В настоящее время в регионе имеется потенциал к развитию таких видов деятельности, как туристическая деятельность и сувенирная промышленность, деревопереработка, легкая промышленность, которые имеют преимущественно локальное (или межмуниципальное) значение. То есть данные сектора никогда не станут локомотивами развития экономики Республики Мордовия, но значимы для развития определенного муниципального образования или группы муниципальных образований. К таким направлениям, прежде всего, относятся:
1) Поддержка туристических проектов, имеющих межмуниципальное и региональное значение. По данным статистики, в 2006 г. республику посетило 59 тысяч туристов. Структура туристического потока в настоящее время выглядит следующим образом: санаторно-курортный туризм составляет 18 тысяч человек, профессионально-деловой - 17 тысяч человек, отдых (экологический, культурно-этнический туризм) - 4,8 тысячи человек. С учетом динамично развивающего туристического рынка Москвы, а также других городов-миллионников, выезд для жителей которых на выходные за пределы города или региона становится одним из элементов стиля жизни, данное направление является перспективным для ряда территорий республики. Также будут расти объемы внутрирегионального туризма. Прежде всего, в регионе могут быть развиты следующие направления туристической деятельности:
a. Культурно-исторический: паломнический туризм. В Мордовии находится несколько объектов культурно-исторического наследия, которые представляют интерес не только для паломников, но и для туристов, предпочитающих познавательный вид туризма. Это, прежде всего, Санаксарский Рождество-Богородичный мужской монастырь (недалеко от г. Темникова), Иоанно-Богословский мужской монастырь (5 км от г. Саранска), Спасо-Преображенский мужской монастырь (недалеко от г. Краснослободска), Инсарский Свято-Ольгинский женский монастырь (г. Инсар) и др.
Но развитие данного вида туризма невозможно без развития самих небольших городов, где расположены объекты культурно-исторического наследия, как локальных центров туризма. При этом формирование новых туристических центров с использованием старых музейных и туристических технологий бесперспективно (с этой точки зрения наличие краеведческих музеев практически в каждом из указанных городов, созданных по "советскому образцу", не является преимуществом). В условиях динамично развивающегося рынка (а соответственно, и конкуренции) необходимо а) выбрать точку локализации развития данного вида туризма, которая, соответственно, станет и "точкой остановки", например, в маршрутах, рассчитанных на 2 - 3 дня); б) создать в данной точке условия для появления разного типа проектов, объединенных одной идеей (брендом); в) выбрать стратегического партнера (партнеров) для реализации проекта. Примерами реализации такой стратегии в России являются г. Мышкин (Ярославская область) и г. Великий Устюг (Вологодская область). В Республике Мордовия такая стратегия может быть реализована в отношении г. Темникова, который имеет большие перспективы для развития внешнего туризма.