Действующий

О Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы

1. Введение

Социальная политика в отношении детей является приоритетом государственной политики Санкт-Петербурга. Забота о физическом и психическом здоровье детей, развитие их культурного, нравственного и интеллектуального потенциала - это инвестиции в будущее города, которые станут основой для накопления и приумножения человеческого капитала Санкт-Петербурга.

Дети - одна из основных демографических и социальных групп населения города: в Санкт-Петербурге проживает 671,1 тыс. детей в возрасте от 0 до 17 лет, что составляет 14 процентов от городского населения. В то же время дети наиболее подвержены потенциальным и реальным социальным рискам в быстро изменяющемся и усложняющемся мире и требуют постоянного внимания и заботы со стороны общества.

Усилия государственных органов и общественных институтов в предыдущие годы были сосредоточены на первоочередных вопросах жизни детей и проблемах, требующих незамедлительного решения. Предпринимались меры по обеспечению условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации положения детей, социальной поддержке детей из наиболее нуждающихся, уязвимых слоев населения. Социальная политика носила проблемно-целевой характер и формировалась по мере изменения ситуации и положения детей в Санкт-Петербурге, а также в соответствии с финансово-экономическими возможностями города.

В Санкт-Петербурге действует Концепция семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022 годы, реализуется Программа "Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге" на 2011-2013 годы. В 2011 году был принят "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", в котором сконцентрированы все меры социальной поддержки за счет средств городского бюджета различным категориям горожан: детские пособия, пособия многодетным семьям, студенческим семьям, гражданам, оказавшимся в кризисной жизненной ситуации, и др.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральных и региональных целевых программ по вопросам, касающимся различных сторон жизни детей.

В результате принятых мер удалось в основном сохранить, модернизировать и по ряду направлений успешно развивать социальную инфраструктуру для детей, которая включает государственные учреждения в сфере образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, детского творчества, досуга для детей. Сформирована современная система государственных учреждений социального обслуживания населения и социальной реабилитации несовершеннолетних, сеть молодежных консультаций, увеличился объем финансирования социальных расходов из бюджета Санкт-Петербурга, приняты дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми. Создан институт Уполномоченного по правам ребенка, формируется безопасная городская среда, благоприятная для роста и развития детей, имеется высокий интеллектуальный, научный потенциал в различных сферах работы с детьми.

В результате наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, снижения показателей первичной инвалидности у детей, уменьшения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и увеличения числа детей-сирот, находящихся на воспитании в семьях граждан. В Санкт-Петербурге наметилась тенденция снижения преступности несовершеннолетних и снижение числа осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, а также сокращение числа зарегистрированных преступлений, совершенных в отношении детей и подростков.

Тем не менее в рамках очередного этапа социально-экономического развития Санкт-Петербурга назрела необходимость перехода от проблемно-целевой социальной политики первоочередных мер, сосредоточенной на вопросах и проблемах, требующих незамедлительного решения, к стратегическому управлению социальной политикой в отношении детей, к оптимизации всех ресурсов Санкт-Петербурга, формированию единого подхода органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению принципов, целей, задач, приоритетных направлений и механизмов реализации политики Санкт-Петербурга в интересах детей, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Наличие перечисленных факторов обуславливает актуальность разработки и принятия Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы (далее - Стратегия) как основного документа, отражающего государственную политику Санкт-Петербурга в отношении детей.

Стратегия разработана на период до 2017 года с учетом важнейших международно-правовых документов Организации Объединенных Наций, содержащих основные требования к государственной политике в отношении семьи и детей. Основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, которая гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства, послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, положения Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761, федеральные и региональные нормативно-правовые акты, Социальный кодекс Санкт-Петербурга, концепции демографического развития и семейной политики Санкт-Петербурга, городские долгосрочные целевые программы, направленные на реализацию мер в интересах детей.

Государственная политика Санкт-Петербурга в отношении детей направлена на обеспечение возможности эффективной социализации и полноценного развития детей, улучшение условий, уровня и качества их жизни, смягчение социальных проблем, влияющих на жизнеобеспечение детей, путем осуществления целостной системы мер организационно-управленческого, финансово-экономического, нормативно-правового, информационно-просветительского и кадрового характера на городском, районном и муниципальном уровнях, подкрепляемых гарантиями в рамках финансовых и социальных возможностей города.

Стратегия является основой для разработки и реализации органами государственной власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, бизнес-сообществами, отдельными гражданами и самими детьми программ, проектов и мероприятий по различным аспектам жизнедеятельности детей, способствует объединению ресурсов государства и общества в интересах детей.

Стратегия предусматривает осуществление мероприятий по следующим основным направлениям:

семейная политика, поддержка семейных ценностей и семейного образа жизни;

доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;

здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни;

социальная интеграция в общество детей, нуждающихся в особой заботе государства;

создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия;

участие детей в общественной жизни города и в реализации Стратегии.