Об утверждении Целевой программы по профилактике
и снижению заболеваемости туберкулезом в
Ленинградской области на 1996-1997 годы
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 11 ноября 2004 года N 253
____________________________________________________________________
постановляю:
1. Утвердить представленную министерством здравоохранения области и Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ленинградской области Целевую программу по профилактике и снижению заболеваемости туберкулезом в Ленинградской области на 1996-1997 годы.
2. Департаменту финансов при разработке проектов бюджетов Ленинградской области на 1996 и 1997 годы предусмотреть выделение ассигнований, необходимых для финансирования Целевой программы по профилактике и снижению заболеваемости туберкулезом в Ленинградской области на 1996-1997 годы, в сумме 25,4 миллиарда рублей.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя председателя правительства области Гайворонского В.С.
Губернатор
А.Беляков
Целевая программа
по профилактике и снижению заболеваемости
туберкулезом в Ленинградской области
на 1996-1997 годы
За последние три года на территории Ленинградской области отмечается резкое ухудшение эпидемиологической обстановки по туберкулезу. Показатель заболеваемости туберкулезом поднялся с 28,5 на 100 тысяч населения в 1991 году до 45,1 в 1994 году. Наблюдается ухудшение клинической структуры заболеваемости, регистрируются тяжелые, быстро прогрессирующие и осложненные формы туберкулеза. Заболеваемость детей за этот период увеличилась в 2 раза, а среди детей, общающихся с больными в очагах туберкулеза, в 2,7 раза. Неуклонно растет смертность.
Ухудшение эпидемиологической ситуации по туберкулезу является результатом сложившихся в последние годы в нашей стране социально-экономических условий. Материальное неблагополучие и социальная незащищенность больных туберкулезом, 60 процентов которых имеют доходы ниже прожиточного минимума, не позволяют им обеспечить нормальное сбалансированное питание, что обуславливает ослабление сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям, и в первую очередь туберкулезу.
Наряду с этим отмечается выраженная тенденция увеличения числа лиц с высокой пораженностью туберкулезом из социально-дезадаптированных категорий (лица без определенных мест жительства, освобожденные из мест лишения свободы, наркоманы, алкоголики и т.д.).
В то же время вследствие неудовлетворительной материально-технической оснащенности противотуберкулезных учреждений, дефицита бактерийных и лекарственных средств имеются недостатки в организации и проведении как профилактических, так и лечебно-диагностических мероприятий. Из-за отсутствия в большинстве районов области передвижных флюорографов резко сократился охват населения флюорографическими профилактическими осмотрами, которые являются основным методом раннего активного выявления туберкулеза. В 1994 году флюорографически обследованы всего 44 процента из числа лиц, подлежащих осмотрам. Более 50 процентов больных с тяжелыми, распространенными и трудно излечимыми формами туберкулеза выявляются только при обращении за медицинской помощью, что осложняет эпидемиологическую ситуацию, снижает эффективность лечения, увеличивает инвалидизацию и смертность.
В связи с отсутствием финансирования и перебоями в обеспечении туберкулином охват детей туберкулинодиагностикой с целью раннего выявления туберкулеза составил в 1994 году только 64,3 процента.
Резко ухудшились показатели госпитализации, санаторного лечения и консультативной помощи из-за невозможности в связи с высокой стоимостью проезда приехать к местам оказания специализированной помощи.
В результате недостаточного финансирования и отсутствия централизованных закупок дезинфицирующих средств, бензина, а также дизельного топлива для передвижных дезинфекционных камер ухудшились показатели дезинфекционных мероприятий в очагах туберкулеза.
Не решен ряд вопросов юридического характера в отношении больных туберкулезом, и в первую очередь в части проведения принудительного лечения бактериовыделителей.
Коренное улучшение эпидемиологической ситуации по туберкулезу возможно при следующих условиях:
проведении комплекса противотуберкулезных мероприятий всеми заинтересованными службами и ведомствами Ленинградской области;
осуществлении адекватного финансирования всех противотуберкулезных мероприятий с учетом инфляции;
изменении нормативных актов по проблемам, обусловленным туберкулезом, и привидении указанных актов в соответствие с социально-экономической ситуацией;
установлении жесткого контроля со стороны правительства области, министерства здравоохранения и Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ленинградской области за реализацией данной программы.
Целью программы является снижение в Ленинградской области к 1998 году уровня заболеваемости туберкулезом до 28,5 на 100 тысяч населения и смертности от него до 4,8 на 100 тысяч населения.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
укрепление материально-технической базы противотуберкулезных учреждений;
совершенствование методов диагностики, лечения и профилактики туберкулеза;
улучшение подготовки кадров общелечебной сети, противотуберкулезных учреждений и органов Госсанэпиднадзора по вопросам профилактики туберкулеза;
обеспечение социальной защиты медицинских работников противотуберкулезной службы и контингента туберкулезных больных;
проведение комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий по предупреждению распространения туберкулеза на территории области среди различных групп населения и животных.
Материально-техническая база противотуберкулезных учреждений имеет первостепенное значение для осуществления с учетом современных требований квалифицированных лечебно-диагностических и профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости туберкулезом и смертности от него.
В настоящее время материально-техническая база противотуберкулезной службы области находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Отсутствуют койки для лечения внелегочных локализаций туберкулеза.
С целью улучшения материально-технической базы предусматривается:
1.1. Развертывание областного противотуберкулезного диспансера на площадях, позволяющих обеспечить требуемый в современных условиях уровень квалифицированной лечебно-диагностической помощи контингенту туберкулезных больных.
1.2. Создание отделений для больных внелегочных локализаций туберкулеза.
1.3. Открытие туберкулезного отделения и санатория для лечения детей, больных туберкулезом.
1.4. Проведение капитального ремонта действующих туберкулезных больниц и санаториев.
1.5. Приобретение в необходимом количестве автотранспорта, позволяющего обеспечить техническое обслуживание стационаров и своевременную транспортировку больных.
1.6. Создание локальной вычислительной сети на базе областного противотуберкулезного диспансера для обеспечения текущего эпидемиологического надзора за уровнем заболеваемости туберкулезом в области и действенного контроля за основными качественными показателями деятельности противотуберкулезной службы.
Исполнителями по данному разделу программы являются министерство здравоохранения области и министерство образования области.
Для внедрения в практику работы противотуберкулезной службы современных методов диагностики, лечения и профилактики предусматривается:
2.1. Использование с целью раннего выявления больных туберкулезом помимо традиционных флюорографических осмотров альтернативных методов диагностики (иммуноферментный анализ, полимеразная цепная реакция) и оснащение для этого противотуберкулезных учреждений необходимым оборудованием.
2.2. Повышение качества и эффективности лечебного процесса при оказании помощи больным бациллярными формами туберкулеза за счет новых методов применения антибактериальных препаратов, обеспечив ими в достаточном количестве все противотуберкулезные учреждения.
2.3. Совершенствование работы по раннему активному выявлению туберкулеза путем максимального охвата туберкулинодиагностикой детей и подростков, а также флюорографическими осмотрами лиц повышенного риска заражения туберкулезом и декретированных контингентов. Проведение этих мероприятий в первую очередь в населенных пунктах с высокой заболеваемостью и значительным контингентом больных бациллярными формами туберкулеза.
2.4. Осуществление противотуберкулезной вакцинации новорожденным и ревакцинации детям, подросткам и взрослым в соответствии с нормативными документами.
2.5. Проведение дезинфекционных мероприятий в очагах туберкулеза учреждениями Госсанэпиднадзора с использованием в полном объеме химических и камерных методов, предусмотрев для этих целей необходимое централизованное финансирование на закупку дезинфицирующих средств, а также дизельного топлива и бензина.
Проводимые мероприятия позволят обеспечить осуществление раннего выявления заболеваний, повысят качество и эффективность дифференциальной диагностики, лечения и диспансерного наблюдения больных туберкулезом, а также специфической профилактики с учетом современных требований науки и практики.
Исполнителями по данному разделу программы являются министерство здравоохранения области, Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ленинградской области и государственное предприятие "Ленфарм".
Для реализации организационных, лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий по борьбе с туберкулезом большое значение имеет улучшение подготовки медицинских кадров.
В этих целях предусматривается:
3.1. Повышение квалификации врачей-фтизиатров на базе медицинской академии последипломного образования.
3.2. Проведение ежегодных областных конференций врачей-фтизиатров, рентгенологов и эпидемиологов.
3.3. Организация и проведение на базе областной клинической больницы курсов усовершенствования медицинских сестер туберкулезных кабинетов.
3.4. Подготовка по актуальным вопросам фтизиатрии врачей и среднего медицинского персонала учреждений противотуберкулезной службы и общелечебной сети на базе областного противотуберкулезного диспансера.
Предусмотренные мероприятия должны повысить профессиональный уровень врачей и средних медицинских работников по вопросам профилактики, диагностики и лечения туберкулеза.
Исполнителями по данному разделу программы являются министерство здравоохранения области и Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ленинградской области.
В целях обеспечения социальной защиты туберкулезных больных предусматривается:
4.1. Выделение бесплатных путевок в летние оздоровительные учреждения детям из бациллярных очагов туберкулеза.
4.2. Обеспечение бесплатным двухразовым питанием учащихся школ и профессионально-технических училищ из очагов туберкулеза, а также детей и подростков, инфицированных туберкулезом, из числа состоящих на учете в туберкулезных кабинетах.
Исполнителями по данному разделу программы являются министерство здравоохранения области, министерство социальной защиты населения области и министерство образования области.
При проведении санитарно-оздоровительных мероприятий предусматривается:
5.1. Обеспечение строгого контроля за состоянием плановых обследований на туберкулез сельскохозяйственных животных и птиц.
5.2. Осуществление ветеринарного надзора за качеством поступающих на рынки пищевых продуктов.
5.3. Предоставление лицам, проживающим в общежитиях и многонаселенных квартирах, при обнаружении у них заразных форм заболевания туберкулезом, изолированной жилой площади в порядке, установленном действующим законодательством, за счет средств местных бюджетов.
5.4. Обеспечение флюорографическими осмотрами:
лиц, находящихся в приемниках-распределителях, следственных изоляторах и в местах лишения свободы;
лиц из числа беженцев и вынужденных переселенцев.
5.5. Содействие в трудоустройстве безработным гражданам, прошедшим противотуберкулезное лечение и реабилитацию.
5.6. Организация рабочих мест для инвалидов, переболевших туберкулезом.
Исполнителями по данному разделу программы являются отдел ветеринарии министерства сельского хозяйства области, Главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области, администрации районов и городов, миграционная служба правительства области, комитет по труду и занятости населения области.