Недействующий

ГЛАВА  АДМИНИСТРАЦИИ  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 ноября 1993 года N 127


Об утверждении Программы развития фермерских хозяйств
Ленинградской области на 1994-1995 годы

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Губернатора Ленинградской области
 от 20 июля 2004 года N 112-пг

____________________________________________________________________

В целях дальнейшего развития фермерских хозяйств в Ленинградской области

постановляю:

1. Утвердить представленную областным управлением сельского хозяйства Программу развития фермерских хозяйств Ленинградской области на 1994-1995 годы (прилагается).

2. Финансовому управлению и управлению сельского хозяйства администрации предусмотреть в проекте бюджета Ленинградской области на 1994 год средства, необходимые для реализации мероприятий указанной программы.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации области Павлова А.В.

                                     Глава администрации
 А.Беляков

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением главы
администрации
Ленинградской области
от 22.11.93  N 127

ПРОГРАММА
развития фермерских хозяйств
Ленинградской области на 1994-1995 годы

Настоящая программа разработана специалистами управления сельского хозяйства администрации Ленинградской области и работниками ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств "Содействие".

1. Предпосылки. цель и концепция программы

Город Санкт-Петербург и Ленинградская область с общим населением более 6,5 миллиона человек являются огромным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции. Несмотря на снижение потребления сельхозпродукции на душу населения, для обеспечения жителей региона требуется ежегодно:

овощей

 - 550 тысяч тонн

картофеля

 - 700 тысяч тонн

мяса  

 - 400 тысяч тонн

молока и молочных продуктов

 - 2800 тысяч тонн

яйца

 - 2100 миллионов штук

В 1992 году в Ленинградской области произведено сельскохозяйственной продукции (тысяч тонн):

В том числе по хозяйствам

Сельхозпродукция

Всего

обществен. сектор

личные подсоб. хозяйства

фермерские хозяйства

Молоко

775,6

691,4

81,6

2,2

Мясо(в живом весе)

233,3

189,3

42,4

1,5

Картофель

704,6

229,9

466,6

8,1

Овощи

267,3

178

88,7

0,6

Как видно из приведенных данных, крестьянские (фермерские) хозяйства дали лишь 0,4 процента от общего объема производства продукции и в ближайшие годы вряд ли окажут конкуренцию акционерным обществам и совхозам.

В 1992 году фермеры продали государству 65 тонн мяса. 38 тонн молока, 214 тонн картофеля, что составило примерно 2-4 процента объемов производства этих видов продукции в крестьянских хозяйствах.

На 1 октября 1993 года в Ленинградской области насчитывается 4248 фермерских хозяйств, из них 942 специализируются на производстве животноводческой продукции, 694 хозяйства - на растениеводческой продукции, 2367 хозяйств не определили свою специализацию.

В крестьянских хозяйствах содержится 5860 голов крупного рогатого скота, 10665 голов свиней, 7377 голов овец, 1503 пчелосемьи, 3804 головы пушных зверей.

Для развития фермерских хозяйств выделено 45522 гектара земли, в том числе 10594 гектара пашни.

Под яровым севом в 1993 году занято 7378 гектаров пешни, в том числе под картофелем - 2486 гектаров, под кормовыми корнеплодами 1657 гектаров, под овощами - 644 гектара, под яровыми зерновыми и зернобобовыми - 925 гектаров.

По количеству закрепленной земли хозяйства классифицируются следующим образом:

до 3 гектаров

- 720 хозяйств

от 3 до 7 гектаров

- 1121 хозяйство

от 7 до 10 гектаров

- 600 хозяйств

от 10 до 20 гектаров

- 680 хозяйств

от 20 до 30 гектаров

- 520 хозяйств

от 21 до 50 гектаров

- 280 хозяйств

от 51 до 100 гектаров

- 62 хозяйства

свыше 101 гектара

- 20 хозяйств


Анализ данных проведенной инвентаризации фермерских хозяйств показал, что почти повсеместно условия для их становления тяжелые, а разобщенность и разбросанность хозяйств по территориям районов оставляет фермеров один на один с такими проблемами, как:

плохое состояние выделенных земель;

во многих случаях отсутствие свободной от леса и кустарника пашни;

отсутствие линий электропередачи и связи, дорог, мелиорации;

отсутствие жилья и производственных помещений;

отсутствие практических навыков ведения сельскохозяйственных работ;

практически полное отсутствие материально-технического обеспечения;

отсутствие переработки и баз хранения сельхозпродукции.

Одним из главных тормозов в развитии фермерства являются высокие цены на сельскохозяйственную технику и строительные материалы.

Строительство жилого дома оказалось под силу лишь одному фермеру из каждых 50, только один фермер из каждых 15 смог построить животноводческие помещения.

Производственные постройки в крестьянских хозяйствах зачастую не имеют элементарных условий для работы.

Из-за удаленности хозяйств от районных центров (50 процентов хозяйств находятся на расстоянии от 21 до 50 километров, 23 процента хозяйств - на расстоянии от 51 до 100 километров) фермеры испытывают большие трудности с реализацией продукции.

Не созданы новые системы кредитования, страхования, распределения продукции взамен разрушенных. Монополия государства на землю отменена, но реальные отношения еще остались. Существуют конституционные ограничения в развитии земельного рынка, залоговых операций. На первом этапе фермеризации допущены ошибки в подходе к выделению земельных участков под крестьянские хозяйства, в подборе людей. Хотя создано много крестьянских хозяйств, настоящих фермеров насчитываются единицы.

Управлением сельского хозяйства Ленинградской области в 1993 году принята концепция развития фермерства. Она исходит из реального положения дел и направлена на приведение этого процесса в определенные правовые, экономические и финансовые рамки (приложение 1 к настоящей программе).

На повестку дня остро встали вопросы определения целевой программы, обустройства крестьянских хозяйств, определения размеров государственной поддержки за счет государственного и местного бюджетов, осуществления кооперации фермеров, направлений деятельности служб агросервиса, упорядочения их работы и другие. В этой связи целью настоящей программы является прогнозирование развития фермерства в Ленинградской области на ближайшие 2-3 года.

Программа является сводной всех районных программ. При этом каждый район сугубо индивидуально подходит к организации, составу и специализации фермерских хозяйств в силу своих специфических условий расположения, состояния экономики, социально-демографических особенностей, наличия транспортных условий и других.

В программе система фермерских хозяйств на ближайшие годы прогнозируется следующим образом. Вокруг города Санкт-Петербурга в пределах 50-километровой зоны будут создаваться крестьянские хозяйства, непосредственно связанные с городским потребительским рынком. Это фермы, которые призваны удовлетворять повседневные потребности горожан в свежих овощах, молоке, мясе, зелени, ягодах, грибах и другой сельскохозяйственной продукции повседневного спроса (фермы с тепличным хозяйством, кролиководческие, по выращиванию грибов, цветов).

За пределами этой зоны будут создаваться фермерские хозяйства, связанные с производством различных видов продукции как для Санкт-Петербурга, так и для их переработки в Ленинградской области. Преимущественным правом государственной поддержки будут пользоваться крестьянские хозяйства, производящие зерно, молоко, мясо, рыбу, мед и лекарственные травы.

В отдельных районах возникнут зоны, в которых разместятся многопрофильные фермерские хозяйства с замкнутым циклом. Такие хозяйства будут иметь и свои небольшие пункты переработки сельхозпродукции (сыроварни, коптильни, квасильные цеха и другие).

Важным направлением программы является создание благоприятных условий для развития специализированных хозяйств мясного скотоводства и овощеводства в Бокситогорском, Волховском, Киришском, Лодейнопольском, Тихвинском районах, овощеводства - в Волосовском, Кингисеппском и Сланцевском районах (приложение 2 к настоящей программе).

В настоящее время и в перспективе государственные сельскохозяйственные предприятия, акционерные общества на договорных началах обеспечат фермеров семенами, удобрениями, средствами защиты растений, ветеринарным обслуживанием. Комплектование фермерских хозяйств маточным поголовьем будет осуществляться за счет племенного поголовья молодняка из крупных специализированных хозяйств.

В дальнейшем возникнут специализированные крестьянские хозяйства: в растениеводстве - по выращиванию элитного семенного картофеля, овощей, плодовых и ягодных культур, в животноводстве племенные фермы различных направлений.

Такие хозяйства уже появляются и продукция их пользуется большим спросом. Это крестьянское хозяйство Миховича И.М. в Гатчинском районе по выращиванию элитных семян картофеля, хозяйство Булатова Р.С. в Ломоносовском районе по саженцам плодовых и ягодных культур, козеферма Рябикина И.И., овцеферма Курбанова С.Т. в Гатчинском районе и другие.

В программе прогнозируется путь дальнейшей межфермерской кооперации. Предполагается, что наряду с использованием услуг существующих структур будут параллельно развиваться фермерские кооперативы по обеспечению фермеров необходимым набором ресурсов и услуг, а также маркетингом. Такие примеры уже есть в Гатчинском, Выборгском и других районах.

Система фермерской кооперации будет быстро расти, и в ближайшее время она возьмет на себя обеспечение горюче-смазочными материалами, семенами, ядохимикатами, минеральными удобрениями, строительными материалами и другим.

В программе намечено на основе межфермерской кооперации проводить переработку сельскохозяйственной продукции. Межфермерская кооперация требует для своего развития государственной поддержки в виде льготного кредитования.

Предусмотрены меры содействия формированию рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на основе свободного спроса и предложения при государственном регулировании.

Таким образом основными составляющими программы являются:

а) проведение мероприятий по повышению плодородия земли;

б) создание системы технического обеспечения и агросервиса;

в) организация индивидуальных и кооперативных цехов;    

г) создание системы обучения фермеров.


2. Прогноз развития инженерно-технического сервиса
фермерских хозяйств Ленинградской области

Фермерские хозяйства, как правило, не имеют и еще долго не будут иметь достаточно техники, своей ремонтной базы. Поэтому для мелких хозяйств требуется мобильная и эффективная система проката техники и ее технического сервиса, которая позволила бы оперативно осуществлять по заявкам сельскохозяйственных товаропроизводителей выезд на место и устранение отказов в короткие сроки.

Ремонтно-обслуживающие, снабженческо- сбытовые производства и службы действующих совхозов, акционерных обществ и других предприятий могут на договорной основе оказать самые разнообразные услуги фермерам: приобретение, техническое обслуживание и ремонт машин, прокат их, аренда; выполнение отдельных работ или комплексов работ; консультации и обучение; заправка машин топливом и смазочными материалами; обеспечение запасными частями и устранение отказов техники в полевых условиях.

Предусматривается развитие инженерно-технического сервиса на базе создания машинно-технических станций - негосударственных предприятий с коллективной формой собственности на средства производства, имеющих своей целью оказание услуг производителям сельскохозяйственной продукции: фермерам, владельцам приусадебных участков, совхозам и другим. По своему назначению такая станция занимает место между районным ремонтно-техническим предприятием и инженерным блоком совхоза, акционерного общества. На территории административного района могут быть созданы 2-3 машинно-технические станции на базе филиалов ремонтно-технических предприятий или на центральной усадьбе крупного хозяйства. Станция может выполнять практически все услуги, включая энергетическое и тепловое хозяйства на территории, транспортное обеспечение и выполнение специальных работ по заявкам.

Многообразие возможных решений первичных сервисных предприятий и их объединений зависит от конкретных местных условий, инициативы и квалификации механизаторов, фермеров и предпринимателей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»