Недействующий

ЗАКОН

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 13 января 2009 года N 108-РЗ

О республиканской целевой программе "Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2012 годы"

Принят

Народным Собранием (Парламентом)

Карачаево-Черкесской Республики 26 декабря 2008 года

Утратил силу:

Закон КЧР от 13.03.2013 N 7-РЗ RU 09000201300056

Статья 1


Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2012 годы".

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Карачаево-Черкесской Республики

Б.С. Эбзеев

Приложение к Закону Карачаево-Черкесской Республики "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2012 годы"

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2009-2012 ГОДЫ"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Развитие образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2012 годы"
 (далее - Программа)

Основания для разработки Програм мы

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 N 803 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы",
 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р,
 Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании",
 Закон Карачаево-Черкесской Республики от 06.01.1998 N 376-ХХII"Об образовании"

Государственный заказчик Программы

Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики

Основной разработчик Программы

Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики

Цель Программы

Обеспечение современного качества образования, направленного на развитие инновационной культуры выпускника школы в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства

Задачи Программы

Развитие инновационной образовательной инфраструктуры, обеспечивающей преемственность всех уровней образования и успешную социальную интеграцию выпускников школы в общество;

 формирование современных механизмов ресурсного обеспечения развития системы образования;

 совершенствование методов и механизмов анализа и прогнозирования развития системы образования на основе внедрения инновационных технологий исследований, мониторинга и оценки качества образования;

 развитие новых форм государственно-об-ще-ственного управления образованием, обеспечивающих взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных учреждений, общественных и других организаций

Сроки реализации Программы

2009-2012 годы

Перечень мероприятий

Разработка и реализация инновационных моделей управления и организации общего и дополнительного образования;

 внедрение эффективных механизмов ресурсного обеспечения развития системы образования;

 формирование и внедрение современной системы государственно-общественного управления образованием;

 создание эффективной системы мониторинга, статистики и оценки качества образования, организация исследований развития системы образования

Исполнители мероприятий Программы

Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, государственное учреждение "Карачаево-Черкесский республиканский институт повышения квалификации работников образования", органы местного самоуправления (по согласованию), организации, определенные в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Объемы и источники финансирования

Общая сумма финансирования - 197600 тыс. рублей, в том числе:
 ___________ средства республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 137600тыс. рублей;

 Федерального бюджета - 60000 тыс. руб. (по согласованию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Наличие развитой инновационной образовательной инфраструктуры;

 позитивная динамика изменения уровня инновационной культуры участников образовательного процесса;

 появление новых управленческих и образовательных практик, позитивно влияющих на повышение качества образования;

 полный охват детей дошкольного возраста предшкольной подготовкой;

 охват услугами системы дополнительного образования школьников;

 готовность учащихся к осознанному выбору индивидуальной образовательной траектории в профессиональном пространстве социума;

 достижение компьютерной грамотности у школьников и учителей на уровне навыков работы с информацией;

 владение каждым выпускником школы одним иностранным языком на уровне функциональной грамотности;

 оснащение республиканских образовательных учреждений современной компьютерной техникой, учебным программным обеспечением в соотношении 1 на 10 учащихся;

 практическое применение педагогическими работниками инновационных образовательных технологий в процессе обучения и воспитания учащихся;

 перевод всех образовательных учреждений на финансово-хозяйственную самостоятельность;

 качественное многопрофильное психолого-педаго-гическое, медико-социальное сопровождение участников образовательного процесса;

 появление инновационных моделей и практик научно-методического сопровождения развития образовательных систем и процессов;

 наличие разнообразных форм государственно-об-щественного управления качеством образования;

 функционирование системы оперативного получения достоверной информации о состоянии развития системы образования, индивидуальных достижениях учащихся, педагогических работников;

 практика публичных докладов о результатах деятельности образовательных систем.

Система организации контроля за исполнением Программы

Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 1 марта следующего за отчетным годом информируют о ходе выполнения Программы Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики.
 Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики ежегодно информирует и предоставляет отчетность в Правительство Карачаево-Черкесской Республики о ходе выполнения Программы к 1 апреля следующего за отчетным годом.

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей

Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики

Основным условием усиления политической и экономической роли Карачаево-Черкесской Республики и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности.

Главное конкурентное преимущество связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которое во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста.

Цель политики модернизации образования состоит в обеспечении конкурентоспособности на мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки. Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность.

Задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и эффективности образования, определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (далее - Концепция) утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12. 2001 N 1756-р. Применительно к периоду действия Программы они сводятся к следующему:

развитие современной системы непрерывного образования;

повышение качества профессионального образования;

обеспечение доступности качественного общего образования;

повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;

формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушевого финансирования.

Решение этих задач в 2009-2012 годах позволит ликвидировать следующие проблемы:

несоответствие действующего законодательства целям интенсивного развития системы образования;

чрезмерное государственное регламентирование финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере образования при нехватке средств и недостаточной свободе их использования;

отсутствие формируемых вне системы образования требований к содержанию и качеству образования;

несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития республики.

Приоритетный национальный проект "Образование" создает условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий (оснащение школ персональными компьютерами, подключение их к сети Интернет, создание системы федеральных образовательных порталов, разработка электронных образовательных продуктов, переподготовка преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий).

Благодаря мерам, принятым в рамках реализации Концепции, целевых программ в сфере образования, была создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии республики:

приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;

разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования;

создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность сферы образования.

Решение указанных задач достигается также благодаря использованию системы мер по совершенствованию нормативно-правовой базы, кадровому, информационному и материально-техническому обеспечению сферы образования.

2. Обоснование решения проблемы программно-целевым методом

Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в ходе реализации Концепции в системе образования, пока еще нельзя говорить о том, что процесс ее модернизации удовлетворяет общество.

Реализация поставленных в Программе стратегических целей и задач требует применения эффективных механизмов и методов преодоления кризисных явлений в сфере образования. Использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования направлено на создание условий для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования в условиях бюджетных ограничений.

Программа как организационная основа в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Автономное развитие каждого из этих элементов не позволит поднять сферу образования на уровень, соответствующий современному этапу социально-экономического развития республики.

Реализация с помощью программно-целевого метода комплекса мероприятий республиканского масштаба, затрагивающих систему образования в целом, предусматривает создание централизованных механизмов их координации и распространения на республиканском и муниципальном уровнях, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в образовании.

Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:

неполное введение к 2011 году профильного обучения из-за недостаточного материального, кадрового и методического обеспечения;

перенос срока полномасштабного выпуска школьников, обучавшихся по новым образовательным стандартам, на 2015 и последующие годы, что негативно повлияет на качественную структуру трудовых ресурсов республики и уменьшит ее конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность;

замедление роста доли детей дошкольного возраста, обучающихся по программам предшкольного образования;

сохранение перегрузки детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, что крайне отрицательно повлияет на физическое и психологическое здоровье;

рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной доступности образования и дифференциацией качества образования для различных групп населения;

усиление деградации материальной инфраструктуры образования, что к 2020 году может потребовать принятия экстренных мер по ее воссозданию.

Ошибки при выборе механизмов управленческой коррекции программных мероприятий могут привести к недостаточной координации деятельности заказчиков и исполнителей, нецелевому использованию бюджетных средств или их неэффективному расходованию.

Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития отрасли, могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность использования бюджетных средств.

3. ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

изложены в приложении к настоящей Программе

3.1. Совершенствование содержания и технологий образования

Решение стратегической задачи совершенствования содержания и технологий образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:

создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе;

оптимизация нагрузки учащихся общеобразовательных учреждений и расширение возможностей дополнительного образования детей;

введение профильного обучения в старшей школе, обеспечивающего возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана;

внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста;

внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.

3.2. Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг

Решение стратегической задачи развития системы обеспечения качества образования достигается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:

совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений и организаций с целью обеспечения ее соответствия развивающейся системе образования;

развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений;

завершение эксперимента по введению единого государственного экзамена, итоги которого позволят обеспечить доступность профессионального образования, объективность вступительных испытаний, преемственность общего и профессионального образования, а также осуществление государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки уровня подготовки выпускников;

создание системы оценки качества образования, согласованной по всем уровням и ступеням образования, что в итоге позволит обеспечить его качество и доступность;

совершенствование государственной аттестации педагогических кадров с целью повышения качества и результативности системы подготовки кадров высшей квалификации и обеспечения воспроизводства и развития кадрового потенциала образования и науки.

3.3. Повышение эффективности управления в системе образования

Решение стратегической задачи повышения эффективности управления в сфере образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:

внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования, для обеспечения адекватной реакции системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества и государства;

внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»