Недействующий

О Программе "Региональная целевая программа по обращению с твердыми бытовыми отходами в Санкт-Петербурге на период 2012-2020 годов" (утратило силу на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.03.2016 N 169)

3. Механизмы реализации Программы

Механизмы реализации Программы разработаны на базе следующих принципов:

использование всех возможностей для предотвращения или уменьшения образования отходов производства и потребления;

вторичное использование всех полезных фракций отходов производства и потребления, включая их применение как источника энергии;

обработка отходов производства и потребления в целях снижения потенциальной опасности для человека и окружающей среды;

экологически правильное захоронение той части отходов производства и потребления, которые не поддаются утилизации по технологическим причинам или в силу ее экономической нецелесообразности.

Для достижения цели, поставленной в Программе, в результате анализа возможных сценариев развития отрасли обращения с отходами в целом и вариантов схем переработки ТБО в Санкт-Петербурге в частности предлагаются следующие механизмы.

Для обеспечения потребности Санкт-Петербурга в перерабатывающих мощностях и выполнения поставленных целей, к 2020 году планируется построить два новых и реконструировать два существующих МПЗ. Предлагается условное разделение территории Санкт-Петербурга на четыре технологические зоны. Технологической зоной в данном контексте называется часть территории Санкт-Петербурга, на которой количество образовываемых ТБО соответствует мощности МПЗ. Деление учитывает возможное изменение плотности населения и объемы образования ТБО. Предлагается создать условия для направления ТБО, собираемых в каждой технологической зоне, на соответствующий МПЗ, где и происходит процесс переработки. Технологическую зону "Северо-Западная" будет обеспечивать МПЗ-3 мощностью 700 тыс. тонн в год, технологическую зону "Северо-Восточная" - МПЗ-2 мощностью 400 тыс. тонн в год, технологическую зону "Юго-Восточная" - МПЗ-4 мощностью 400 тыс. тонн в год и технологическую зону "Юго-Западная" - МПЗ-1 мощностью 600 тыс. тонн в год. В связи тем, что потребность в перерабатывающих мощностях в технологической зоне "Северо-Западная" составляет 700 тыс. тонн в год, необходимо принятие решения об увеличении мощности МПЗ-3 до 700 тыс. тонн в год или о строительстве дополнительного МПЗ.

До ввода в эксплуатацию указанных МПЗ целесообразно осуществлять сортировку ТБО на существующих мусоросортировочных комплексах, увеличив глубину переработки до величины не менее 20 процентов путем использования современного оборудования для ООО "Квантум" и завершив оформление комплекса ООО "Ресурсорсбережение" в соответствии с действующим законодательством. Решение о дальнейшей эксплуатации и увеличении количества мусоросортировочных комплексов будет приниматься при условии их соответствия установленным в Санкт-Петербурге требованиям к мусоропереработке.

Производство компоста в долгосрочной перспективе считается нецелесообразным как с экономической, так и с экологической точек зрения. Поэтому в рамках Программы будет осуществлено внедрение следующих технологий:

производства альтернативного топлива из отходов производства и потребления (SRF) с широкими возможностями по регулированию его характеристик в целях удовлетворения нужд конкретного потребителя (проект создания и последующей эксплуатации завода по переработке ТБО в пос.Левашово на основе соглашения о государственно-частном партнерстве с греческим консорциумом Helector S.A. - Aktor Concessions S.A. - Aktor S.A);

утилизации ТБО и отходов ЛПУ с применением технологии плазменной газификации (пилотный проект мощностью 10 тыс. тонн в год - реализация в рамках модернизации ГУП "Завод МПБО-2").

Положительный энергетический баланс предприятий по мусоропереработке позволит покрыть не только собственные нужды заводов, но и обеспечит развитие прилегающих территорий путем размещения энергоемких производств.

Принимая во внимание размер инвестиций и недостаток опыта государственного сектора по созданию и эксплуатации современных мусороперерабатывающих предприятий, мероприятия по строительству и реконструкции заводов целесообразно осуществлять в форме государственно-частного партнерства.

Выбор технологий, применяющихся при последующем строительстве и реконструкции предприятий отрасли будет определяться при разработке ТЭО проектов.

На этапе, предшествующем реконструкции имущественного комплекса завода МПБО-2 в пос.Янино, расположенного на территории Ленинградской области, будут введены в эксплуатацию две сортировочные линии по отбору вторичного сырья.

В целях обеспечения переработки промышленных токсичных отходов будет осуществлено строительство экспериментального предприятия по переработке промышленных отходов в пос.Красный Бор.

Действующие полигоны по захоронению ТБО, в том числе несанкционированные свалки ТБО, будут закрыты и рекультивированы, полигон по захоронению ТБО "Новоселки" будет оснащен станцией дегазации.

Будет осуществлено строительство двух новых полигонов по захоронению ТБО в районах Ленинградской области, прилегающих к северной и южной технологическим зонам Санкт-Петербурга.

В результате анализа существующих и возможных вариантов организации сбора и вывоза ТБО оптимальным представляется стимулирование управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, собственников помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений на заключение договоров на вывоз и утилизацию ТБО с ОКК, в том числе с участием Организации-регулятора. Такой механизм будет отвечать критериям единства и централизованности системы вывоза ТБО.

Предполагается, что Организацией-регулятором будут осуществляться функции по планированию вывоза ТБО на ОКК.

Основой системы учета и контроля за деятельностью в области обращения с ТБО будет региональный кадастр отходов в Санкт-Петербурге, создаваемый в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".

Предлагается создать государственную информационную систему, содержащую информацию об обращении с отходами производства и потребления (далее - ГИС "ООПП"). При этом предлагается оснастить автомобильную технику, осуществляющую транспортирование отходов производства и потребления навигационной системой типа ГЛОНАСС. Дальнейшая эксплуатация ГИС "ООПП" будет осуществляться Организацией-регулятором.

В целях реализации сбора и вывоза ТБО на основании единой централизованной системы обращения с отходами будет применен общий план сбора и вывоза ТБО на территории Санкт-Петербурга, формируемый на основе генеральной схемы очистки территории.

Для обеспечения эффективного функционирования единой централизованной системы обращения с отходами предусмотрен ряд организационных мер:

в целях уточнения актуальных данных по объемам образования ТБО, их плотности, изменений в морфологическом составе и других количественных и качественных характеристик предполагается проводить регулярные исследования;

переход от применяющейся двухэтапной схемы транспортировки к одноэтапной схеме транспортировки всех образующихся ТБО ввиду централизация переработки на крупных МПЗ. Внедрение одноэтапной схемы подразумевает модернизацию контейнерного парка и парка спецтехники - переход к спецтехнике, позволяющей значительно уплотнять собираемые ТБО для увеличения количества единовременно перевозимых ТБО и замена повсеместно применяющихся шестикубовых контейнеров на контейнеры, пригодные для сбора ТБО мусоровозами с прессом-уплотнителем;

создание Организации-регулятора, осуществляющей организацию сбора и вывоза, распределения потоков ТБО между перерабатывающими мощностями и полигонами для захоронения ТБО;

создание условий для обеспечения Санкт-Петербурга площадками для сбора ТБО;