от него.

В настоящее время материально-техническая база противотуберкулезной службы области находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Отсутствуют койки для лечения внелегочных локализаций туберкулеза.

С целью улучшения материально-технической базы предусматривается:

1.1. Развертывание областного противотуберкулезного диспансера на площадях, позволяющих обеспечить требуемый в современных условиях уровень квалифицированной лечебно-диагностической помощи контингенту туберкулезных больных.

1.2. Создание отделений для больных внелегочных локализаций туберкулеза.

1.3. Открытие туберкулезного отделения и санатория для лечения детей, больных туберкулезом.

1.4. Проведение капитального ремонта действующих туберкулезных больниц и санаториев.

1.5. Приобретение в необходимом количестве автотранспорта, позволяющего обеспечить техническое обслуживание стационаров и своевременную транспортировку больных.

1.6. Создание локальной вычислительной сети на базе областного противотуберкулезного диспансера для обеспечения текущего эпидемиологического надзора за уровнем заболеваемости туберкулезом в области и действенного контроля за основными качественными показателями деятельности противотуберкулезной службы.

Исполнителями по данному разделу программы являются министерство здравоохранения области и министерство образования области.

2. Совершенствование методов диагностики,
лечения и профилактики туберкулеза

Для внедрения в практику работы противотуберкулезной службы современных методов диагностики, лечения и профилактики предусматривается:

2.1. Использование с целью раннего выявления больных туберкулезом помимо традиционных флюорографических осмотров альтернативных методов диагностики (иммуноферментный анализ, полимеразная цепная реакция) и оснащение для этого противотуберкулезных учреждений необходимым оборудованием.

2.2. Повышение качества и эффективности лечебного процесса при оказании помощи больным бациллярными формами туберкулеза за счет новых методов применения антибактериальных препаратов, обеспечив ими в достаточном количестве все противотуберкулезные учреждения.

2.3. Совершенствование работы по раннему активному выявлению туберкулеза путем максимального охвата туберкулинодиагностикой детей и подростков, а также флюорографическими осмотрами лиц повышенного риска заражения туберкулезом и декретированных контингентов. Проведение этих мероприятий в первую очередь в населенных пунктах с высокой заболеваемостью и значительным контингентом больных бациллярными формами туберкулеза.

2.4. Осуществление противотуберкулезной вакцинации новорожденным и ревакцинации детям, подросткам и взрослым в соответствии с нормативными документами.

2.5. Проведение дезинфекционных мероприятий в очагах туберкулеза учреждениями Госсанэпиднадзора с использованием в полном объеме химических и камерных методов, предусмотрев для этих целей необходимое централизованное финансирование на закупку дезинфицирующих средств, а также дизельного топлива и бензина.

Проводимые мероприятия позволят обеспечить осуществление раннего выявления заболеваний, повысят качество и эффективность дифференциальной диагностики, лечения и диспансерного наблюдения больных туберкулезом, а также специфической профилактики с учетом современных требований науки и практики.

Исполнителями по данному разделу программы являются министерство здравоохранения области, Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ленинградской области и государственное предприятие "Ленфарм".

3. Совершенствование подготовки медицинских
кадров по вопросам профилактики туберкулеза

Для реализации организационных, лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий по борьбе с туберкулезом большое значение имеет улучшение подготовки медицинских кадров.

В этих целях предусматривается:

3.1. Повышение квалификации врачей-фтизиатров на базе медицинской академии последипломного образования.

3.2. Проведение ежегодных областных конференций врачей-фтизиатров, рентгенологов и эпидемиологов.

3.3. Организация и проведение на базе областной клинической больницы курсов усовершенствования медицинских сестер туберкулезных кабинетов.

3.4. Подготовка по актуальным вопросам фтизиатрии врачей и среднего медицинского персонала учреждений противотуберкулезной службы и общелечебной сети на базе областного противотуберкулезного диспансера.

Предусмотренные мероприятия должны повысить профессиональный уровень врачей и средних медицинских работников по вопросам профилактики, диагностики и лечения туберкулеза.

Исполнителями по данному разделу программы являются министерство здравоохранения области и Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ленинградской области.

4. Обеспечение социальной защиты
туберкулезных больных

В целях обеспечения социальной защиты туберкулезных больных предусматривается:

4.1. Выделение бесплатных путевок в летние оздоровительные учреждения детям из бациллярных очагов туберкулеза.

4.2. Обеспечение бесплатным двухразовым питанием учащихся школ и профессионально-технических училищ из очагов туберкулеза, а также детей и подростков, инфицированных туберкулезом, из числа состоящих на учете в туберкулезных кабинетах.

Исполнителями по данному разделу программы являются министерство здравоохранения области, министерство социальной защиты населения области и министерство образования области.

5. Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий

При проведении санитарно-оздоровительных мероприятий предусматривается:

5.1. Обеспечение строгого контроля за состоянием плановых обследований на туберкулез сельскохозяйственных животных и птиц.

5.2. Осуществление ветеринарного надзора за качеством поступающих на рынки пищевых продуктов.

5.3. Предоставление лицам, проживающим в общежитиях и многонаселенных квартирах, при обнаружении у них заразных форм заболевания туберкулезом, изолированной жилой площади в порядке, установленном действующим законодательством, за счет средств местных бюджетов.

5.4. Обеспечение флюорографическими осмотрами:

лиц, находящихся в приемниках-распределителях, следственных изоляторах и в местах лишения свободы;

лиц из числа беженцев и вынужденных переселенцев.

5.5. Содействие в трудоустройстве безработным гражданам, прошедшим противотуберкулезное лечение и реабилитацию.

5.6. Организация рабочих мест для инвалидов, переболевших туберкулезом.

Исполнителями по данному разделу программы являются отдел ветеринарии министерства сельского хозяйства области, Главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области, администрации районов и городов, миграционная служба правительства области, комитет по труду и занятости населения области.

Приложение
к Целевой программе
по профилактике и снижению
заболеваемости туберкулезом
в Ленинградской области
на 1996-1997 годы


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»