ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

от 3 февраля 2009 года N 3

Об утверждении республиканской целевой программы "Одаренные дети" на 2009-2011 годы



Принят
Народным Собранием
Республики Дагестан
29 января 2009 года

Статья 1


Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Одаренные дети" на 2009-2011 годы.

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.



Президент
Республики Дагестан
М.Алиев

г.Махачкала

3 февраля 2009 года

N 3


УТВЕРЖДЕНА
Законом Республики Дагестан
"Об утверждении республиканской
целевой программы "Одаренные дети"
на 2009-2011 годы"

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Одаренные дети" на 2009-2011 годы

     

ПАСПОРТ
республиканской целевой программы "Одаренные дети" на 2009-2011 годы

Наименование Программы

республиканская целевая программа "Одаренные дети" на 2009-2011 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

постановление Правительства Республики Дагестан от 23 января 2008 года N 17 "О состоянии и мерах по повышению доступности качественного образования в общеобразовательных учреждениях Республики Дагестан и организации горячего питания школьников"
постановление Правительства Республики Дагестан от 4 сентября 2008 года N 307 "О состоянии и мерах по улучшению работы с одаренными детьми в Республике Дагестан"

Государственный заказчик Программы

Правительство Республики Дагестан

Основной разработчик Программы

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Исполнители Программы

Министерство образования и науки Республики Дагестан Министерство культуры Республики Дагестан Министерство по делам молодежи Республики Дагестан Министерство по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан высшие учебные заведения (по согласованию) органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию)

Цели Программы

развитие системы работы с одаренными детьми координация взаимодействия и интеграция деятельности учреждений, работающих с детьми и молодежью республики совершенствование системы моральной и материальной поддержки одаренных детей республики

Задачи Программы

создание условий для выявления детской одаренности и развития детей в соответствии с их способностями по выбранным направлениям деятельности обеспечение реализации практических мероприятий Программы обеспечение развития и совершенствования системы стимулирования наиболее активно проявляющих себя одаренных детей методическое и информационное обеспечение работы с одаренными детьми повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания и образования талантливых детей, организация обмена опытом осуществление пропаганды достижений детского и молодежного творчества развитие и совершенствование республиканского конкурсно-фестивального, интеллектуального и спортивного движений осуществление социальной, педагогической и психологической поддержки одаренных выпускников, продолжающих образование в высших и средних профессиональных учебных заведениях просвещение родителей по вопросам развития ребенка

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

увеличение числа научных организаций учащихся с 20 в 2008 году до 60 в 2011 году увеличение числа предметных олимпиад с 14 в 2008 году до 21 в 2011 году увеличение числа участников республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников с 1500 чел. в 2008 году до 3300 чел. в 2011 году увеличение числа других республиканских интеллектуальных состязаний с 15 в 2008 году до 25 в 2011 году увеличение числа республиканских мероприятий по художественному творчеству учащихся с 10 в 2008 году до 25 в 2011 году увеличение числа республиканских спортивных турниров, соревнований с 25 в 2008 году до 40 в 2011 году внедрение Интернет-технологий, дистанционных форм работы с одаренными детьми увеличение числа одаренных детей, получающих государственную поддержку, с 3 в 2008 году до 33 в 2011 году

Сроки и этапы реализации Программы

2009-2011 годы. Этапы реализации:

2009 год - организационный этап;

2010 год - внедренческий этап;

2011 год - аналитический этап, подведение итогов Программы

Мероприятия Программы разделены по следующим направлениям:

научно-экспериментальная работа развитие образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми развитие республиканского интеллектуального, конкурсно-фестивального и спортивного движений обеспечение научно-методического и психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем затрат из республиканского бюджета Республики Дагестан на 2009-2011 годы составит 36694,0 тыс.руб., в том числе:

в 2009 году - 13051,0 тыс.руб.,

в 2010 году - 11830,0 тыс.руб.,

в 2011 году - 11813,0 тыс.руб.

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

развитие системы работы с одаренными детьми увеличение числа одаренных детей, получающих государственную поддержку повышение качества подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми оснащение и материально-техническая поддержка учреждений, работающих с одаренными детьми ежегодная выплата именных стипендий одаренным детям за успехи в учебе, в области культуры и искусства, технического творчества и спорта ежегодная государственная поддержка республиканских предметных олимпиад и научно-практических конференций, проведение городских фестивалей и конкурсов поддержка летних творческих школ и тематических смен для одаренных детей проведение мероприятий по обеспечению досуга одаренных детей создание системы широкого освещения проблем и направлений работы с одаренными детьми, в том числе в средствах массовой информации

Контроль за реализацией Программы

контроль за реализацией программы осуществляется в установленном порядке Министерством образования и науки Республики Дагестан совместно с Министерством финансов Республики Дагестан

     

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В настоящее время в современном обществе существенно изменились требования, предъявляемые к работнику и гражданину. Все в большей мере востребованным оказывается человек активный, способный легко ориентироваться и принимать ответственные решения в быстро меняющихся обстоятельствах.

В этой связи актуальной сегодня является проблема выявления, поддержки и развития творчески одаренных детей и молодежи как интеллектуального и духовного потенциала общества. Раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Именно поэтому необходимы меры по активизации работы с одаренными детьми.

Настоящая Программа исходит из следующих форм проявления детской одаренности:

академическая и общая интеллектуальная одаренность;

художественная одаренность;

спортивная одаренность;

организаторская, лидерская одаренность.

Задача системы образования заключается в том, чтобы, создав условия для всестороннего развития каждого ученика, помочь каждому ребенку развиться в той области творчества, где он наиболее активно сможет проявить свои способности и таланты.

Основными условиями выполнения Программы являются:

отработка технологий отбора одаренных детей;

укрепление и развитие сети образовательных учреждений, позволяющих организовать образовательный процесс с учетом категорий одаренных детей;

разработка и внедрение развивающих программ и методик;

проведение индивидуальной работы высокопрофессиональных педагогов и специалистов с одаренными детьми для оказания им содействия в творческом росте;

разработка мер социальной и психологической поддержки одаренных детей;

сохранение и развитие системы взаимодействия учреждений и организаций, работающих с одаренными детьми.

II. Основные цели и задачи Программы


Основными целями Программы являются:

развитие системы работы с одаренными детьми;

координация взаимодействия и интеграция деятельности учреждений, работающих с детьми и молодежью республики;

совершенствование системы моральной и материальной поддержки одаренных детей республики.

Программа предусматривает решение следующих задач:

создание условий для выявления детской одаренности и развития детей в соответствии с их способностями по выбранным направлениям деятельности;

обеспечение реализации практических мероприятий Программы;

обеспечение развития и совершенствования системы стимулирования наиболее активно проявляющих себя одаренных детей;

методическое и информационное обеспечение работы с одаренными детьми;

повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания и образования талантливых детей, организация обмена опытом;

осуществление пропаганды достижений детского и молодежного творчества;

развитие и совершенствование республиканского конкурсно-фестивального, интеллектуального и спортивного движений;

осуществление социальной, педагогической и психологической поддержки одаренных выпускников, продолжающих образование в высших и средних профессиональных учебных заведениях;

просвещение родителей по вопросам развития ребенка.

Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы являются:

увеличение числа научных организаций учащихся с 20 в 2008 году до 60 в 2011 году;

увеличение числа предметных олимпиад с 14 в 2008 году до 21 в 2011 году;

увеличение числа участников республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников с 1500 человек в 2008 году до 3300 человек в 2011 году;

увеличение числа других республиканских интеллектуальных состязаний с 15 в 2008 году до 25 в 2011 году;

увеличение числа республиканских мероприятий по художественному творчеству учащихся с 10 в 2008 году до 25 в 2011 году;

увеличение числа республиканских спортивных турниров, соревнований с 25 в 2008 году до 40 в 2011 году;

внедрение Интернет-технологий, дистанционных форм работы с одаренными детьми;

увеличение числа одаренных детей, получающих государственную поддержку, с 3 в 2008 году до 33 в 2011 году.

III. Перечень программных мероприятий


Перечень мероприятий Программы приведен в приложении.

IV. Сроки и этапы реализации Программы


Сроки реализации Программы - 2009-2011 годы. Программа предусматривает следующие этапы реализации:

2009 год - организационный этап;

2010 год - внедренческий этап;

2011 год - аналитический этап, подведение итогов Программы.

V. Объемы и источники финансирования Программы


Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, общий объем которых составляет 36694,0 тыс.рублей.

Объемы и источники финансирования мероприятий Программы могут ежегодно уточняться исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.

VI. Механизм реализации Программы


Министерство образования и науки Республики Дагестан ежегодно согласовывает с Министерством экономики Республики Дагестан и Министерством финансов Республики Дагестан уточненные показатели эффективности реализации Программы на соответствующий финансовый год, а в дальнейшем ежегодно представляет информацию Министерству экономики Республики Дагестан, Министерству финансов Республики Дагестан и докладывает Правительству Республики Дагестан о ходе ее выполнения.

Текущее управление реализацией Программы осуществляется Министерством образования и науки Республики Дагестан.

Для координации деятельности по реализации Программы Правительством Республики Дагестан создается Координационный совет, который проводит свои заседания не реже двух раз в год.

Общий контроль за реализацией Программы осуществляют Министерство образования и науки Республики Дагестан, Министерство финансов Республики Дагестан.

VII. Оценка социально-экономической эффективности и ожидаемые результаты реализации Программы


В результате реализации Программы ожидается:

развитие системы работы с одаренными детьми;

увеличение числа одаренных детей, получающих государственную поддержку;

повышение качества подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми;

оснащение и материально-техническая поддержка учреждений, работающих с одаренными детьми;

ежегодная выплата именных стипендий одаренным детям за успехи в учебе, в области культуры и искусства, технического творчества и спорта;

ежегодная государственная поддержка республиканских предметных олимпиад и научно-практических конференций, проведение городских фестивалей и конкурсов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»