ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 1993 года N 131
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Губернатора Ленинградской области
от 20 июля 2004 года N 112-пг
____________________________________________________________________
Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на нынешнем этапе экономической реформы является одной из первоочередных задач. Ее решение тесно связано со стабилизацией и структурной перестройкой экономики Ленинградской области, насыщением потребительского рынка товарами, созданием новых рабочих мест.
Рассмотрев представленный комитетом по экономическому развитию администрации проект программы поддержки предпринимательства в Ленинградской области на 1994 год,
постановляю:
1. Утвердить программу поддержки предпринимательства в Ленинградской области на 1994 год и план мероприятий к ней согласно приложениям 1 и 2.
2. Руководителям комплексов, управлений, комитетов и отделов администрации области, администрациям районов и городов обеспечить выполнение плана мероприятий к программе поддержки предпринимательства в Ленинградской области на 1994 год.
При разработке отраслевых программ раздел "Малое предпринимательство" выделять в качестве самостоятельного.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации области Оксютик Г.П.
Глава администрации
А.Беляков
Программа
поддержки предпринимательства в ленинградской области
на 1994 год
В сложившейся ситуации затяжного экономического кризиса, при постоянном падении уровня производства и нарастающих темпах инфляции одной из первоочередных задач органов исполнительной власти является создание в рамках существующего законодательства оптимальных условий для развития и становления предпринимательских структур.
Положительные качества, присущие малому и среднему бизнесу, и занимаемая им экономическая "ниша" при соответствующей поддержке могут сыграть значительную позитивную роль в стабилизации народно-хозяйственного комплекса Ленинградской области.
Развитие предпринимательства активизирует структурную перестройку экономики, предоставит широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечит быструю окупаемость затрат, поможет насыщению рынка товарами и услугами, даст возможность преодолеть отраслевой и территориальный монополизм, расширит конкуренцию.
С целью создания оптимальных условий для предпринимательства уже сегодня администрацией Ленинградской области в рамках плана действий по развитию и поддержке предпринимательства на 1993 год отрабатываются задачи по следующим направлениям:
- формирование элементов рыночной инфраструктуры;
- оказание организационно-методической поддержки и подготовка кадров предпринимателей;
- формирование системы финансирования, кредитования и страхования предпринимательской деятельности.
Продолжением проводимой на протяжении 1993 года работы по становлению предпринимательства будет реализация программы поддержки предпринимательства в Ленинградской области на 1994 год, разработанная в соответствии с поручением главы администрации 26 июля 1993 года на аппаратном совещании, построенная в русле правительственных решений и учитывающая требования проекта Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.
1. Формирование элементов рыночной инфраструктуры
1.1. Областной уровень
Ключевым моментом реализации плана действий по развитию и поддержке предпринимательства на 1993 год явилось создание Ленинградского областного центра поддержки предпринимательства (распоряжение главы администрации от 10.06.93 N 467-р), который при регистрации получил название Регионального центра поддержки предпринимательства и технологий (сокращенно РЕЦЕПТ).
Центр создан на базе Гатчинского бизнес-инновационного центра, учрежденного в соответствии с Программой Балтийского международного научно-технологического парка по развитию индустрии инкубаторов малого и среднего бизнеса. Гатчинский бизнес-инновационный центр зарекомендовал себя участием в создании совместного российско-итальянского профессионально-технического училища по полиграфии (ПТУ-13) и предприятия общественного питания по обслуживанию иностранных сотрудников Института ядерной физики (гостиница "Академическая"), а также оказанием помощи при получении кредита для завершения строительства здания для обучения предпринимателей (частное коммерческое предприятие "Аверс").
Основными задачами Регионального центра являются:
- осуществление взаимодействия местных органов исполнительной власти с Фондом поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (директор центра Боровиков О.А. является респондентом Фонда от Ленинградской области, что дает ему право принимать участие в экспертизе программ и проектов предпринимателей, давать предложения по механизму их финансирования);
- создание областной сети районных центров, координация их деятельности и обеспечение методической, финансовой и информационной поддержкой.
Действия Регионального центра по реализации этих задач вошли составной частью в план мероприятий к программе поддержки предпринимательства в Ленинградской области на 1994 год (приложение 1), где четко обозначен состав исполнителей и сроки выполнения мероприятий.
1.2. Районный уровень
Районные центры, создание которых предусмотрено программой 1994 года, станут стержнем системы развития предпринимательства в Ленинградской области, осуществят связь между областными и районными, городскими органами управления и предпринимателями, будут способствовать развитию бизнеса в нужном для области направлении в соответствии с утвержденными приоритетами.
Формирование государственно-коммерческой сети районных центров должно создать также условия для эффективного функционирования существующих на районном, городском уровне структур:
а) фондов поддержки предпринимательства (город Волхов, Выборгский район, Киришский район, Тихвинский район);
б) советов, союзов и ассоциаций предпринимателей (Всеволожский район, Выборгский район, Лодейнопольский район, Ломоносовский район, Лужский район, Приозерский район, Тихвинский район, Тосненский район;
в) муниципального предприятия "Тосно-Труга" (соучредитель комитет по управлению муниципальным имуществом Тосненского района. Цель создания: поддержка предпринимательских структур в отрасли сельского хозяйства и переработки сельхозпродукции);
г) Гатчинского бизнес-инновационного центра (соучредитель Гатчинская администрация. Цель создания: организация центра обучения предпринимателей, оказание организационной и финансовой поддержки);
д) сосновоборского консультативно-посреднического агентства "Ален";
е) "Бизнес-инновационного центра "Аверс".
В отдельных районах Ленинградской области бизнесмены пытаются самостоятельно консолидироваться без участия местных администраций. 15 октября 1993 года состоялся первый учредительный съезд предпринимателей области, выступивший за создание союза предпринимателей и утвердивший рабочую группу по выработке плана взаимопомощи. Основной задачей союза провозглашена защита интересов предпринимательства и создание благоприятных условий для его развития.
Однако анализ сложившейся ситуации в сфере сотрудничества с предпринимательскими структурами высветил ряд проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями органов исполнительной власти и представителями малого и среднего бизнеса. К ним относятся:
- отсутствие координирующего органа среди предпринимателей, способного осуществлять единую политику развития малого бизнеса и защиту их экономических интересов;
- отсутствие информации как о развитии бизнеса, так и о его потребностях;
- отсутствие системы страхования коммерческих рисков;
- невозможность получения квалифицированной организационной, методической, аудиторской помощи.
Разработанная программа поддержки предпринимательства на 1994 год предусматривает системный подход к решению этих проблем, что в свою очередь будет способствовать созданию оптимальных условий функционирования предпринимательских структур.
2. Оказание организационно-методической помощи и
подготовка кадров предпринимателей
Организационно-методическая помощь как отдельным предпринимателям, так и предпринимательским структурам будет осуществляться в основном через Региональный центр поддержки предпринимательства и технологий. Предусматривается осуществлять консультирование по толкованию нормативных и законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, разработку местных актов по проблемам взаимоотношений между государственными органами и предпринимательскими структурами по вопросам налогообложения, кредитования, гарантий, страхования, контроля деятельности предприятий и т.д. Планируется оказание услуг по маркетингу, рекламе, аудиту, проведение семинаров и конференций по вопросам предпринимательства.
Значительную роль в создании системы поддержки предпринимательства по-прежнему будет играть комитет по труду и занятости населения администрации Ленинградской области, при котором существует фонд занятости. Комитет через районные центры занятости населения продолжит работу по подготовке и переподготовке населения из числа безработных, включая обучение основам бизнеса лиц, способных к предпринимательской деятельности. Совместно с Санкт-Петербургской сельскохозяйственной академией и Военной инженерно-космической академией им.А.Ф.Можайского составлены учебные программы и заключены договоры с Тосненским и Кингисеппским районами на проведение учебного процесса.
В Тосненском районе реализуется программа "Труга" - содействия занятости населения и развитию сельских видов предпринимательской деятельности. В рамках этой программы проводится бесплатное обучение начинающих предпринимателей основам экономики и права.
3. Формирование финансово-кредитной системы
поддержки предпринимательства
В связи с тем, что во многих районах взаимодействие предпринимательских структур с муниципальными службами носит эпизодический характер, а в статистических отчетах отсутствуют показатели, характеризующие реализацию направлений экономической реформы, в 1994 году комитет по экономическому развитию администрации области продолжит работу по формированию банка данных о деятельности предприятий всех организационно-правовых форм и форм собственности. Это единственная возможность проследить в динамике развитие и становление малого и среднего бизнеса в целом по Ленинградской области и в разрезе районов. Анализ состояния малого и среднего бизнеса позволит принимать более взвешенные решения при оценке проектов предпринимателей и выделении им ссуд из средств областного бюджета Ленинградской области, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса.
В Ленинградской области продолжается процесс становления негосударственного сектора экономики.
90 процентов (13567) всех зарегистрированных на 1 июля 1993 года предприятий имеют негосударственную форму собственности, а действуют из них только 53 процента (7171 предприятие, из них 1522 крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные организации). То есть почти половина предприятий не может осуществлять хозяйственную деятельность, в основном из-за отсутствия денежных средств.
Среди различных организационно-правовых форм наибольшее распространение получили товарищества, на их долю приходится 32 процента (1990 предприятий), затем акционерные общества - 18 процентов (1167) и индивидуальные предприятия - 15 процентов (955).
Прибыль в негосударственном секторе экономики в 1,4 раза выше, чем в государственном. К сожалению, это объясняется тем, что около 70 процентов от общего числа действующих в Ленинградской области предприятий занимаются коммерцией и посредничеством.
В то же время 721 предприятие, или 10 процентов от общего количества хозяйствующих субъектов, производит товары народного потребления, 646, или 9 процентов, осуществляют переработку сельскохозяйственной продукции.
Программа поддержки предпринимательства на 1994 год нацелена на укрепление позиций существующих и становление новых, прежде всего товаропроизводящих, предпринимателей.
Одна из острых проблем, с которой приходится сталкиваться малому и среднему предпринимательству в начале своей деятельности, дефицит денежных средств.
Начинающие предприниматели, как правило, нуждаются в кредитах, которые трудно получить даже под коммерческие проценты, не имея должного обеспечения. В то же время администрация Ленинградской области заинтересована в реализации отдельных проектов предпринимателей. На стыке их интересов и должна формироваться финансово-кредитная политика области.
Совместным распоряжением Ленинградского областного Совета народных депутатов и главы администрации области от 02.08.93 N 152-р/602-р утвержден план мероприятий по созданию кредитно-инвестиционной системы Ленинградской области. Этот план предусматривает осуществление работ по созданию областных залогового и инвестиционного фондов, разработку организационной и информационной основ их функционирования. В программе поддержки предпринимательства эти вопросы нашли свое продолжение.
Планируется проработать вопрос о возможности создания областного банка для более эффективного использования бюджетных средств. Одна из целей финансового раздела программы поддержки предпринимательства - определить источники средств для инвестирования малого и среднего предпринимательства и сосредоточить их для более рационального использования. В связи с этим предлагаются такие пути изыскания денежных ресурсов, как процентные отчисления от доходной части областного бюджета Ленинградской области, от средств, полученных в результате приватизации, от штрафов предприятий-монополистов и т.д.
Финансовая помощь предпринимательству будет оказываться через Региональный центр поддержки предпринимательства и технологий в соответствии с разработанным и утвержденным порядком получения ссуд по программам предпринимателей, отвечающим интересам развития Ленинградской области, который предусматривает:
- определение приоритетов развития Ленинградской области;
- разработку механизма получения ссуд;
- осуществление контроля за использованием выделенных денежных средств.
Контрольно-аналитические функции в рассмотрении и оценке проектов, а также целевом использовании средств будет осуществлять наблюдательный совет из представителей отраслевых комплексов администрации области, Леноблкомимущества, Ленинградского территориального антимонопольного управления.
Другим путем привлечения средств для развития малого и среднего предпринимательства явится сотрудничество с иностранными инвесторами. Созданный в рамках реализации программы банк данных потенциальных иностранных инвесторов и разработка комплекса мер по созданию оптимальных условий их деятельности позволят найти дополнительные источники финансирования.
Сильным рычагом в стимулировании отдельных видов предпринимательской деятельности является ослабление налогового бремени. С этой целью предусмотрено на основе существующего налогового законодательства найти возможность на уровне местных администраций разработать систему налоговых льгот для предпринимателей каждого района.
К решению задачи изыскания денежных ресурсов для начинающих предпринимателей из числа безработных будут подключены районные и городские центры занятости населения.
Решение поставленных выше задач является долгосрочным процессом и, безусловно, тесно связано с реализацией других важнейших программ Ленинградской области, также способствующих развитию предпринимательства. К ним относятся программы "Занятость", "Программа поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств", "Создание системы экономической информации в условиях рыночных отношений" и другие.
План
мероприятий к программе поддержки предпринимательства
в ленинградской области на 1994 год
Наименование мероприятий | Исполнитель | Срок исполнения | |
1. | Формирование финансово-кредитной системы поддержки предпринимательства и льготного налогообложения | ||
1.1. | Завершить работу по созданию элементов финансово-кредитной инфраструктуры Ленинградской области: | Комитет по экономическому развитию, финансовое управление, Леноблкомимущество | Весь период |
1.2. | Подготовить предложения и проект решения по созданию областного (муниципального) банка | Комитет по экономическому развитию | III квартал |
1.3. | Предусмотреть в областном бюджете Ленинградской области на 1994 год до 1 процента отчислений от доходов на развитие малого и среднего предпринимательства | Финансовое управление | I квартал |
1.4. | Определить размер отчислений от средств, полученных в результате приватизации, на поддержку малого и среднего предпринимательства | Леноблкомимущество | I квартал |
1.5. | Определить сумму отчислений от штрафов предприятий-монополистов, направляемых на поддержку малого предпринимательства | Ленинградское территориальное антимонопольное управление (ЛенТАУ) | I квартал |
1.6. | Определить круг коммерческих банков и страховых компаний, заинтересованных в поддержке малого бизнеса с участием государственных средств | Региональный центр поддержки предпринимательства и технологий, ЛенТАУ | I квартал |
1.7. | Подготовить материалы по системе налоговых льгот для предпринимателей: | ||
- обобщить и представить в комитет по экономическому развитию администрации области информацию о существующей системе налогообложения, включая льготы по предпринимательской деятельности | Государственная налоговая инспекция по Ленинградской области | I квартал | |
- проанализировать и обобщить информацию о системах льготного налогообложения за рубежом и в других регионах России и подготовить предложения по этому вопросу для районных и городских администраций области | Региональный центр поддержки предпринимательства и технологий | I квартал | |
- разработать предложения по дифференциации местных налоговых ставок и установлению льгот для товаропроизводящих предпринимателей малого и среднего бизнеса, а также предприятий, работающих на отходах производства | Районные и городские администрации, комитет по экономическому развитию, финансовое управление, Региональный центр поддержки предпринимательства и технологий, ЛенТАУ | II квартал | |
1.8. | Оказывать финансовую поддержку в рамках действующего Закона "О занятости населения в Российской Федерации" в оплате части расходов, связанных с организацией и созданием собственного дела гражданам, признанным в установленном порядке безработными | Комитет по труду и занятости населения, районные и городские центры занятости населения | Весь период |
1.9. | Разработать порядок получения ссуд по программам предпринимателей, отвечающим интересам развития Ленинградской области, из средств областного бюджета, выделенных на поддержку предпринимательства: | Комитет по экономическому развитию, финансовое управление, ЛенТАУ, Леноблкомимущество, Региональный центр поддержки предпринимательства и технологий | I квартал |
1.10. | Подготовить проект постановления главы администрации "Об определении порядка финансирования проектов предпринимателей" | Комитет по экономическому развитию, финансовое управление | II квартал |
1.11. | Осуществлять финансовую поддержку малого предпринимательства из средств Регионального центра поддержки предпринимательства и технологий: | Региональный центр поддержки предпринимательства и технологий | Весь квартал |
1.12. | Продолжать работу по развитию в Ленинградской области сети аудиторских служб | Финансовое управление, Леноблкомимущество | Весь период |
2. | Обеспечение организационно-методической поддержки и подготовки кадров предпринимателей | ||
2.1. | Провести анализ состояния малого и среднего бизнеса в районах Ленинградской области по вопросам: | Региональный центр поддержки предпринимательства и технологий, комитет по экономическому развитию, ЛенТАУ, администрации районов и городов | Весь период |
2.2. | Подготовить и довести до районных и городских администраций области методические рекомендации по разработке местных программ поддержки и развития предпринимательства | Комитет по экономическому развитию, Региональный центр поддержки предпринимательства и технологий, ЛенТАУ | I квартал |
2.3. | Сформировать банк данных проектов малого и среднего предпринимательства, для оценки их с точки зрения приоритетных направлений развития Ленинградской области | Комитет по экономическому развитию, Региональный центр поддержки предпринимательства и технологий, ЛенТАУ | Весь период |
2.4. | Участвовать в организации конференций и семинаров предпринимателей | Комитет по экономическому развитию, ЛенТАУ | Весь период |
2.5. | Оказывать консультации гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и обучать их основам рыночной экономики и профессиям, необходимым для организации собственного дела | Комитет по труду и занятости населения, районные центры занятости населения | Весь период |
2.6. | Подготовить проект распоряжения главы администрации "О создании наблюдательного совета для осуществления контрольно-аналитической деятельности над Региональным центром поддержки предпринимательства и технологий" | Комитет по экономическому развитию, Леноблкомимущество, ЛенТАУ | I квартал |
2.7. | Разработать предложения районным и городским администрациям области и подготовить проект распоряжения главы администрации "О рекомендациях по упрощению порядка регистрации предприятий малого и среднего бизнеса" | Комитет по экономическому развитию | I квартал |
2.8. | Продолжать работу по формированию инфраструктуры рынка труда (центры переподготовки и переквалификации, информационные центры) | Социальный комплекс, комитет по труду и занятости населения | Весь период |
2.9. | Осуществлять взаимодействие с общественными объединениями, средствами массовой информации по проблемам развития предпринимательства | Комитет по экономическому развитию, управление делами администрации области, Региональный центр поддержки предпринимательства и технологий, ЛенТАУ | Весь период |
2.10. | Подготовить предложения о целесообразности и эффективности развития малого и среднего предпринимательства на базе существующих производств и предприятий-монополистов | Комитет по экономическому развитию, ЛенТАУ | |
2.11. | Организовать работу по созданию системы мер защиты предпринимателей и предпринимательства и технологий их имущества | Региональный центр поддержки | III квартал |
2.12. | Подготовить учебные программы по подготовке и повышению квалификации предпринимателей агробизнеса | Академия менеджмента и агробизнеса Нечерноземной зоны РФ | I квартал |
3. | Создание инфраструктуры содействия и развития малого и среднего бизнеса | ||
3.1. | Оказать помощь районным администрациям в формировании центров развития и поддержки предпринимательства на местах: | ||
- разработать типовое положение о районном центре поддержки предпринимательства | Комитет по экономическому развитию | I квартал | |
- разработать проект бизнес-плана Регионального центра поддержки предпринимательства и технологий | Региональный центр поддержки предпринимательства и технологий | I квартал | |
- разработать типовой проект бизнес-плана районного центра поддержки предпринимательства | Региональный центр поддержки предпринимательства и технологий | I квартал | |
- разработать типовое положение о районном фонде поддержки предпринимательства | Региональный центр поддержки предпринимательства и технологий | I квартал | |
3.2. | Оказать методическую помощь районным администрациям в создании районных фондов поддержки предпринимательства | Региональный центр поддержки предпринимательства и технологий | Весь период |
4. | Материально-техническое обеспечение малого и среднего предпринимательства | ||
4.1. | Продолжать работу по созданию торговых домов, ориентированных на прямые связи с областями Российской Федерации и открытию сети фирменных магазинов по продаже сельскохозяйственной продукции в Санкт-Петербурге | Комплекс развития потребительского рынка, управление внешних связей, управление сельского хозяйства, ЛенТАУ | Весь период |
4.2. | Подготовить предложения о муниципальном заказе для предпринимательских структур | Комплекс развития потребительского рынка, управление сельского хозяйства, комитет по экономическому развитию | I квартал |
4.3. | Подготовить материалы о неиспользованных производственных мощностях, объектах незавершенного строительства, местных источниках сырья для Регионального центра поддержки предпринимательства и технологий | Комитет по экономическому развитию, комплекс развития потребительского рынка | I квартал |
4.4. | Решить вопрос создания областной информационно-справочной системы о производстве и потреблении продукции: | Комплекс развития потребительского рынка, Региональный центр поддержки предпринимательства и технологий, Комитет по экономическому развитию, Петербургкомстат, ЛенТАУ | IV квартал |
4.5. | Создать сеть лизинговых фирм, сдающих в аренду малым предприятиям машины и оборудование | Региональный центр поддержки предпринимательства и технологий | III квартал |
4.6. | Создать областную систему лизинга сельскохозяйственной техники | Управление сельского хозяйства | III квартал |
4.7. | Подготовить предложения о предоставлении льгот по взиманию арендной платы за помещения и коммунальные услуги с субъектов малого предпринимательства и проект распоряжения главы администрации "О предоставлении льгот по взиманию арендной платы с предприятий малого бизнеса" | Леноблкомимущество, районные и городские комитеты по управлению муниципальной собственностью, комплекс энергетики, транспорта, связи и жилищно-коммунального хозяйства, финансовое управление | I квартал |
4.8. | Подготовить предложения об укреплении материально-технической базы Центра подготовки предпринимателей малого агробизнеса Нечерноземной зоны Российской Федерации | Управление сельского хозяйства | I квартал |
5. | Привлечение иностранных инвестиций в сферу малого и среднего бизнеса | ||
5.1. | Сформировать банк данных потенциальных иностранных инвесторов с целью их классификации по возможности сотрудничества в различных отраслях | Управление внешних связей, комитет по экономическому развитию, Региональный центр поддержки предпринимательства и технологий | Весь период |
5.2. | Разработать комплекс мер по привлечению иностранных инвестиций в сферу малого и среднего бизнеса | Управление внешних связей | II квартал |
5.3. | Привлекать к сотрудничеству иностранных специалистов и фирмы с целью использования опыта мировой практики поддержки предпринимательства и развития малого бизнеса | Региональный центр поддержки предпринимательства и технологий | Весь период |
Текст документа сверен по:
"Бюллетень администрации
Ленинградской области" N 1, январь 1994 год