О Программе экономического и социального развития Республики Северная Осетия - Алания на 2008-2012 годы

1.2. Основные проблемы социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания


Основные проблемные вопросы в социально-экономическом развитии Республики Северная Осетия - Алания существуют как в сфере материального производства, так и в социальной сфере.

Пути решения отдельных проблем на территории Республики Северная Осетия - Алания совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти намечены при рассмотрении вопросов социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания на заседании Правительства Российской Федерации 28 июня 2007 года.

Производственный потенциал республики, накопленный к периоду рыночных преобразований, в силу объективных причин не может быть реализован без кардинального обновления и структурных, технологических и инновационных изменений. Значительной остается доля убыточных или низкорентабельных предприятий. Предприятия с традиционно высокой рентабельностью (энергетика, легкая промышленность, туризм) занимают малую долю в экономике.

Материальное производство


В сфере материального производства (промышленности, сельском хозяйстве, строительстве) основные проблемы связаны с:

ростом тарифов на топливно-энергетические ресурсы, превышающем средние темпы инфляции;

необеспеченностью республики собственными энергогенерирующими мощностями;

износом основных производственных фондов, физическим и моральным износом оборудования.

В промышленности и строительстве основные производственные фонды изношены на 55-60 процентов. Более половины предприятий используют устаревшие неэффективные технологии производства, что является причиной неконкурентоспособности продукции. Для решения проблемы необходима поддержка федерального центра, в частности:

1) в рамках федеральных целевых программ "Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2007-2010 годы и на период до 2015 года" и "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008-2010 годы" предусмотреть на 2008 год и последующие годы адресное финансирование технического перевооружения и реконструкции предприятий электронного комплекса, расположенных на территории Республики Северная Осетия - Алания, с целью создания современных наукоемких производств для нужд оборонно-промышленного комплекса и других отраслей промышленности;

2) с участием ОАО РАО "ЕЭС России", ОАО "ГидроОГК", ОАО "ФСК ЕЭС" рассмотреть предложения Правительства Республики Северная Осетия - Алания по развитию малой гидроэнергетики и электрических сетей в Республике Северная Осетия - Алания при доработке схемы развития электроэнергетики Российской Федерации до 2030 года;

3) совместно с Минэкономразвития России рассмотреть возможность использования мощностей перерабатывающих предприятий республики для производства биодобавок для моторных топлив и освобождения топливного этанола от акцизов.

В сельском хозяйстве изношенность сельскохозяйственной техники и парка сельскохозяйственных машин составляет 85-90 процентов. Количественно машинно-тракторный парк республики по сравнению с показателем 2001 года сократился наполовину. Значительно снизилась техническая надежность оросительной сети и гидротехнических сооружений. Решение проблемы возможно при поддержке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

В республике низкий уровень оснащенности производственных объектов современной транспортной и инженерной инфраструктурой.

Техническое состояние аэропорта "Владикавказ" не обеспечивает должный уровень безопасности, приема большегрузных авиасудов.

Часть основных автомагистралей, в том числе федерального значения, не соответствует нормативному состоянию. Автомобильные дороги регионального значения, разрушенные вследствие дислокации военных подразделений в Моздокском районе, а также в результате стихийного бедствия, вызванного сходом ледника Колка, отрезавшего от автомобильного сообщения несколько населенных пунктов, имеют высокий удельный вес в общей автотранспортной системе.

Для решения данной проблемы необходимо выделение государственных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" (2002-2010 годы), а также соответствующих субсидий из федерального бюджета, в том числе на финансирование:

1) реконструкции и строительства защитных инженерных сооружений федеральной автомобильной дороги "Кавказ" на участке Алагир - Нижний Зарамаг, что обеспечит круглогодичное бесперебойное и безопасное автомобильное движение на территории Республики Северная Осетия - Алания по международному транспортному коридору через Главный Кавказский хребет;

2) строительства и реконструкции автомобильных дорог регионального значения, в том числе:

автомобильной дороги Ставрополь - Прохладный - Моздок - Кизляр -Крайновка в объезд г.Моздока;

автомобильной дороги Гизель - Кобан - Кахтисар - Даргавс - Дзуарикау;

3) второго этапа реконструкции аэродрома аэропорта "Владикавказ".

Среди инфраструктурных проблем следует выделить и проблемы в сфере телекоммуникационной инфраструктуры - сложности при внедрении услуг связи из-за географической обособленности сельских и горных населённых пунктов и снижение доступности социально значимых услуг: уменьшение количества стационарных почтовых отделений связи, сокращение радиотрансляционных узлов проводного вещания. В значительной степени острота проблемы может быть снижена при строительстве радиотелевизионной передающей станции в г.Владикавказе в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы на 2009-2010 годы.

Жилищно-коммунальный комплекс


В сфере жилищно-коммунального комплекса основные проблемные вопросы:

доля аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда составляет 2,2 процента - 385 тыс.кв.метров. Чтобы решить эту проблему необходимо за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства обеспечить финансирование мероприятий по отселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Северная Осетия - Алания;