ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2008 года N 1038/44

Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Совершенствование медицинской помощи новорожденным, беременным женщинам и матерям в Московской области на период 2009-2012 годов"

(с изменениями на 11 ноября 2010 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Московской области от 22 сентября 2009 года N 768/40 (Информационный вестник Правительства Московской области, N 10 (часть II), 30.10.2009);

постановлением Правительства Московской области от 21 июля 2010 года N 566/30 (Информационный вестник Правительства МО, N 8, часть 1, 31.08.2010);

постановлением Правительства Московской области от 11 ноября 2010 года N 986/52 (Информационный вестник Правительства МО, N 12, 17.01.2011).

____________________________________________________________________


В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Московской области от 21.07.2008 N 593/26 "О разработке долгосрочных целевых программ Московской области в сфере здравоохранения" и в целях повышения качества оказания специализированной медицинской помощи в Московской области Правительство Московской области

постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу Московской области "Совершенствование медицинской помощи новорожденным, беременным женщинам и матерям в Московской области на период 2009-2012 годов" (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.

Губернатор
Московской области
Б.В.Громов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Московской области
от 20 ноября 2008 года N 1038/44

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Московской области "Совершенствование медицинской помощи новорожденным, беременным женщинам и матерям в Московской области на период 2009-2012 годов"

(с изменениями на 11 ноября 2010 года)

     

     

ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы Московской области "Совершенствование медицинской помощи новорожденным, беременным женщинам и матерям в Московской области на период 2009-2012 годов"

Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа Московской области "Совершенствование медицинской помощи новорожденным, беременным женщинам и матерям в Московской области на период 2009-2012 годов" (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

Бюджетный кодекс Российской Федерации;

постановление Правительства Московской области от 21.07.2008 N 593/26 "О разработке долгосрочных целевых программ Московской области в сфере здравоохранения"

Государственный заказчик Программы

Министерство здравоохранения Московской области

Разработчик Программы

Министерство здравоохранения Московской области

Цель Программы

Повышение эффективности и качества оказания специализированной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, новорожденным и детям первого года жизни.

Задачи Программы

Оснащение современным медицинским оборудованием и укрепление материально-технической базы

государственных учреждений здравоохранения Московской области, оказывающих специализированную медицинскую помощь женщинам, новорожденным и детям первого года жизни.

Внедрение в практическое здравоохранение современных достижений в области акушерства и гинекологии, медицинской генетики, неонатологии и педиатрии раннего возраста.

Профилактика онкологических заболеваний репродуктивных органов у женщин.

Улучшение качества подготовки высококвалифицированных кадров лечебно-профилактических учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь женщинам, новорожденным и детям первого года жизни.

Разработка и внедрение информационных технологий, образовательных программ для населения по вопросам сохранения репродуктивного здоровья.

(позиция дополнена постановлением Правительства Московской области от 11 ноября 2010 года N 986/52, - см. предыдущую редакцию)

Сроки реализации Программы

2009-2012 годы.

Исполнители Программы

Министерство здравоохранения Московской области, государственное учреждение здравоохранения "Московский областной научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии", государственное учреждение здравоохранения "Московский областной перинатальный центр", государственное учреждение Московский областной научно-исследовательский клинический институт им.М.Ф.Владмирского

(позиция дополнена постановлением Правительства Московской области от 11 ноября 2010 года N 986/52, - см. предыдущую редакцию)

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем средств, направленных на реализацию мероприятий Программы, составляет 285137,0 тыс.рублей из бюджета Московской области, в том числе по годам:
2009 год - 5000,0 тыс.рублей;
2010 год - 28500,0 тыс.рублей;
2011 год - 100000,0 тыс.рублей;
2012 год - 151637,0 тыс.руб.

(позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 11 ноября 2010 года N 986/52, - см. предыдущую редакцию)

Планируемые результаты Программы (количественные и качественные показатели эффективности реализации Программы)

В результате выполнения Программы ожидается:

снижение материнской смертности с 20,4 до 20,1 на 100 тысяч детей, родившихся живыми;

снижение младенческой смертности с 8,0 до 7,8 на 1000 детей, родившихся живыми (в промилле);

снижение частоты осложнений беременности и родов у женщин с 36,3 процента до 34 процента;

снижение заболеваемости новорожденных в акушерских стационарах с 64,9 процентов до 59 процентов;

снижение онкологической заболеваемости репродуктивных органов у женщин с 8,9 до 8,8 на 100 тысяч населения

(позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 22 сентября 2009 года N 768/40, - см. предыдущую редакцию)

     

     

1. Характеристика проблемы в сфере здравоохранения и прогноз развития ситуации с учетом реализации Программы


Из общих медико-демографических проблем Московской области выделяется своей общественно-социальной значимостью проблема здоровья женщин, с которым связано состояние здоровья поколений.

С 1996 года в Московской области сохраняется низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий воспроизводства населения. На протяжении последних пяти лет смертность населения почти в 2 раза превышала рождаемость. В общей численности населения отмечается уменьшение числа детей и женщин детородного возраста. Серьезной демографической проблемой в Московской области остается распространенность среди женщин фертильного возраста абортов, негативно влияющих на частоту осложнений при последующих беременностях, на уровень материнской смертности.

На фоне низкой рождаемости наблюдается ухудшение качественных показателей здоровья девочек, девушек, женщин репродуктивного возраста и детей первого года жизни. За последние 10 лет репродуктивное здоровье девочек-подростков, которые будут определять в 2010-2020 годы качество потомства в Московской области, совокупно ухудшилось на 23 процента. В 6 раз чаще у подростков стали выявлять заболевания, передающиеся половым путем, ВИЧ-инфекцию. Гинекологическая заболеваемость у женщин детородного возраста по основным формам болезней выросла на 26 процентов. Негативные тенденции в состоянии здоровья наблюдаются у беременных женщин. Частота нормальных родов у женщин Московской области не превышает 32-35 процентов.

Снижение индекса здоровья женщин определило ухудшение качества потомства. В структуре причин смертности детей до одного года жизни более 60% детей умирает в возрасте до одного месяца от патологических состояний, которые формируются в период вынашивания ребенка женщиной. В 2,5 раза выросла общая и инфекционная заболеваемость новорожденных. Ежегодно 5 процентов детей рождаются с наследственной и врожденной патологией. Около 2-3 процентов новорожденных и детей раннего возраста нуждаются в оказании реанимационной помощи и интенсивной терапии. Среди факторов, неблагоприятно влияющих на уровень младенческой смертности и здоровье потомства, особое место заняли вредные привычки будущих родителей: употребление наркотиков, алкоголя, курение.

Благодаря целенаправленным мероприятиям за последние годы в Московской области удалось снизить и стабилизировать показатели материнской, перинатальной и младенческой смертности, однако темпы их снижения отстают от желаемых.

Сохраняющийся высокий уровень репродуктивных потерь населения Московской области во многом определяется состоянием материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства, их низкой обеспеченностью медицинским персоналом. В 2007 году Московская область занимала 46 место среди субъектов Российской Федерации по обеспеченности населения акушерскими койками, врачами акушерами-гинекологами и неонатологами. Потребность Московской области в койках для реанимации, выхаживания больных и маловесных новорожденных удовлетворена только на 37 процентов. Из 50 муниципальных роддомов в 6 нет круглосуточной врачебной акушерской помощи, а в 30 отсутствует круглосуточная врачебная помощь новорожденным детям. За пять лет укомплектованность акушерских стационаров врачами неонатологами снизилась с 77 до 57 процентов. Укомплектованность акушерками родовспомогательных учреждений Московской области за 10 лет сократилась на 750 единиц.

Реализация мероприятий Программы позволит повысить качество оказания специализированной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, новорожденным и детям первого года жизни и снизить материнскую и младенческую смертность за счет:

совершенствования материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства;

повышения квалификации медицинского персонала учреждений родовспоможения и детства;

внедрения современных перинатальных технологий в практическое здравоохранение;

осуществления профилактики онкологических заболеваний репродуктивных органов у женщин;

разработки и внедрения информационных технологий, образовательных программ для населения по вопросам сохранения репродуктивного здоровья.

2. Сведения о государственном заказчике,  исполнителях и разработчике Программы


В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 21.07.2008 N 593/26 "О разработке долгосрочных целевых программ Московской области в сфере здравоохранения" государственным заказчиком и разработчиком Программы является Министерство здравоохранения Московской области, действующее на основании Положения о Министерстве здравоохранения Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17.10.2007 N 790/28 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Московской области от 29.12.2007 N 1048/48, 17.06.2008 N 460/21 и 16.09.2008 N 823/35).

Государственный заказчик Программы несет ответственность за своевременную реализацию ее мероприятий и обеспечение достижения количественных и качественных показателей эффективности реализации Программы в соответствии с действующим законодательством.

Исполнителями Программы являются Министерство здравоохранения Московской области, государственное учреждение здравоохранения "Московский областной научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии", государственное учреждение здравоохранения "Московский областной перинатальный центр", государственное учреждение Московский областной научно-исследовательский клинический институт им.М.Ф.Владимирского (абзац дополнен постановлением Правительства Московской области от 11 ноября 2010 года N 986/52, - см. предыдущую редакцию).

3. Цель и задачи Программы


Целью Программы является повышение эффективности и качества оказания специализированной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, новорожденным и детям первого года жизни.

Задачи Программы:

оснащение современным медицинским оборудованием государственных учреждений здравоохранения Московской области, оказывающих специализированную медицинскую помощь женщинам, новорожденным и детям первого года жизни;

внедрение в практическое здравоохранение современных достижений в области акушерства и гинекологии, медицинской генетики, неонатологии и педиатрии раннего возраста;

профилактика онкологических заболеваний репродуктивных органов у женщин;

улучшение качества подготовки высококвалифицированных кадров лечебно-профилактических учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь женщинам, новорожденным и детям первого года жизни;

разработка и внедрение информационных технологий, образовательных программ для населения по вопросам сохранения репродуктивного здоровья.

Достижение цели и задач Программы осуществляется путем выполнения мероприятий, приведенных в приложении к Программе.

4. Планируемые количественные и качественные показатели эффективности реализации Программы

(Раздел в редакции, введенной в действие постановлением Правительства
Московской области от 22 сентября 2009 года N 768/40
, -

см. предыдущую редакцию)

          

N п/п

Задачи, направленные на достижение цели

Планируемый объем финансирования на решение данной задачи (тыс.руб.)

Показатели, характеризующие достижение цели

Единица измерения

Базовое значение показателя (на

Планируемое значение показателя по годам реализации

Бюджет Московской области

Другие источники

01.01.2008)

2009

2010

2011

2012

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1




Оснащение современным медицинским оборудованием
и укрепление материально-технической базы государственных учреждений здравоохранения

223637,0

1. Материнская смертность



Случаев на 100000 живорожденных




20,4




20,2




20,2




20,1




20,1





Московской области, оказывающих специализированную медицинскую помощь

2. Младенческая смертность

Промилле


8,0


7,9


7,9


7,8


7,8




женщинам, новорожденным и детям первого года жизни    

3. Осложнения беременности и родов

Проценты

36,3

35,0

35,0

34,0

34,0

(пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 11 ноября 2010 года N 986/52, - см. предыдущую редакцию)

2

Внедрение в практическое здравоохранение современных достижений в области акушерства и гинекологии, медицинской генетики, неонатологии и педиатрии раннего возраста

4. Заболеваемость новорожденных в акушерских стационарах

Проценты

64,9

63,0

62,0

61,0

59,0

3

Профилактика онкологических заболеваний репродуктивных органов у женщин

60000,0

1. Онкологическая заболеваемость репродуктивных органов у женщин

Случаев на 100 000 населения

8,9

8,9

8,9

8,8

8,8

(пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 11 ноября 2010 года N 986/52, - см. предыдущую редакцию)

4

Улучшение качества подготовки высококвалифицированных кадров лечебно-профилактических учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь женщинам, новорожденным и детям первого года жизни

1500,0

1. Количество подготовленных научно-практических семинаров, конференций для специалистов службы родовспоможения и детства

Единицы








8








9








10








11








12








2. Количество подготовленных информационно-
методических писем для специалистов по актуальным вопросам медицинской помощи женщинам и детям

Единицы

9




10


10

11

11

(пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 11 ноября 2010 года N 986/52, - см. предыдущую редакцию)

     

     

5. Методика расчета значений показателей эффективности реализации Программы


Эффективность реализации Программы определяется степенью достижения следующих показателей:

1. Показатель материнской смертности (рассчитывается как отношение числа умерших беременных (с начала беременности), рожениц, родильниц в течение 42 дней после прекращения беременности на 100000 живорожденных).

Источник: Годовые формы Госкомстата России С51 "Распределение умерших по полу, возрастным группам и причинам смерти", 106/у-98 "Врачебное свидетельство о смерти", 103/у-98 "Медицинское свидетельство о рождении".

2. Показатель младенческой смертности (рассчитывается как отношение числа детей, умерших в возрасте от 0 до 12 месяцев, на 1000 родившихся живыми за календарный год).

Источник: Годовые формы Госкомстата России С51 "Распределение умерших по полу, возрастным группам и причинам смерти", 106/2у-98 "Врачебное свидетельство о перинатальной смертности".

3. Показатель осложнений беременности и родов (рассчитывается как отношение числа осложнений беременности и родов у женского населения в возрасте от 18 до 49 лет на 100 родов).

Источник: Годовая форма Госкомстата России N 32 "Сведения о медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам".

4. Показатель заболеваемость новорожденных (рассчитывается как отношение числа новорожденных, заболевших в акушерских стационарах, на 100 родившихся живыми).

Источник: Годовая форма Госкомстата России N 32 "Сведения о медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»