О программе демонополизации экономики
Ленинградской области на 1994 год
____________________________________________________________________
Утратило силу с 17 сентября 2004 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 17 сентября 2004 года N 193
____________________________________________________________________
В целях реализации на территории области государственной политики демонополизации как одного из основных направлений экономической реформы и в связи с предоставлением рабочей группой, образованной распоряжением правительства области от 21 февраля 1994 года N 92-р, программы демонополизации экономики Ленинградской области на 1994 год, состоящей из аналитической записки и плана мероприятий,
постановляю:
1. Принять к сведению аналитическую записку программы демонополизации экономики Ленинградской области на 1994 год (приложение 1).
2. Утвердить план мероприятий программы демонополизации экономики Ленинградской области на 1994 год (приложение 2).
3. Администрациям районов и городов области в практической работе по реализации экономической реформы руководствоваться планом мероприятий программы демонополизации экономики Ленинградской области на 1994 год.
4. Руководителям структурных подразделений правительства Ленинградской области обеспечить выполнение в установленные сроки мероприятий по демонополизации экономики Ленинградской области на 1994 год.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на министра экономики Ленинградской области Оксютик Г.П.
Первый заместитель председателя правительства
Ю.Павлов
Программа
демонополизации экономики Ленинградской области
на 1994 год
Программа демонополизации экономики Ленинградской области на 1994 год разработана в соответствии с распоряжением Правительства области от 21 февраля 1994 года N 92-р.
Программа сформирована на базе общей концепции политики демонополизации, направленной на создание и укрепление рыночных условий функционирования экономики, и на основании Законов Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О защите прав потребителей", а также правительственных нормативных актов.
Программа предусматривает комплексность решения задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки экономики Ленинградской области с учетом ее отраслевых и региональных особенностей.
Целью программы является демонополизация экономики Ленинградской области путем обеспечения единства методологических подходов всех органов власти и управления в реализации государственной политики Российской Федерации по развитию конкуренции и товарного рынка, ограничению монополистической деятельности, пресечению недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей.
Демонополизация экономики Ленинградской области на данном этапе предусматривает решение следующих задач:
- проведение анализа рынков и деятельности на них предприятий и различных их объединений;
- содействие формированию конкурентной среды рынков путем создания новых и реформирования форм собственности действующих предприятий;
- организация государственного контроля за монополистической деятельностью;
- защита прав потребителей;
- правовое и организационное обеспечение антимонопольного регулирования.
Обозначенные задачи реализуются в соответствии с планом мероприятий (раздел 2 программы), который наряду с основными направлениями борьбы с монополизмом в различных его проявлениях включает также меры воспроизводственных основ монополизма.
Выполнение плана мероприятий является продолжением начатой в 1992-1993 годах работы, заложившей фундамент решения долгосрочных задач процесса демонополизации будущих периодов.
Так, в 1993 году в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства основной упор делается на предупреждение намечающихся монополистических тенденций и далее - на выявление предприятий монополистов и борьбу с монополистическими злоупотреблениями.
В перечне хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, состояли на начало 1994 года 182 предприятия, в том числе на областном уровне - 57 и на районном 125 предприятий.
За 1993 год по признакам нарушений антимонопольного законодательства было проверено в Ленинградской области 28 предприятий. Ряд проверок проводился по указанию Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Среди проверенных предприятия газового хозяйства, железнодорожного транспорта и другие.
В результате выявленных нарушений антимонопольного законодательства было возбуждено 11 дел, выдано 7 предписаний.
Около 60 процентов дел связано с нарушением порядка ценообразования. По этой причине в 1993 году сумма штрафов превысила 0,5 миллиарда рублей. Крупные штрафы заплатили Выборгский целлюлозно-бумажный комбинат, акционерные общества "Киришинефтеоргсинтез" и "Невская Дубровка", Лужский завод "Белкозин" и ряд других.
Существенной особенностью 1994 года стало временное прекращение государственного регулирования и декларирования цен на продукцию предприятий, включенных в Государственный реестр. До особого распоряжения федеральных органов этот перечень станет просто инструментом наблюдения за их деятельностью.
По вопросам соблюдения антимонопольного законодательства проводилась просветительская и профилактическая работа непосредственно в районах и городах области. Население и должностные лица оперативно информировались о проблемах борьбы с монополиями и монополистическими злоупотреблениями, в частности, с помощью публикаций в областной, районных и городских газетах.
В целях содействия рыночных отношений на основе конкуренции, предпринимательства и реформирования форм собственности осуществлялся контроль за созданием новых предприятий, слиянием и преобразованием действующих.
В соответствии с планом приватизации на 1993 год Ленинградским территориальным антимонопольным управлением рассмотрены с точки зрения соблюдения антимонопольного законодательства 75 заявлений.
Осуществлялся контроль за крупными продажами акций предприятий с целью предупреждения возникновения монополии в финансово-кредитной сфере и на рынке ценных бумаг.
Для развития конкуренции - полярного монополизму явления - в Ленинградской области принята развернутая программа поддержки предпринимательства на 1994 год, основной задачей которой является создание оптимальных условий для развития малого и среднего бизнеса. Малый и средний бизнес должен помочь обеспечить насыщение рынка товарами и услугами, преодолеть отраслевой и территориальный монополизм, внедрить достижения научно-технического прогресса, обеспечить развитие сел и небольших городов, помочь решению экологических проблем.
В 1993 году в администрациях районов и городов Ленинградской области подошел к завершению процесс формирования отделов по защите прав потребителей. В настоящее время штат районных, городских подразделений насчитывает 46 человек.
Отделами по защите прав потребителей проводится большая работа по пропаганде Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Сфера контрольно-исполнительских функций этих органов охватывает всю без исключения хозяйственно-экономическую деятельность Ленинградской области.
За 1993 год в районах и городах области отделами по защите прав потребителей осуществлено свыше 2000 проверок деятельности предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и других. По их результатам на рассмотрение административных комиссий передано более 500 дел. Предъявлены 33 иска в суды по заявлениям потребителей.
Общее количество жалоб и заявлений потребителей, рассмотренных в 1993 году по всем районам и городам области, составляет 1583, из них решены положительно в пользу потребителей 1286 обращений.
Следует отметить, что в Тихвинском и Лужском районах созданы союзы потребителей на общественных началах, оказывающие большую помощь существующим отделам. Процесс создания таких обществ продолжается.
Перечисленные экономические подходы к решению проблем монополизма в Ленинградской области найдут свое развитие в реализации плана мероприятий программы 1994 года. Успехи процесса демонополизации во многом будут зависеть от его непрерывности и преемственности мероприятий. Поэтому к завершению 1994 года разработчикам программы предстоит на основе анализа и обобщения достигнутых результатов подготовить проект программы демонополизации экономики области на 1995-1996 годы.
Как важнейшая составная часть экономической реформы осуществление антимонопольной политики будет определять успехи социально-экономических преобразований в Ленинградской области.
Приложение 2
--------------------------------------------------------------------
Поряд- Наименование мероприятия Исполнитель Срок
ковый исполнения
номер
--------------------------------------------------------------------
1.1. Подготовка совместно с Леноблминэконо- третий
Петербургкомстатом обоснования мики, ЛенТАУ* квартал
включения в перечень обязательной
государственной отчетности
показателей, характеризующих
состояние экономики с точки
зрения монополизации
1.2. Министерству экономики Леноблминэконо- второй
Ленинградской области и комитету мики квартал
экономик и финансов мэрии
Санкт-Петербурга совместно с
Петербургкомстатом разработать
методику формирования и
технологии ведения реестра
предприятий и организаций региона
всех форм собственности
1.3. Формирование единого Леноблминэконо- четвертый
регионального реестра предприятий мики, ЛенТАУ, квартал
всех форм собственности Леноблкомзаня-
тости
период
1.4. Формирование информационных Леноблминэнер- весь
массивов: гопромторг, период
- о сложившихся на областном Леноблминэконо-
рынке товаропотоках мики
продовольственных товаров,
предметов народного потребления,
входящих в потребительскую
корзину;
--------------------------------------------------
* ЛенТАУ - Ленинградское территориальное
антимонопольное управление
- о производственных мощностях Леноблминстрой, весь
предприятий всех Леноблминэнер- период
организационно-правовых форм и гопромторг
форм собственности, о рынках
сбыта их продукции
1.5. Оценка степени монополизации ЛенТАУ, Ленобл- весь
отраслей экономики Ленинградской минэкономики, период
области Леноблминэнерго-
промторг
1.6. Поэтапное проведение анализа ЛенТАУ, Ленобл- весь
структуры товарного рынка минэкономики период
1.7. Организация проведения Леноблминэнерго- четвертый
научно-исследовательской работы промторг квартал
по теме "Анализ, оценка и
разработка предложений по
совершенствованию
внутрирегиональных и
межрегиональных связей
промышленного производства"
2.1. Формирование стратегии
приватизации государственных
предприятий с учетом
социально-экономического развития
Ленинградской области:
- подготовка предложений к Леноблкомимущес- второй
программе приватизации тво, Леноблмин- квартал
государственных предприятий на экономики
основе анализа структуры товарных
рынков;
- формирование перечня Леноблкомимущес- третий
предприятий, расположенных на тво квартал
территории Ленинградской области,
приватизация которых будет
проводится по решению органов
представительной и исполнительной
власти;
- подготовка предложений по Леноблкомимущес- весь
развитию системы тво период
децентрализованного управления
хозяйствующими субъектами на
рынке товаров и услуг
2.2. Выборочная проверка соблюдения Леноблфондиму- второй
условия аукционов, конкурсов щество, Ленобл- квартал
аренды, других договоров минтерриторий
купли-продажи предприятий
промышленности, торговли,
общественного питания, бытового
обслуживания
Разработка и реализация мер по Леноблфонд- четвертый
устранению нарушений, выявленных имущество квартал
в ходе проверки
2.3. Включение в состав Леноблкомимущес- второй
приватизационной комиссии по во Леноблмин- квартал
реформированию форм собственности экономики
предприятий представителей
отраслевых министерств
Ленинградской области
2.4. Содействие в поиске зарубежных Леноблкомимущес- весь
партнеров в целях продажи пакетов во, Леноблмин- период
акций для привлечения экономики, Лен-
иностранного капитала в экономику облминвнешсвязей
Ленинградской области
2.5. Содействие в создании Леноблминстрой, весь
конкурирующих предприятий на Леноблминэконо- период
неиспользуемых площадях и ки
мощностях, а также путем нового
строительства и продажи объектов
незавершенного строительства в
целях размещения новых
производств
2.6. Содействие в создании совместно Леноблминсельхоз, весь
с мэрией Санкт-Петербурга сети Леноблминэнер- период
фирменных магазинов по продаже гопромторг, Лен-
потребительских товаров и облминэкономики
сельскохозяйственной продукции,
произведенной предприятиями
Ленинградской области
2.7. Разработка рекомендаций и Леноблминсельхоз второй
организация работ по созданию квартал
сети организованных товарных
(оптовых) продовольственных
рынков
2.8. Содействие увеличению числа Леноблминэнерго- весь
поставщиков и объема поставок промторг, Лен- период
продукции путем ввоза из других облминвнешсвязей
регионов
2.9. Содействие организации в Леноблминвнеш- весь
отдельных городах Ленинградской связей период
области сети фирменных магазинов Леноблминэнерго-
стран Содружества Независимых промторг
Государств и Прибалтики на основе
долгосрочных договоров и
соглашений
2.10. Содействие созданию конкурентной Леноблминэконо- весь
среды по отдельным видам мики, ЛенТАУ, период
продукции товарного рынка Леноблминэнерго-
(переработка сельскохозяйственной промторг
продукции)