Недействующий

О Программе развития здравоохранения Санкт-Петербурга до 2020 года (с изменениями на 27 декабря 2013 года) (утратило силу с 1 января 2015 года на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 553)

Приложение 5
к Программе развития здравоохранения
Санкт-Петербурга до 2020 года



Подпрограмма 5. Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям


Паспорт Подпрограммы

Ответственный исполнитель Подпрограммы:

Комитет по здравоохранению

Цели Подпрограммы:

Увеличение продолжительности активного периода жизни населения Санкт-Петербурга

Задачи Подпрограммы:

Разработка и внедрение новых организационных моделей, а также поддержка развития инфраструктуры системы медицинской реабилитации.
Разработка и внедрение новых организационных моделей, а также поддержка развития инфраструктуры системы санаторно-курортного лечения.

Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы:

Охват пациентов санаторно-курортным лечением;
Охват пациентов реабилитационной медицинской помощью;
Охват реабилитационной медицинской помощью детей-инвалидов от числа нуждающихся.

Этапы и сроки реализации Подпрограммы:

В соответствии с Федеральной подпрограммой подпрограмма реализуется в два этапа:
- первый этап: 2013-2015 гг.;
- второй этап: 2016-2020 гг.

Объемы бюджетных ассигнований Подпрограммы

Всего: 9619154,30 тыс.руб. (с 2013 по 2020 гг.), в том числе:
1. За счет средств консолидированного бюджета Санкт-Петербурга - 2759968,30 тыс.руб., из них по годам:
2013 г. - 282993,30 тыс.руб.
2014 г. - 300539,00 тыс.руб.
2015 г. - 318872,00 тыс.руб.
2016 г. - 336091,00 тыс.руб.
2017 г. - 353904,00 тыс.руб.
2018 г. - 371953,00 тыс.руб.
2019 г. - 389435,00 тыс.руб.
2020 г. - 406181,00 тыс.руб.
2. За счет средств территориального фонда ОМС - 6859186,00 тыс.руб., из них по годам:
2013 г. - 703307,00 тыс.руб.
2014 г. - 746912,00 тыс.руб.
2015 г. - 792474,00 тыс.руб.
2016 г. - 835268,00 тыс.руб.
2017 г. - 879537,00 тыс.руб.
2018 г. - 924393,00 тыс.руб.
2019 г. - 967839,00 тыс.руб.
2020 г. - 1009456,00 тыс.руб.

Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы:

Увеличение доступности санаторно-курортного лечения для взрослых пациентов - не менее 45%.
Охват реабилитационной медицинской помощью взрослых пациентов - не менее 25% в 2020 году.
Охват санаторно-курортным лечением детского населения увеличится до 94,6% в 2020 году;
Охват реабилитационной медицинской помощью детей увеличится с 87,0% в 2011 году до 96,0% в 2020 году;
Охват реабилитационной помощью детей-инвалидов, от числа нуждающихся увеличится с 92,0% в 2011 году до 96,0% в 2020 году


Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Одним из важных и социально значимых направлений практического здравоохранения в Санкт-Петербурге является совершенствование организации системы медицинской реабилитации.

Актуальным остаётся вопрос о внедрении системного подхода в организации оказания реабилитационной помощи населению Санкт-Петербурга. Кроме того, дефицит коечного фонда медицинской реабилитации, крайний дефицит амбулаторной и патронажной формы проведения реабилитационной помощи не позволяют в полной мере обеспечить потребность населения города в данных медицинских услугах.

В структуре общей заболеваемости взрослого населения Санкт-Петербурга на первом месте находятся болезни системы кровообращения (19,36%), на втором - болезни органов дыхания (16,42%), на третьем - болезни костно-мышечной системы (13,13%).

Нуждаемость в медицинской реабилитации пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения и ТИА (28235 больных), инвалидизирующими последствиями травм головного и спинного мозга (100 пациентов), острым инфарктом миокарда и острым коронарным синдромом (6755 больных), прооперированных по поводу сердечно-сосудистых заболеваний (4497), составила 100%. В 25% случаев нуждаются в медицинской реабилитации пациенты, имеющие цереброваскулярную болезнь (всего 342095), патологию опорно-двигательного аппарата (55655) и периферической нервной системы (38012), новообразования (360103), в том числе первичные новообразования (76279).

В настоящее время дефицит коек в многопрофильных стационарах для первого этапа медицинской реабилитации пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения - 30% (849 коек). Дефицита коек в многопрофильных стационарах для первого этапа медицинской реабилитации пациентов с острым коронарным синдромом нет.

Дефицит коек в реабилитационных центрах и отделениях для медицинской реабилитации пациентов на втором этапе - 1000 коек. В отделениях дневных стационаров АПУ для медицинской реабилитации пациентов с указанными заболеваниями - 1200 коек.

Дополнительно необходимо более 3000 путевок для проведения санаторно-курортного лечения всех категорий граждан.

Укомплектованность отделений медицинской реабилитации врачами физиотерапевтами составляет 74%.

Основная масса врачебного и сестринского персонала, занятого в реабилитации, совмещает от 1,5 до 2 ставок.

Число младшего медицинского персонала по уходу за больными в 2 раза меньше количества штатных должностей.

Средний возраст физиотерапевтов - 52 года, инструкторов ЛФК - 38 лет, массажистов - 39 лет.

Проблемы кадровой политики:

- создание привлекательности для выпускников вузов (гарантия занятости, социальный пакет и финансовое вознаграждение);

- миграция и эмиграция, "централизация" высококлассных специалистов. Межсекторальные различия (между частными и государственными учреждениями, - федеральными и городскими) - неравная оплата труда в различных медицинских учреждениях уменьшает возможность сотрудничества между ними, которое могло бы привести к повышению эффективности;

- организация рабочего места, обеспечение современным оборудованием, расходными материалами.

Другие существующие проблемы:

- отсутствие единого подхода к определению реабилитационного потенциала, который повлечет изменение данных о количестве пациентов, нуждающихся в проведении медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, о необходимых силах и средствах для оказания указанных видов медицинской помощи (количество коек, потребность в специалистах и медицинских изделиях);

- отсутствие единой информационной системы, объединяющей все этапы проведения медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, позволяющей принимать адекватные управленческие решения;

- отсутствие доказательной базы об эффективности (в том числе экономической целесообразности) традиционных и новых технологий реабилитации и санаторно-курортного лечения, применения тех или иных лечебных и физических факторов.

Реализация мероприятий Подпрограммы будет производиться на основании следующих нормативно-правовых актов:

- ст.40 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", дающей определение медицинской реабилитации и санаторно-курортному лечению;

- Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")"), где в перечень работ услуг, составляющих медицинскую деятельность введено понятие "медицинская реабилитация";

- Приказ Минздрава России от 29.12.2012 N 1705н "О порядке организации медицинской реабилитации" (зарегистрирован в Минюсте России 22.02.2013 N 27276).