Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2012 годы" | |||
Основания для разработки Програм мы | Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 N 803 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы", | |||
Государственный заказчик Программы | Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики | |||
Основной разработчик Программы | Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики | |||
Цель Программы | Обеспечение современного качества образования, направленного на развитие инновационной культуры выпускника школы в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства | |||
Задачи Программы | Развитие инновационной образовательной инфраструктуры, обеспечивающей преемственность всех уровней образования и успешную социальную интеграцию выпускников школы в общество; | |||
Сроки реализации Программы | 2009-2012 годы | |||
Перечень мероприятий | Разработка и реализация инновационных моделей управления и организации общего и дополнительного образования; | |||
Исполнители мероприятий Программы | Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, государственное учреждение "Карачаево-Черкесский республиканский институт повышения квалификации работников образования", органы местного самоуправления (по согласованию), организации, определенные в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" | |||
Объемы и источники финансирования | Общая сумма финансирования - 197600 тыс. рублей, в том числе: | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Наличие развитой инновационной образовательной инфраструктуры; | |||
Система организации контроля за исполнением Программы | Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 1 марта следующего за отчетным годом информируют о ходе выполнения Программы Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики. |
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики
Основным условием усиления политической и экономической роли Карачаево-Черкесской Республики и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности.
Главное конкурентное преимущество связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которое во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста.
Цель политики модернизации образования состоит в обеспечении конкурентоспособности на мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки. Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность.
Задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и эффективности образования, определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (далее - Концепция) утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12. 2001 N 1756-р. Применительно к периоду действия Программы они сводятся к следующему:
развитие современной системы непрерывного образования;
повышение качества профессионального образования;
обеспечение доступности качественного общего образования;
повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;
формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушевого финансирования.
Решение этих задач в 2009-2012 годах позволит ликвидировать следующие проблемы:
несоответствие действующего законодательства целям интенсивного развития системы образования;
чрезмерное государственное регламентирование финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере образования при нехватке средств и недостаточной свободе их использования;
отсутствие формируемых вне системы образования требований к содержанию и качеству образования;
несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития республики.
Приоритетный национальный проект "Образование" создает условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий (оснащение школ персональными компьютерами, подключение их к сети Интернет, создание системы федеральных образовательных порталов, разработка электронных образовательных продуктов, переподготовка преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий).
Благодаря мерам, принятым в рамках реализации Концепции, целевых программ в сфере образования, была создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии республики:
приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;
разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования;
создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность сферы образования.
Решение указанных задач достигается также благодаря использованию системы мер по совершенствованию нормативно-правовой базы, кадровому, информационному и материально-техническому обеспечению сферы образования.
2. Обоснование решения проблемы программно-целевым методом
Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в ходе реализации Концепции в системе образования, пока еще нельзя говорить о том, что процесс ее модернизации удовлетворяет общество.
Реализация поставленных в Программе стратегических целей и задач требует применения эффективных механизмов и методов преодоления кризисных явлений в сфере образования. Использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования направлено на создание условий для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования в условиях бюджетных ограничений.