Недействующий

О Программе развития здравоохранения Санкт-Петербурга до 2020 года (с изменениями на 27 декабря 2013 года) (утратило силу с 1 января 2015 года на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 553)

Приложение 1
к Программе развития здравоохранения
Санкт-Петербурга до 2020 года



Подпрограмма 1. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи


Паспорт Подпрограммы

Ответственный исполнитель Подпрограммы:

Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга

Цели Подпрограммы:

Увеличение продолжительности активной жизни населения за счет формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний.
Снижение заболеваемости инфарктом миокарда и инсультами.
Повышение выявляемости больных злокачественными новообразованиями на I-II стадии заболевания.
Повышение доли больных, у которых туберкулез выявлен на ранней стадии.
Снижение уровня смертности от инфекционных заболеваний.
Снижение заболеваемости алкоголизмом, наркоманией.
Снижение уровня смертности населения за счет профилактики развития депрессивных состояний и суицидального поведения.

Задачи Подпрограммы:

Развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения Санкт-Петербурга, в том числе снижение распространенности наиболее значимых факторов риска.
Реализация дифференцированного подхода к организации в рамках первичной медико-санитарной помощи профилактических осмотров и диспансеризации населения, в том числе детей, в целях обеспечения своевременного выявления заболеваний, дающих наибольший вклад в показатели инвалидизации и смертности населения.
Снижение уровня распространенности инфекционных заболеваний, профилактика которых осуществляется проведением иммунизации населения в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок.
Сохранение на спорадическом уровне распространенности инфекционных заболеваний, профилактика которых осуществляется проведением иммунизации населения в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок (полиомиелит, корь, краснуха). Раннее выявление инфицированных ВИЧ, острыми вирусными гепатитами В и С.
Повышение доступности для населения первичной медико-санитарной помощи путем открытия офисов врачей общей практики в местах массовой жилищной застройки.

Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы:

Охват взрослого населения профилактическими медицинскими осмотрами и диспансеризацией (ежегодно не менее 20%).
Распространенность ожирения среди взрослого населения (индекс массы тела более 30 кг/кв.м).
Распространенность повышенного артериального давления среди взрослого населения.
Распространенность повышенного уровня холестерина в крови среди взрослого населения.
Распространенность низкой физической активности среди взрослого населения.
Распространенность избыточного потребления соли среди взрослого населения.
Распространенность недостаточного потребления фруктов и овощей среди взрослого населения.
Доля больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I-II ст.
Охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез.
Заболеваемость дифтерией.
Заболеваемость корью.
Заболеваемость краснухой.
Заболеваемость эпидемическим паротитом.
Заболеваемость острым вирусным гепатитом В.
Охват иммунизацией населения против вирусного гепатита В в декретированные сроки.
Охват иммунизацией населения против дифтерии, коклюша и столбняка в декретированные сроки.
Охват иммунизацией населения против кори в декретированные сроки.
Охват иммунизацией населения против краснухи в декретированные сроки.
Охват иммунизацией населения против эпидемического паротита в декретированные сроки.
Доля ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, от числа выявленных.
Доля больных алкоголизмом, повторно госпитализированных в течение года.
Доля больных наркоманиями, повторно госпитализированных в течение года.
Смертность от самоубийств.

Этапы и сроки реализации Подпрограммы:

Подпрограмма реализуется в два этапа:
- первый этап - 2013-2015 гг.
- второй этап - 2016-2020 гг.

Объемы бюджетных ассигнований Подпрограммы

Всего: 47601654,90 тыс.руб. (с 2013 по 2020 гг.), в том числе:
1. За счет средств консолидированного бюджета Санкт-Петербурга - 18159256,00 тыс.руб., из них по годам:
2013 г. - 1861960,00 тыс.руб.
2014 г. - 1977402,00 тыс.руб.
2015 г. - 2098024,00 тыс.руб.
2016 г. - 2211317,00 тыс.руб.
2017 г. - 2328517,00 тыс.руб.
2018 г. - 2447271,00 тыс.руб.
2019 г. - 2562293,00 тыс.руб.
2020 г. - 2672472,00 тыс.руб.
2. За счет средств территориального фонда ОМС - 31644200,00 тыс.руб., из них по годам:
2013 г. - 3244640,00 тыс.руб.
2014 г. - 3445808,00 тыс. руб.
2015 г. - 3656002,00 тыс. руб.
2016 г. - 3853426,00 тыс. руб.
2017 г. - 4057658,00 тыс. руб.
2018 г. - 4264599,00 тыс. руб.
2019 г. - 4465035,00 тыс. руб.
2020 г. - 4657032,00 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы:

Увеличение продолжительности активной жизни населения за счет формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний.
Снижение потребления табака населением, недопущение его потребления детьми, подростками и беременными женщинами.
Уменьшение доли лиц, имеющих ожирение (индекс массы тела более 30 кг/кв.м).
Снижение распространенности повышенного артериального давления среди взрослого населения.
Снижение распространенности повышенного уровня холестерина среди взрослого населения.
Снижение распространенности низкой физической активности среди взрослого населения.
Снижение распространенности избыточного потребления соли среди взрослого населения.
Снижение распространенности недостаточного потребления фруктов и овощей среди взрослого населения.
Увеличение выявляемости больных злокачественными новообразованиями на I-II ст. заболевания до 56,7%.
Увеличение охвата населения профилактическими осмотрами на туберкулез до 81%.
Снижение заболеваемости дифтерией, эпидемическим паротитом.
Сохранение на спорадическом уровне распространенности кори, краснухи, полиомиелита.
Обеспечение охвата иммунизацией населения против вирусного гепатита В, дифтерии, коклюша и столбняка, кори, краснухи, эпидемического паротита в декретированные сроки.
Увеличение доли ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, от числа выявленных до 88%.
Снижение доли больных алкоголизмом, повторно госпитализированных в течение года.
Снижение доли больных наркоманиями, повторно госпитализированных в течение года.
Снижение смертности от самоубийств.
Увеличение охвата взрослого населения профилактическими медицинскими осмотрами и диспансеризацией до 20% в год.


Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Непременным условием для преодоления неблагоприятной демографической ситуации, имевшей место в Санкт-Петербурге на протяжении последних двух десятилетий, наряду с повышением уровня рождаемости является снижение высокой смертности населения, обусловленной, главным образом, смертностью от неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистая патология, онкологические заболевания, сахарный диабет, хронические бронхо-легочные заболевания) и внешних причин.

По данным Росстата в Санкт-Петербурге в 2012 году число умерших в городе составило 61910 человек, что на 0,4% больше по сравнению с 2011 года. При этом относительный показатель смертности на 1000 населения незначительно снизился (на 1,6%). Показатель смертности в городе в 2012 году составил 12,5‰, в стране - 13,3‰.

Распределение умерших по причинам смерти в Санкт-Петербурге сохраняется последние годы в следующем виде: три крупных класса - болезни системы кровообращения, новообразования и внешние причины составляют 87,6% в общей структуре, 12,4% составляют все прочие причины смерти.

Таким образом, неинфекционные заболевания, имеющие общую структуру факторов риска их развития, обуславливают более 80% всех причин смерти. В связи с этим решение задачи снижения смертности от неинфекционных заболеваний наряду с повышением уровня рождаемости является непременным условием для преодоления неблагоприятных демографических тенденций последних десятилетий.

Несмотря на тенденцию снижения смертности от болезней системы кровообращения в Российской Федерации, в Санкт-Петербурге этот показатель в 2012 году по сравнению с 2011 годом существенно не изменился и составил 764,4 на 100 тыс.населения (2011 год - 764,5 на 100 тыс.населения).

По данным за 2012 год доля случаев смерти от болезней системы кровообращения составила 61,2%, прежде всего за счет ишемической болезни сердца, в том числе осложненной хронической сердечной недостаточностью, а также от цереброваскулярных болезней.

Вторым по количеству умерших в Санкт-Петербурге является класс "Новообразования", на долю которого в Санкт-Петербурге приходится 20,4% случаев. На протяжении многих лет показатель смертности мужчин по причинам из данного класса остается выше, чем у женщин (267 мужчина и 257 умерших женщин на 100000 населения соответствующего пола по данным за 2011 год).

Обобщающей характеристикой современного уровня смертности во всех возрастах является показатель ожидаемой продолжительности жизни. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении - число лет, которое в среднем предстояло бы прожить одному человеку из некоторого гипотетического поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в год, для которого вычислен показатель.

Несмотря на увеличение с 2006 года ожидаемой продолжительности жизни населения в целом по России на 2,43 года, в 2011 году она составила по Российской Федерации - 70,3 года, по Санкт-Петербургу (по данным Петростата) - 73,4 лет, что существенно меньше, чем в среднем по Европе (78 лет). При этом особенную актуальность имеет проблема сверхвысокой смертности среди лиц трудоспособного возраста. На лиц, не достигших возраста в 60 лет, в Российской Федерации приходится 39,7% всех смертей. Среди мужчин трудоспособного возраста большинство смертей (32,4%) обусловлено болезнями системы кровообращения, 29,5% - внешними причинами и 21,7% - злокачественными новообразованиями. Среди женщин трудоспособного возраста наибольшее количество смертей обусловлено злокачественными новообразованиями (38,6%), на втором месте по значимости находятся болезни системы кровообращения (27,9%), на третьем - смерть от внешних причин (19,6%).

По оценкам экспертов ВОЗ важнейшую роль в развитии неинфекционных заболеваний играют такие факторы риска, как артериальная гипертензия (величина вклада 35,5%), гиперхолестеринемия (23,0%), курение (17,1%), недостаточное потребление фруктов и овощей (12,9%), ожирение (12,5%), недостаточная физическая активность (9,0%), а также фактор злоупотребления алкоголем (11,9%).

Вклад алкоголя в уровень смертности в России в последние десятилетия традиционно был аномально высок. Статистически значимые корреляции с динамикой индикаторов потребления алкоголя (смертность от алкогольных отравлений, заболеваемость алкогольными психозами) демонстрируют показатели смертности от внешних причин (убийства, самоубийства, несчастные случаи), от ишемической болезни сердца, алкогольной кардиомиопатии, геморрагического инсульта, алкогольной болезни печени, цирроза и фиброза печени, пневмонии и др.

За последние годы показатели алкогольной смертности заметно снизились. Количество умерших от алкогольных отравлений сократилось с 37,9 тыс. чел. в 2004 году до 14,4 тыс. чел. в 2011 году. Однако проблема по-прежнему остается острой. По оценкам Минздрава среднедушевое потребление алкоголя в 2011 году составило около 14,5 л этанола среди лиц старше 15 лет, что значительно выше, чем среднемировой уровень. При этом особенно высоки показатели потребления крепких алкогольных напитков (зарегистрированных и незарегистрированных) - около 8,9 л на человека.

Согласно рекомендациям ВОЗ существуют три основные стратегии снижения смертности неинфекционных заболеваний - популяционная стратегия профилактики, профилактическая стратегия выявления лиц высокого риска и коррекции у них факторов риска, а также вторичная профилактика (включает как лечебные мероприятия в период обострения заболевания, так и лечебные меры по их предупреждению). Популяционная стратегия профилактики предполагает формирование здорового образа жизни населения посредством информирования о факторах риска неинфекционных заболеваний, мотивирования к ведению здорового образа жизни, а также обеспечения для этого условий.

Реализация популяционной стратегии возможна только на основе межсекторального взаимодействия, предполагающего объединение усилий органов законодательной и исполнительной власти, различных ведомств, общественных структур, религиозных организаций. Стратегия выявления лиц с высоким риском и коррекции факторов риска неинфекционных заболеваний осуществляется главным образом на индивидуальном и групповом уровнях в рамках первичной медико-санитарной помощи, а также в рамках специализированной помощи и санаторно-курортного лечения. Для реализации этой стратегии требуется наличие инфраструктуры системы медицинской профилактики. Важнейшими инструментами стратегии высокого риска являются диспансеризация и профилактические осмотры населения.

Стратегия вторичной профилактики реализуется в лечебно-профилактических учреждениях на индивидуальном уровне и предполагает медикаментозное, интервенционное и хирургическое лечение у лиц, имеющих доказанные неинфекционные заболевания в целях предупреждения развития у них осложнений.

Опыт целого ряда стран показал, что в снижении смертности от болезней системы кровообращения профилактические меры имеют большую эффективность в сравнении с лечебными мероприятиями. Так вклад лечебных мероприятий в снижение смертности составил 37%, а профилактических - 55% (8% - неопределенные факторы).

Реализация профилактических мер требует немалых финансовых затрат. Для достижения экономической целесообразности первичной профилактики неинфекционных заболеваний необходимо тщательное планирование вмешательств, с выбором целевых групп, определение затрат и интенсивности вмешательств. Таким образом, экономически целесообразная первичная профилактика - это не массовая недифференцированная стратегия, а тщательно планируемое вмешательство.

В формировании наметившейся с 2004-2006 годов тенденции снижения смертности населения, безусловно, одной из основных причин является стабилизация социально-экономической ситуации, но существенный вклад внесли и мероприятия, проводимые в рамках системы здравоохранения.

К настоящему времени в Санкт-Петербурге накоплен определенный опыт профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни населения, который отражен в целевых планах мероприятий и региональных программах:

- Плане мероприятий "Региональная программа по снижению уровня потребления алкоголя в Санкт-Петербурге на период до 2020 года", утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.11.2010 N 1524;

- Плане мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.04.2011 N 431;

- Программе по формированию здорового образа жизни у жителей Санкт-Петербурга на 2013-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2012 N 1374.

Кроме того с 2006 года в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" активно проводились мероприятия по дополнительной диспансеризации работающих граждан, в ходе которой ежегодно в Санкт-Петербурге выявлялось более 4000 человек с повышенным артериальным давлением, более 1000 человек с ишемической болезнью сердца, десятки случаев злокачественных заболеваний и другая патология. Только за 2012 год в Санкт-Петербурге дополнительную диспансеризацию прошли 59445 человек, однако с учетом накопленного отечественного и зарубежного опыта процесс диспансеризации населения нуждается в своевременном совершенствовании в плане повышения его медико-социальной и экономической эффективности.

Со второй половины 2009 года в Санкт-Петербурге, как и в целом в Российской Федерации началось создание центров здоровья, которые стали принципиально новой структурой в системе профилактики НИЗ. В настоящее время в Санкт-Петербурге функционирует 22 центра здоровья для взрослых и 7 для детей.