Действующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ДО 2025 ГОДА (с изменениями на: 19.06.2017)

Вставка 3.14. Развитие малых городов через туризм


Мышкин - город Мыши <69>

Город Мышкин в Ярославской области (численность населения 6 тысяч человек) всего за 10 лет стал "туристической Меккой" благодаря реализации следующих проектов:

а) формирование народных музеев (музей мыши, музей валенок, двенадцать музеев народного искусства и ремесел, дом ремесел, где организуются мастер-классы),

б) проведение фестивалей и культурных акций,

в) продвижение символа-брэнда города - Мыши,

г) строительство нового причала,

д) строительство гостиниц и кафе.

Благодаря реализации данных проектов туристический поток в город увеличился с 6,5 тысячи туристов в 1995 году до 59 тысяч туристов в 2005 г.

Ключевое событие для Мышкина - 2008 год, который по китайскому календарю является годом Мыши. Культурные мероприятия планируются в мировом масштабе. Символом праздника станет новый трехэтажный Дворец Мыши, или Мышиные палаты. На первом этаже в нем разместится зоопарк грызунов (мыши, хомяки, морские свинки и крысы), где среди прочего специалисты Российской академии наук помогут оформить зал "Мышь - герой науки", посвященный этим маленьким животным, над которыми ради спасения жизни людей проводили научные эксперименты. В тронном зале на втором этаже дворца будут проходить церемонии награждения орденом Мыши, учрежденным в Мышкине по инициативе академика Дмитрия Лихачева. На третьем этаже будут конференц-зал, кинозал и экспозиция "Мышь в произведениях изобразительного искусства".

     ________________

<69> По материалам открытых источников.

Великий Устюг - родина Деда Мороза <70>

Проект "Великий Устюг - родина Деда Мороза" реализуется на территории Вологодской области с 1998 года по инициативе мэра Москвы Ю.М.Лужкова и губернатора Вологодской области В.Е.Позгалева. В 2004 - 2006 гг. была реализована областная целевая программа "Великий Устюг - родина Деда Мороза", основными результатами которой стали:

а) строительство специализированной инфраструктуры: построен дом Деда Мороза, гостиницы, торговые ряды, кафе, лавка подарков, лечебно-оздоровительный комплекс на 100 мест. Введена в эксплуатацию первая очередь национального парка развлечений круглогодичного действия "Тропа сказок";

б) работа по продвижению товарного знака "Дед Мороз - Великий Устюг";

в) реконструкция и благоустройство города и т.д.

Приемом туристов в настоящее время занимается 8 туристских фирм (в 1997 году - 1). Наблюдается стабильный рост потока туристов и экскурсантов в г. Великий Устюг с 3 тысяч в 1998 году до 101,5 тысячи в 2005 году, из которых 91,1 тысячи или 89,6% составили организованные посетители. Традиционными стали специализированные детские туристские поезда из Вологды, Москвы, Санкт-Петербурга, Череповца.

Разработана и реализуется областная целевая программа "Великий Устюг - родина Деда Мороза" на 2007 - 2010 годы, включающая:

а) строительство детского игрового городка, с организацией ряда детских аттракционов и забав;

б) расширение зимнего сада;

в) строительство дворца Деда Мороза - комплексного помещения для проведения культурно-массовых мероприятий, питания и отдыха туристов;

г) развитие и воссоздание народных промыслов;

д) проведение массовых мероприятий.

     ________________

<70> Данные областной целевой программы "Великий Устюг - родина Деда Мороза" на 2007 - 2010 годы.

Другим видом культурно-исторического туризма, который имеет перспективы для развития на территории региона, является этнический туризм. Необходимо отметить, что этнический туризм, как правило, не является самостоятельным видом туризма (привлекающим большой туристический поток), а составляет дополнение к культурно-историческому (познавательному, городскому), развлекательному, рекреационному видам туризма. В настоящее время на территории Республики Мордовия функционирует 7 центров национальной культуры: Подлесная Тавла (Кочкуровский район), Низовка (Ардатовский район), Старая Теризморга (Старошайговский район), Рыбкино (Ковылкинский район), Кочетовка (Инсарский район) и др., в которых можно познакомиться с особенностями быта, ремесел, одежды, обрядов мордовского народа. Данные центры крайне значимы для развития внутрирегионального туризма, направлениями развития которого могут стать проведение детских праздников в центрах национальной культуры, туры выходного дня (семейный отдых). Также в 2007 году в Мордовии был проведен международный фестиваль национальных культур "Шумбрат, Финно-Угрия!". Крайне значимым элементом развития культурно-исторического туризма является сувенирная промышленность, развитие которой может быть поддержано за счет проведения российских и международных выставок, льготного предоставления производственных и торговых помещений.

b. Рекреационный и санаторно-курортный туризм. В настоящее время в регионе реализуются проекты по созданию горнолыжных комплексов, модернизации баз отдыха и т.д. Так же, как у жителей республики, у жителей других регионов популярностью пользуются санатории "Мокша", "Алатырь" и др. Развитие данных видов туризма будет зависеть от специализированной инфраструктуры (гостиничных комплексов, сектора развлечений, сектора общественного питания и т.д.), общей инфраструктуры (усиление транспортной доступности новых зон отдыха и рекреации), продвижения предложений мордовских санаториев и баз отдыха на макрорегиональном рынке туристических услуг.

c. Деловой и профессиональный туризм. В связи с экономическим развитием республики, а соответственно, увеличением обмена деловыми связями регионального бизнеса, увеличением количества выставок, семинаров, конкурсов и т.д. будет расти и количество прибывающих в регион с деловыми целями. Для развития данного вида туризма, прежде всего, важен уровень развития офисной и выставочной недвижимости, гостиниц, общественного питания. В связи с динамичным развитием учреждений спорта в регионе также развивается и профессиональный туризм, основанный на проведении в регионе российских и международных соревнований.