ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
от 10 декабря 2008 года N 1811-ОД
Об областной целевой программе "Повышение качества государственных и муниципальных услуг путем создания сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Волгоградской области" на 2008-2011 годы
____________________________________________________________________
Утратил силу с 16 декабря 2009 года на основании
Закона Волгоградской области от 7 декабря 2009 года N 1967-ОД
____________________________________________________________________
Принят
Волгоградской
областной Думой
24 ноября 2008 года
Утвердить областную целевую программу "Повышение качества государственных и муниципальных услуг путем создания сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Волгоградской области" на 2008-2011 годы согласно приложению.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Администрации
Волгоградской области
Н.К.Максюта
10 декабря 2008 года
N 1811-ОД
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Повышение качества государственных и муниципальных услуг путем создания сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Волгоградской области" на 2008-2011 годы
Наименование Программы | - Областная целевая программа "Повышение качества государственных и муниципальных услуг путем создания сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Волгоградской области" на 2008-2011 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | - Постановление главы администрации Волгоградской области от 14 июля 2008 года N 898 "О реализации проекта "Разработка областной целевой программы "Повышение качества государственных и муниципальных услуг путем создания сети МФЦ на территории Волгоградской области" на 2008-2011 годы" |
Государственные заказчики (государственный заказчик - координатор) Программы | - Комитет экономики администрации Волгоградской области; комитет информационных и коммуникационных технологий администрации Волгоградской области |
Основной разработчик Программы | - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Волгоградский государственный университет" |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели | - Основными целями Программы являются: |
Сроки и этапы реализации Программы | - 2008-2011 годы: |
Перечень основных мероприятий Программы | - Создание сети МФЦ на территории области, включая совершенствование системы предоставления услуг по принципу "единого окна"; |
Объем и источники финансирования Программы | - Общий объем финансирования Программы составляет 885050 тыс.рублей, в том числе: |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - Повышение до 70 процентов степени удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг; |
Система организации контроля за исполнением Программы | - Контроль за реализацией Программы, координация деятельности исполнителей Программы осуществляются в порядке, определенном статьей 13 Закона Волгоградской области от 11 августа 2006 года N 1275-ОД "Об областных целевых программах" |
Реформирование системы государственного управления является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития.
По свидетельству международных экспертов, по эффективности государственного управления и качеству публичных услуг Российская Федерация находится на одном уровне со странами, намного уступающими ей в экономическом развитии. А по ряду интегральных показателей, используемых в международной практике, Россия значительно уступает не только развитым странам, но и большинству стран Восточной Европы.
По существу, сфера государственного управления превратилась в ограничивающий фактор для социально-экономического развития. Для решения этой проблемы необходимо повысить эффективность государственного управления путем кардинального улучшения деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
В Российской Федерации реформа государственного управления осуществляется через реализацию административной реформы. Принят указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 года N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах", в котором определены приоритетные направления административной реформы. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р, с изменениями от 9 февраля 2008 года N 157-р, утверждена Концепция административной реформы в Российской Федерации на 2006-2010 годы и план мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах. В Волгоградской области реализуется Программа проведения административной реформы, утвержденная постановлением главы администрации Волгоградской области от 18 мая 2006 года N 554.
Повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, определенное в вышеуказанных нормативных правовых актах, предполагает в том числе изменение организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "единого окна" и организацию эффективного межведомственного взаимодействия. Проблемы межведомственного взаимодействия и территориальной разобщенности, сопровождающиеся неразвитостью коммуникационной инфраструктуры, являются главным препятствием к уменьшению времени предоставления услуг, снижению количества подтверждающих документов, отработке сквозных регламентов, сокращению очередей и в конечном итоге - к удовлетворенности граждан и юридических лиц работой органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Проблема совершенствования сферы государственного управления является центральной и определена в мероприятиях по созданию комплексной информационной системы "Электронное правительство Волгоградской области", реализуемых в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)". Комплексную информационную систему "Электронное правительство Волгоградской области" можно охарактеризовать как автоматизацию и непрерывную оптимизацию процесса предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и юридическим лицам при помощи технических средств, Интернета и современных средств массовой информации.
Это позволит оптимизировать предоставление государственных и муниципальных услуг гражданам и юридическим лицам; повысить степень участия граждан и юридических лиц в процессах руководства и управления регионом; расширить возможности самообслуживания граждан и юридических лиц; обеспечить рост технологической осведомленности и квалификации граждан и юридических лиц; снизить воздействие фактора географического местоположения.
Одним из главных организационных механизмов определено создание сети МФЦ для предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и юридическим лицам территориальными органами федеральных органов власти, органами исполнительной власти Волгоградской области и органами местного самоуправления и обеспечение условий для ее развития и эффективного функционирования.
Участниками МФЦ являются территориальные органы федеральных органов власти, органы исполнительной власти Волгоградской области, органы местного самоуправления, территориальные подразделения государственных внебюджетных фондов, организации, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами, организации, предоставляющие дополнительные услуги (оказание квалифицированной юридической помощи, нотариальные, банковские и иные услуги, связанные с предоставлением государственных и муниципальных услуг).
МФЦ представляет собой организацию, созданную для оказания гражданам и юридическим лицам комплекса взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг с участием представителей различных ведомств, на основе единого помещения, организованного по принципу "единого окна" и соответствующего всем необходимым требованиям комфортности предоставления государственных и муниципальных услуг (возможность предварительной записи по телефону, организация работы центров телефонного обслуживания населения, телефона "горячей линии", электронная очередь, оборудованные места для ожидания, удобство расположения и т.д.), включая возможность оплатить необходимые пошлины и сборы (наличие отделений Сбербанка России, автоматов для приема платежей).
МФЦ может быть создан в форме государственного (муниципального) либо автономного учреждения.
Создание МФЦ осуществляется в соответствии с гражданским и бюджетным законодательством Российской Федерации. В случае создания МФЦ в форме автономного учреждения также должны учитываться нормы Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
Ключевой функцией МФЦ является организация приема, первичной обработки документов, предоставление услуг, выдача гражданам и юридическим лицам результатов предоставления государственных и муниципальных услуг, консультирование граждан и юридических лиц по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг. Взаимодействие участников МФЦ при предоставлении государственных и муниципальных услуг осуществляется на основе заключенных соглашений.
Для поддержки деятельности МФЦ предусмотрено создание автоматизированной информационной системы МФЦ (АИС МФЦ) в рамках комплексной информационной системы "Электронное правительство Волгоградской области". Эта работа должна быть скоординирована с целями настоящей Программы создания МФЦ путем проектирования специализированного портала государственных и муниципальных услуг, оказываемых гражданам и юридическим лицам территориальными органами федеральных органов власти, органами исполнительной власти Волгоградской области и органами местного самоуправления, в котором содержится исчерпывающая информация о государственных и муниципальных услугах, размещены все необходимые для заполнения формы и бланки, а в перспективе предусмотрено частичное или полное дистанционное получение государственных и муниципальных услуг. Поддержка осуществляется по следующим направлениям:
автоматизация;
документационное обеспечение деятельности МФЦ;
информационно-справочное обеспечение деятельности МФЦ;
межведомственный информационный обмен.
Необходимым этапом построения АИС МФЦ является проведение проектных работ, финансируемых из областного бюджета. После проведения проектных работ необходимо внести изменения в Программу с учетом стоимости самой системы, стоимости внедрения типового решения в отдельно взятом МФЦ и стоимости работ по сопряжению АИС МФЦ с другими информационными системами.
АИС МФЦ должна быть построена по модульному принципу с учетом возможности использования технологической инфраструктуры общероссийского государственного информационного центра, государственного учреждения "Центр информационных технологий Волгоградской области".
Информационное сопровождение МФЦ предусматривает взаимодействие со средствами массовой информации, общественными организациями, гражданами, юридическими лицами и предполагает мероприятия по информированию получателей услуг, организации обратной связи с получателями услуг и стимулированию участников МФЦ к повышению эффективности деятельности. Предполагается создание интернет-портала МФЦ на базе интернет-портала администрации Волгоградской области в соответствии с требованиями к раскрытию информации о деятельности органов власти и удобства пользования ею.
В среднем в Волгоградской области предоставляется гражданам и юридическим лицам более 230 государственных и муниципальных услуг, примерно треть из которых связаны с социальной поддержкой и социальной защитой граждан. В этой связи необходимо создать и предусмотреть перспективу расширения возможностей МФЦ в 2008 году и последующих годах.
Наиболее оправдано предоставление в МФЦ в первую очередь следующих блоков государственных и муниципальных услуг:
социальная поддержка граждан;
регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
регистрация по месту пребывания и проживания, выдача удостоверяющих личность документов, услуги ЗАГС и др.;
комплексные услуги и функции, связанные с взаимодействием с бизнесом (выдача разрешений, лицензирование и т.д.).
С 2006 года принцип "единого окна" реализуется в территориальных органах социальной защиты населения Волгоградской области, территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, бюро технической инвентаризации. В 2007 году стартовал пилотный проект по созданию автономного учреждения МФЦ в городском округе город Волжский, который позволил апробировать рабочую модель подготовительного этапа, выявить узкие места и пути их преодоления. В марте 2008 года Волжский МФЦ принял своих первых посетителей. В 2008 году администрацией городского округа город Михайловка выделено здание для создания автономного учреждения МФЦ, готовятся соответствующие нормативные правовые акты. Администрацией городского округа город Волгоград рассматриваются варианты создания МФЦ.
Областная целевая программа "Повышение качества государственных и муниципальных услуг путем создания сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Волгоградской области на 2008-2011 годы" является документом, в котором отражается участие бюджетных и внебюджетных источников в решении проблемы оказания гражданам и юридическим лицам государственных и муниципальных услуг.
В настоящее время доведение информации до граждан и юридических лиц носит, как правило, нерегулярный характер и в основном ограничивается ее распространением через средства массовой информации. Граждане и юридические лица не всегда имеют возможность оперативно ознакомиться с новыми нормативными правовыми актами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Волгоградской области и органов местного самоуправления.
Из-за недостаточной оптимизации процессов предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и юридическим лицам, отсутствия практики информирования о порядке предоставления услуг по телефонам "горячей линии" либо посредством информационных брошюр и т.п. уровень удовлетворенности граждан и юридических лиц указанными услугами остается крайне низким.
Сложившаяся практика представления документов для оказания различных видов государственных и муниципальных услуг, предполагающая сбор одних и тех же документов в нескольких экземплярах и формирование в результате нескольких личных дел и баз данных на одних и тех же посетителей, приводит к значительным затратам времени и материальных средств граждан, юридических лиц, обращающихся за государственными и муниципальными услугами. Не определено предельное время ожидания исполнения услуги. Отсутствие четкой регламентации административных процедур не позволяет нормировать трудозатраты на прием одного посетителя. В некоторых местах оказания услуг отсутствуют комфортные условия для ожидания и приема посетителей. В настоящее время только на оформление документов для получения услуги уходит от одного часа до трех часов при условии, что ксерокопии представляемых документов уже сделаны. Кроме того, заявитель тратит время на обращение в другие инстанции для сбора необходимых документов из-за отсутствия межведомственного обмена данными в электронном виде, и получателям государственных и муниципальных услуг необходимо лично обращаться в различные инстанции за справками, требуемыми для получения определенной услуги.
Это приводит к усложнению процедуры получения государственных и муниципальных услуг гражданами и юридическими лицами, возможности злоупотреблений должностных лиц, участвующих в процессе, отсутствию контроля за качеством предоставления услуги.
Эффективная система управления качеством предоставления государственных и муниципальных услуг требует создания оперативной обратной связи с их получателями. Создание МФЦ в сочетании с "электронным правительством" сделает процесс предоставления услуг не только оперативным, но и интерактивным. Обезличенное, но контролируемое общение чиновника с гражданами и юридическими лицами, позволяющее получателям государственных и муниципальных услуг самим отслеживать процесс решения своих запросов, приведет к созданию в конечном счете самоуправляемой системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и юридическим лицам.
Проектирование эффективной системы предоставления государственных и муниципальных услуг подразумевает наличие способов формального описания (организационного моделирования) деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Волгоградской области и органов местного самоуправления по предоставлению государственных и муниципальных услуг, позволяющих анализировать административные процессы с целью их оптимизации.
В 2008 году финансирование работы по развитию оказания государственных и муниципальных услуг на основе принципа "единого окна", по созданию и развитию МФЦ на территории Волгоградской области осуществляется за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
Финансовая поддержка этой работы из федерального бюджета позволит обеспечить комплексность, последовательность и стратегическую значимость данному направлению, сократить бюджетные издержки и создать условия для тиражирования лучшей практики.
Программа направлена на оптимизацию процедур предоставления государственных и муниципальных услуг, упрощение механизма их представления и устранение дублирующих действий и пакетов документов.
В создаваемых МФЦ предполагается организовать информационный обмен со всеми задействованными в предоставлении государственных и муниципальных услуг территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Волгоградской области и органами местного самоуправления, спроектировать и регламентировать наиболее оптимальные схемы межведомственного и межуровневого взаимодействия на основе соглашения.
Разрабатываемая Программа будет направлена на достижение конечных социально значимых результатов, главный из которых - повышение удовлетворенности граждан и юридических лиц качеством оказанных государственных и муниципальных услуг.